Сообщество «На русском направлении» 00:00 15 октября 2015

Под державным оком

Долгие годы — каждый год был как вечность — создание методики спасения и реставрации памятника и, наконец, — судьбоносное решение о начале реставрационных работ. В общей сложности вся эта история заняла шесть лет. В ходе этих работ происходили совершенно необыкновенные вещи. Были сделаны колоссальные исследования, 3D-сканирования, инфракрасное излучение, даже томографическое исследование, которое показало очень непростую ситуацию внутри деревянной основы памятника. Работа, которая делается руками Александра Анатольевича Горматюка, для меня — на уровне искусства и чуда. В ходе реставрационных работ стало понятно, что памятник можно вернуть к истокам, к XII веку.

Так случилось, что среди огромного материального культурного наследия в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника есть совершенно необыкновенный памятник, который поступил в музей в далёком 1946 году, — это образ Боголюбивой Божией Матери.

С 1978 года этот памятник экспонировался в главном Историческом музее города. И все приезжающие к нам паломники, туристы, путешествующие, любопытствующие могли увидеть его в стенах нашего музея. Но наступили 90-е годы. Многое изменилось в нашей жизни. И Владимирская епархия обратилась с просьбой к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику предоставить этот памятник для верующих. Избран был Княгинин монастырь — старейший монастырь Владимирской земли, находящийся в самом центре города Владимира, хранящий много ценностей. Когда-то в Успенском соборе Княгинина монастыря находилась совершенно удивительная музейная экспозиция "Православие и культура Владимирской земли". И руководству музея — а тогда директором была Алиса Ивановна Аксёнова — показалось совершенно естественным, что именно там, в приделе Успенского собора, в отдельном помещении будет находиться этот памятник.

Талантливые люди создали удивительный саркофаг, который был снабжён специальной аппаратурой. Именно в этом саркофаге экспонировалась икона. Но шли годы, саркофаг выработал свой ресурс, и руководство Княгинина монастыря заказало новую витрину немецкого производства, которая была снабжена отдельно стоящими осушителями. Однако, по роковому стечению обстоятельств, температурно-влажностное состояние внутри объёма памятника изменилось. И это привело к достаточно тяжёлым последствиям. Специалисты института Грабаря и реставраторы музея-заповедника сразу отреагировали на такое изменение памятника. Он был срочным порядком возвращён в стены реставрационного центра музея-заповедника. Это произошло в 2009 году.

В течение долгих лет все усилия сотрудников музея были направлены на то, чтобы стабилизировать его состояние, чтобы максимально исключить угрозу исчезновения памятника. А затем долгие годы — каждый год был как вечность — создание методики спасения и реставрации памятника и, наконец, — судьбоносное решение о начале реставрационных работ. В общей сложности вся эта история заняла шесть лет. В ходе этих работ происходили совершенно необыкновенные вещи. Были сделаны колоссальные исследования, 3D-сканирования, инфракрасное излучение, даже томографическое исследование, которое показало очень непростую ситуацию внутри деревянной основы памятника.

Работа, которая делается руками Александра Анатольевича Горматюка, для меня — на уровне искусства и чуда. В ходе реставрационных работ стало понятно, что памятник можно вернуть к истокам, к XII веку. Ведь уровней записей было огромное количество, реставрации проводились многократно. Уровень реставрационных работ 40-х годов, 50-х, 60-х — это совершенно другой уровень. И только специалисты могут рассказать о всех тяготах, всех тяжелейших решениях, которые им приходилось преодолевать на пути спасения памятника в полном смысле этого слова.

Начать реставрацию можно, закончить её нельзя, особенно с таким трепетным памятником, как икона Боголюбивой Божией Матери. Между тем некий реставрационный этап подходит к концу, и совершенно естественно возникает вопрос: что же будет дальше с иконой? Для нас, искусствоведов, и просто интересующихся культурой людей, это прежде всего уникальный памятник древнерусской живописи. И то, что он из небытия многочисленных записей вернулся в искусствоведческий оборот памятником раннего средневековья, — это чудо. И посмотреть на это чудо очень много желающих. С другой стороны, мы должны отдавать себе отчёт и понимать ответственность духовного значения этого памятника. Он создавался в то время, которое мы называем утром Русской земли. Когда русские понимали — кто мы и что мы в историческом пространстве. Когда Русь присоединилась к христианскому миру. Когда решался вопрос, где же появится новый политический центр русской государственности. Когда возводятся стараниями Андрея Боголюбского невероятной красоты памятники, храмы, украшенные всею хитростью боголюбивых древнерусских мастеров.

Что же дальше? Страна огромна, многонациональна, много конфессий, и каждый подходит к образу своей дорогой. Сегодня перед нами стоит непростая задача. Надо найти соломоново решение — как показать людям это сокровище. Ни в коей мере не нанести ему урон и представить его доступным для людей, православных христиан, которые ищут в этом памятнике, в этом образе духовную опору и духовную основу своей жизни. Сейчас мы на пороге решения этой задачи. Совершенно ясно, что памятник должен находиться под постоянным державным оком, под государственным контролем. За ним должны смотреть профессионалы: климатологи, реставраторы, искусствоведы. И, с другой стороны, совершенно ясно, что человек в своей жизни должен иметь право совершить паломничество к этой святыне и увидеть её. Решение непростое, но возможное. Жизненная практика показывает: дорогу осилит идущий. То, что будет просто — просто не будет. Но то, что решение будет найдено, в этом я абсолютно убеждена.

На фото: Алексей Горматюк за работой

1.0x