Сообщество «Форум» 12:11 3 октября 2025

Почему примирения красных и белых так и не произошло?

чтобы существовать, государство нуждается в основаниях, чтобы нащупать и осознать свои основания, государству необходима большая культура

3 октября 2005 года в Москве состоялась церемония перезахоронения праха генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина. Мы помним это время как время больших надежд на примирение старой и новой России. Примирение, которое к сожалению, ожидаем и по сей день. Об этом говорит кипение страстей и вокруг имени самого Ивана Ильина, и памятников белым офицерам, и наименований улиц наших городов, и вокруг фильма «Мумия», и так далее, и так далее. То есть, очевидно, что настоящего примирения так и не произошло.

Почему? Вопрос большой и серьёзный, и думаю, главный ответ на него – культура. Точнее – её отсутствие. Увы, большой культуры сегодня у нас фактически нет. В то время как в СССР она была. Пусть и под спудом идеологии, пусть и с большими купюрами, тем не менее высокая культура имела место быть, более того, к ней прислушивалась власть, осуществляя некую основанную на культуре вертикаль и иерархию ценностей.

Сегодня дела обстоят гораздо хуже. Традиционные ценности, правда, декларируются, но это, пожалуй, и всё. На практике мы в этом смысле мало чем отличаемся от современного Запада, где высокая культура превратилась в вещь исключительно для эстетов. Конечно, никто вам не запрещает слушать серьёзную музыку, смотреть высокое искусство, читать Пушкина. Но всё это остается вещью для избранных. Над всем же прочим миром безраздельно царит и властвует пошлость. Именно она льется с экранов мировых телеканалов, радио, книгоиздательств, интернета, выступлений политиков итд. итп. Культуру почти не воспитывает школа, культура чужда государственным институтам. Да и представляют ли сами эти институты необходимость этой самой культуры? Зачем она им? Это, собственно, и называется демократия.

Это в старых христианских империях культура была государствообразующим центром. Даже в СССР культура воспринималась как надстройка над классовым базисом, на которую обращали внимание. Сегодня культура проходит по рангу необязательных развлечений. Кто вообще знает, чем занимается министерство культуры и зачем оно нам? Для организации банкетов?

Однако культура – вещь большая, сложная, не простая. Она не рождается сама собой, она нуждается в сохранении и воспитании. Она передается через поколения. Как, скажем, национальное самосознание. Вещи, кстати, родственные, едва ли не синонимичные. Как и любовь к Родине. И если пропустить несколько поколений, придёт конец сперва культуре, затем нации, а очень скоро и Родине.

СВО, правда, снова сделало актуальным патриотизм. Но ведь патриотизм растёт на национальной культуре и национальном самосознании. Когда же отсутствует первое и второе, что можно получить на выходе? Ту же попсу в той же упаковке, тот же балаган. Вместо Пугачёвой Шамана, вот и вся культура. Отсюда и растут ноги всего. И национального примирения, конечно, тоже.

Чем вообще отличается сегодняшний условный левый, борец с «фашистским» философом Ильиным? Он отличается прежде всего тем, что для него мир был сотворён в 1917 году. До 1917-го мира не существовало. То есть, перед нами человек фатально невежественный, а потому и к серьёзному разговору не пригодный. Какая возможна дискуссия с накокаининым революционным матросом 17-го? Молчаливая дискуссия на быстроту реакции – кто вернее вытащит наган, не так ли?

Аутентичный советский человек из реального СССР был гораздо более вменяем, всё-таки советская школа давала достаточно гуманитарных знаний, воспитывая человека с более-менее широким сознанием и исторической памятью. Всё это, увы, в прошлом. Сегодняшний наш условный советский-левый ничем не отличается от такого же условного западного обывателя-демократа: демократия, где бы она себя не осуществляла, выводит одноклеточного человека с памятью аквариумной рыбки. На что тот же Пушкин обращал внимание, говоря, что человек при демократии, то есть вне духовных иерархий и национальной культуры выветривается, обращается в пыль.

Если же мы теперь обратимся к нашим национально и имперски мыслящим правым (которых, конечно, абсолютное меньшинство), то, конечно, увидим гораздо более образованных людей. Которые во всяком случае понимают, что Россия создана не в 1917-м, но имеет тысячелетнюю историю.

Но и здесь имеется стена, об которую разбивается любая возможность сколько-нибудь продуктивного диалога. Нашим имперским правым свойственно полностью отрицать Советский Союз, в упор не замечая того, что на протяжении 70 лет своего существования, это были несколько совершенно непохожих друг на друга государств.

Если революцию действительно совершали террористы, желавшие поражения Российской империи в войне и мечтающие обратить в кровавый хаос весь мир, то это откровенно русофобское ленинско-троцкистское государство просуществовало до 1927 года. После чего начало претерпевать серьезные метаморфозы.

Как бы то ни было, но русский человек постепенно преодолевал большевизм. В страну возвращалась культура девятнадцатого века, русские военачальники, даже русские цари. Дошло до того, что Пушкин стал культурной иконой и духовной осью новой империи, вокруг которой она и стала вращаться. Да так, что лики Маркса, Энгельса, Ленина в позднем СССР превратились в пустые жестянки, зато Пушкин действительно пронизывал своим духовным светом мир позднего советского человека, создавая нечто совсем не похожее на мир Запада.

Увы, мир сегодняшнего постсоветского человека пронизывает что угодно, но только не пушкинская культура.

Тот, кто застал брежневский СССР помнит этот по-своему пасторальный мир, гораздо более консервативный, нежели современный ему Запад, и уж тем более гораздо более консервативный нежели мир, в котором мы существуем сегодня. Удивительно, что наши правые совершенно этого не замечают и игнорируют. Так создается ещё одна точка непонимания, разделения, которую конечно с удовольствием используют враги России и Русского мира.

И всё это тоже – результат отсутствия высокой культуры, рефлексии, искусства диалога. Потому что культура предполагает конечно и рефлексию, то есть саму культурную жизнь, существование толстых журналов и подобных им феноменов. Предполагает некую культурную вертикаль: эти условные толстые журналы должны читать, а читатели этих толстых журналов – создавать атмосферу общества. Ничего подобного сегодня нет: ни вертикали, ни культурной иерархии. Итог закономерен: пока разговоры о традиционных ценностях остаются лишь разговорами, о каком-то реальном национальном примирении говорить не приходится.

Подытожим: чтобы существовать, государство нуждается в основаниях. Чтобы нащупать и осознать свои основания, государству необходима большая культура. Вещи, казалось бы, элементарные. Но если бы мы до них доросли, это уже был бы выдающийся прорыв. Да, собственно, ничего другого нам не остается, других вариантов выживания у нас просто сегодня нет.

Итак, что же делать? Скажем так, если бы директором корпорации был я, то постарался бы донести до всех ей причастных, что мы - корпорация действительно с огромной традицией, одна из старейших в мире, что, как минимум, заслуживает уважения, гордости и внимания. И для того, чтобы донести эту простую мысль до последнего клерка привлёк бы все имеющиеся у меня в распоряжении средства. Ведь гордость за свою корпорацию – лучший актив руководителя, не так ли?

Кстати, если бы мы обращали больше внимания на культурные феномены, не пропустили бы новость, опубликованную влиятельным научным журналом Nature/«Природа» 5 февраля 2025г. Международная группа учёных под руководством одного из самых именитых палеогенетиков мира, гарвардского профессора Дэвида Райха, решила старый научный спор, установив точное место происхождения праиндоевропейского языка. Это регион между Кавказскими горами и Нижней Волгой (современные Ставрополье, Калмыкия, Ростовская и Волгоградская области), время – примерно 4000-4400 гг. до н.э. Собственно, перед нами те самые линзы, сквозь которые только и следует смотреть на сегодняшнюю Россию. Возможно, в оптике шести тысяч лет нашего непрерывного здесь бытования нерешенных проблем и споров последних нескольких дней у нас и поубавилось бы.

Фото: баррикады, сентябрь-октябрь 1993 г.

1.0x