Авторский блог Денис Юрганов 19:06 3 февраля 2025

Почему зона франка все еще существует

Аналитическая статья Армена Манукяна с сайта РСМД

Предыстория и структура зоны франка КФА

Спустя более чем полвека после обретения независимости большинством африканских стран бывшие метрополии сохраняют весомое влияние во многих странах региона. В частности, ряд государств имеет общую валюту — франк КФА (фр. CFA — colonies françaises d’Afrique или французские африканские колонии), которая привязана к евро (ранее к французскому франку). Закономерно возникает вопрос, почему эти страны все еще ее используют?

История франка КФА начинается в конце XIX в., когда в Африке вслед за колониями появились первые французские частные банки (например, Банк Сенегала, основанный в 1853 г.), которые были проводниками французского влияния в Африке. Позже, в 1903 г., был сформирован Банк Французской Западной Африки, который выступал в качестве эмитента, то есть центрального банка франка, ходившего на территории Французской Западной Африки. Курс был фиксированным и привязан к французскому франку. Такая же структура была выстроена на территории Французской Экваториальной Африки, а также на территории ряда колоний, например, Камеруна и Того (бывшие германские колонии), Мадагаскара, Комор и в других колониях вне Африки. Уже во время Второй мировой войны началась трансформация зон франка. В целом, Франция к моменту обретения африканскими странами независимости смогла выстроить успешно функционирующую финансовую структуру, которая основывалась на французском франке и «привязывала» бывшие колонии к метрополии. На настоящий момент эта система до сих пор не претерпела значительных изменений.

двойной клик - редактировать изображение

В Африке на данный момент существуют три зоны франка КФА, которые слабо связаны между собой институционально, но де-факто представляют собой часть одной большой системы:

Франк Западной Африки образует зону франка Западной Африки (фр. UEMOA), куда входят восемь стран: Кот-д’Ивуар, Сенегал, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Бенин, Того и Гвинея-Бисау. Крупнейшие страны — Кот-д’Ивуар и Сенегал, 40% и 16% ВВП зоны соответственно на 2024 г. (здесь и далее значения рассчитаны автором на основе данных Всемирного банка). На основе общей валюты еще в 1962 г. была создана интеграционная группа без Гвинеи-Биссау и Того, но с Мавританией, которая в 1994 г. превратилась в ныне существующую UEMOA. Мавритания покинула зону франка в 1972 г., Мали вышла в 1962 г., но вернулась в 1984 г. В 1997 г. к зоне франка присоединилась Гвинея-Биссау. На данный момент это таможенный и валютный союз, который входит в состав более крупной интеграции — ЭКОВАС, где у всех стран вне зоны франка своя валюта, а также интеграционная группа (WAMZ), в которой экономическими лидерами выступают Нигерия и Гана.

Франк Центральной Африки образует зону франка Центральной Африки (фр. CEMAC), куда входят шесть стран: Камерун, Габон, Конго, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея. Все страны — бывшие колонии Франции, кроме Экваториальной Гвинеи. Крупнейшая страна как по населению, так и по ВВП — Камерун (43% ВВП зоны на 2024 г.). CEMAC, как и UEMOA, входит в состав другой интеграции, каждый член которой имеет собственную валюту, то есть повторяется распространенная в Африке практика множественности интеграций. CEMAC входит в ECCAS, экономическое сообщество центральноафриканских государств.

Франк Коморских островов. Коморы получили независимость в 1975 г. В колониальный период страна входила вместе с Мадагаскаром в одну зону франка, однако после обретения независимости Мадагаскар вышел из зоны франка, в то время как Коморские острова сохранили эту валюту, оставшись единственной страной в зоне.

Также ранее в зону франка входила Мавритания, которая вышла в 1972 г. Джибути покинула зону франка в 1949 г. — франк Джибути привязан к доллару США.

Некоторые страны, наоборот, присоединились к зоне франка. Среди них Экваториальная Гвинея, бывшая испанская колония, которая в 1985 г. вступила в зону франка Центральной Африки, и Гвинея-Биссау, бывшая португальская колония, разоренная гражданской войной и экономическим кризисом, которая присоединилась к зоне франка Западной Африки в 1997 г.

Таким образом, зоны франка КФА существуют более 60 лет и смогли практически без изменений в составе на протяжении всего периода независимости большинства африканских стран дойти до наших дней. Более того, возвращение старых и включение новых стран в состав показывает потребность в наличии сильной и стабильной валюты.

Особенности функционирования зоны франка

Центральный банк каждой из зон выступает эмитентом валюты и выполняет функции, идентичные национальному банку. Все золотовалютные резервы централизованы, и при этом часть резервов хранится на специальном счете во французском казначействе и представлена высоколиквидными активами. На данный момент курс франка как Западной, так и Центральной Африки равен 655,957 франков за 1 евро. Курс коморского франка — 491,968 франков за 1 евро. Страны — члены каждой из зон франка формируют состав и подразделения ЦБ, в результате чего монетарная политика формируется на наднациональном уровне.

Второй основополагающий принцип функционирования зоны франка — гарантия безусловной и неограниченной конвертируемости, предлагаемой французским казначейством в виде аванса центральным банкам стран зоны франка в случае недостатка валютных резервов. Это значительно снижает риски кризиса платежного баланса и стабилизирует курс, так как появляется доступ к дополнительной и фактически неограниченной ликвидности.

Возможность свободной конвертируемости франка КФА в евро при сохранении фиксированного курса — основополагающий фактор в функционировании всей системы зоны франка. Страны могут экспортировать свои ресурсы и за счет выручки закупать необходимые товары по фиксированному курсу без риска его резкого изменения и задержек. Риск ликвидности отсутствует, так как гарантом выступает казначейство Франции, у которого есть прямой доступ к ликвидности Европейского центрального банка. Иначе говоря, в обычной ситуации продажа или покупка товара привела бы к значительным колебаниям курса в силу необходимости участия третьей стороны при купле-продаже валюты, а в данном случае казначейство Франции обеспечивает транзакции. В развитых странах имеется огромное число контрагентов на валютном рынке с разными финансовыми целями, что и обеспечивает рынок ликвидностью, и, следовательно, снижается его волатильность. Для африканских стран, где ключевую роль играет один крупный экспортный товар, присутствуют большой спрос на импорт и низкие потоки капитала, валютная ликвидность крайне необходима, что и предоставляет система франка. Также речь идет о потоках капитала: рынки стран зоны франка, по сути, не имеют валютного риска, так как курс гарантирован страной с инвестиционным кредитным рейтингом и доступом к неограниченной ликвидности. Следовательно, не составляет большого труда инвестировать в добычу ресурсов в какой-либо стране и выводить прибыль. Привязка к евро и гарантии Франции сильно упрощают перевод капитала и продажу/покупку товара и впоследствии «привязывают» страны к бывшим метрополиям.

Еще одно важное звено системы — динамика курса евро. Страны блока в получении выручки зависят от курса евро к доллару. Цены на экспортируемые товары (нефть, золото и т. д.) в основном формируются в долларах, а выручка получается в евро, так как курс франка привязан к евро. Иными словами, при сильном евро, страны получают больше выручки, но товары становятся дороже, что наблюдалось в 2000-е гг. При слабеющем евро страны получают меньше долларовой выручки, но немного улучшают свое положение за счет фактической девальвации франка, что происходит сейчас.

Ранее Франция была более широко представлена в системе франка, но постепенно страны зоны франка добились снижения ее представительства в центральных банках; «африканизации» управляющего менеджмента; снижении доли резервов, хранимых на специальном счете во французском казначействе, а также переводе штаб-квартир центральных банков из Парижа в Дакар и Яунде. Тем не менее ключевой элемент влияния — привязка к евро — сохраняется без изменений. Стоит заметить, что после введения евро франк КФА стал инструментом влияния ЕС на страны Африки в целом, хотя за Францией остается роль основного связующего звена ЕС и государств зоны франка.

Финальным штрихом в описании функционирования системы можно назвать соотношение дефицитов и профицитов торговых балансов стран зоны франка КФА. Устойчивость привязки франка КФА к евро обеспечивается, помимо части резервов, хранимых во французском казначействе, также совокупным дефицитом/профицитом зон франка. Если посмотреть на профицит/дефицит торгового баланса, то страны франка Западной Африки чаще имеют дефицит торгового баланса, в то время как страны зоны Экваториальной Африки, наоборот, профицит. Совокупно дефицит и профицит «схлопывается» и достигается определенная устойчивость системы с учетом иных факторов.

Страны зоны франка, по сути, отказываются от части суверенитета, передавая монетарную политику на наднациональный уровень, где серьезное влияние оказывает Франция и вместе с ней весь европейский блок, к валюте которого привязан франк. Помимо ограничений в возможности девальвации своей валюты, страны франка КФА не могут проводить денежно-кредитную политику на национальном уровне, что ограничивает возможности каждой из стран в отдельности в стимулировании внутренней экономики. Для национальных правительств остается только бюджетная политика и привлечение внешних займов, что значительно упрощается ввиду фиксированности курса и простоты конвертации в твердую валюту.

Экономика, торговля и инфляция

Большинство стран зоны франка относятся примерно к одному уровню доходов на душу населения и основной двигатель экономики в этих странах — экспорт. Внутреннее производство слабое и именно экспорт обеспечивает страны валютными доходами. Структура экспорта во многом отражает структуру экономик данных стран. Страны зоны франка можно условно разделить на две группы — экспортеров нефти и экспортеров золота. К первой группе в основном относятся страны зоны франка Экваториальной Африки (кроме ЦАР), где нефть и газ — основная статья экспорта: Камерун, Габон, Конго, Экваториальная Гвинея, Чад. К странам экспортерам золота в основном относятся все страны зоны франка Западной Африки, кроме Гвинеи-Биссау: Кот-д’Ивуар, Сенегал, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Бенин, Того, а также Чад и ЦАР из зоны франка Центральной Африки. Важно отметить, что стран, имеющих несколько различных статей экспорта, совсем немного, например, Кот-д’Ивуар и Сенегал. К другим крупным экспортным товарам относятся фосфаты, какао, орехи кешью и хлопок, но золото экспортируется практически всеми странами зоны франка. У ряда стран концентрация экспорта запредельная. Так, этот показатель у Буркина-Фасо, Мали и Нигера — 75–90% за 2022 г., а у Гвинеи-Биссау — орехи кешью на 90–95%.

Зачастую утверждается, что возможность девальвации валюты помогает странам больше экспортировать и быстрее расти, что для стран зоны франка невозможно в силу фиксированного курса. Таким образом, страны зоны франка должны демонстрировать меньшие темпы роста ВВП и торговли. Однако динамика ВВП и торговли за последние 30 лет показывает иную картину.

Прирост ВВП показывает, что страны зоны франка Западной Африки росли быстрее стран Африки южнее Сахары (АЮС) во второй половине 1990-х гг. и после 2012 г. ВВП стран зоны франка Центральной Африки рос быстрее в 2000-е гг. и начале 2010-х гг., но последние 10 лет наблюдается стагнация, что связано с падением цен на нефть. Ярким примером выступает ЭКОВАС, где половина стран имеет свою собственную валюту. Динамика ВВП стран со своей валютой немного более волатильная: ВВП стран совокупно рос в среднем с 2000 г. по 2013 г. на 7,3% в год и на 3% после 2013 г., в то время как у стран зоны франка Западной Африки ВВП рос за те же периоды на 2,7% и 5,6% соответственно. Разница объясняется стремительным ростом экспорта золота за последние 10–15 лет и динамикой цен на него и на нефть за последние 20 лет. Таким образом, говорить о существенном отставании в приросте ВВП стран зоны франка не приходится.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Если посмотреть на долю ВВП стран зоны франка в ВВП АЮС, то по авторским подсчетам на основе данных Всемирного банка, за последние 30 лет доля выросла с 11% до 15%, хотя, если абстрагироваться от данных за 1990-е гг., когда после политической и военной нестабильности в ряде стран наблюдались существенные скачки роста ВВП, то доля стран зоны франка колеблется в районе 12–14%, что также подчеркивает стабильность положения стран зоны франка.

Еще одним показателем, более точным по мнению автора, можно назвать долю стран в совокупном экспорте стран АЮС. Доля стран зоны франка в совокупном экспорте АЮС выросла с 14% до 17% за 30 лет, а последние 20 лет значение колебалось между 16% и 17%. В импорте динамика еще менее изменчива — значение колеблется в диапазоне 15%–17% уже 30 лет. Таким образом, страны зоны франка растут как экономически, так и в торговом плане вместе с континентом. Также важно отметить, что после девальвации франка КФА на 50% в 1994 г., у стран зоны франка был опережающий рост ВВП, а торговый баланс стал профицитным, то есть периодическая девальвация франка КФА дает толчок дальнейшему росту, что более экономически благоприятно, чем бесконтрольная волатильность, что наблюдается, например, у соседней Нигерии.

Последний важный параметр — темп инфляции. Тут ситуация явно лучше у стран зоны франка, так как благодаря фиксированному курсу, даже страны, находящиеся в состоянии гражданской войны, имеют рост инфляции ниже, чем в странах вне зоны франка. Например, среднее значение инфляции за последние 20 лет среди стран ЭКОВАС вне зоны франка составило 12,4%, что в 4 раза выше того же значения у стран зоны франка Западной Африки — 3%. Так, наличие франка стабилизирует макроэкономические параметры и позволяет сгладить недостатки экономической системы. Здесь также важно отметить, что после девальвации франка в 1994 г. на 50%, страны блока испытали повышенные темпы инфляции, но к 2000 г. ситуация значительно улучшилась.

Для большинства стран франк КФА представляет собой «спасательный круг», так как в ряде государств наблюдается политическая нестабильность, ведутся боевые действия (например, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, ЦАР, Чад и т.д.), либо имеется существенный дефицит торгового баланса (Сенегал, Того, Бенин и т. д.). Без франка КФА валюты данных стран стремительно обесценивались бы, инфляция бы возрастала и вероятность сохранения государственности для некоторых стран была бы под большим вопросом. Стабильный профицит имеют лишь страны экспортеры нефти, кроме Камеруна, а относительно сбалансированную на фоне соседей номенклатуру экспортных товаров — Кот-д’Ивуар. Остальные страны нуждаются в стабильной валюте, чтобы избежать финансового и возможно политического кризиса.

Почему зона франка все еще существует

Поддержание стабильного уровня валюты, то есть ее низкой волатильности, для всех стран зоны франка практически невыполнимая задача. Пример других нефтедобывающих стран вроде Нигерии или Анголы показывает, что, даже имея колоссальные доходы от продажи нефти, добиться стабильности курса сложно. Необходим комплекс мер, в том числе наличие значительных золотовалютных запасов, фискальная дисциплина, рост внутреннего производства и т. д. Исторический опыт показывает, что на данном этапе африканские страны не справляются с этими задачами, как и несколькими десятилетиями ранее, поэтому переход на собственную валюту — огромный риск высокой инфляции, падения импорта, недовольства населения и, возможно, политической нестабильности.

Страны франка имеют функционирующую систему экспорта ресурсов и получения выручки, стабильную валюту, а также сохраняют свою долю в совокупных ВВП и торговле Африки. Изменение статуса, то есть создание своей стабильной валютной системы, требует больших усилий и политической воли, а также готовности пойти на значительный риск.

Выход можно найти в постепенной трансформации, развитии внутреннего производства, росте конкурентоспособности и благосостояния населения. Однако за последние 20–30 лет практически не произошло диверсификации экспорта и роста конкурентоспособности стран зоны франка, что позволяет говорить о низкой вероятности подобных изменений в будущем.

Армен Аветикович Манукян - независимый эксперт, магистр международных отношений, МГИМО МИД России

Источник

1.0x