Итоги прошедших 9—23 сентября голосований в российских регионах показали, что наша "властная вертикаль" в целом ещё способна обеспечивать свою самолегитимацию путём, как заявила глава ЦИК Элла Памфилова, "успешных и полностью чистых выборов", но протестные настроения в российском обществе уже вышли на политический уровень. Прежде всего, это проявилось в том, что для выявления победителя в 4 из 22 субъектов Российской Федерации понадобился второй тур, то есть "единого политдня", как это было на протяжении многих предшествующих лет, не получилось, а в Приморском крае даже пришлось признать выборы несостоявшимися и назначить новую их дату. И это неудивительно.
За последние полтора-два года либеральные силы в российских "верхах" — видимо, устав от санкций со стороны США и их союзников, — вняли призывам своих западных партнёров не кочевряжиться и соглашаться на новый, "постпутинский" формат отношений, при котором они в обмен на возможность обогащаться и "красиво жить в цивилизованных странах" откажутся от любых попыток "говорить на равных", сдав своим хозяевам Россию вместе со всеми её природными богатствами и населением, отказавшись от ядерного паритета и позволив расчленить нашу страну на куски, как это случилось треть века назад в ходе горбачёвской перестройки.
А для этого нужно прежде всего дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. Вот либералы и развернули массированное наступление на граждан России через повышение цен (инфляция на потребительском рынке с начала текущего года составила в среднем 12 %, хотя глава ЦБ Эльвира Набиуллина на всю страну заявила, что по итогам 2018 года мы выйдем на самый низкий показатель — в 2 %). Не менее жёсткие меры по изъятию средств у населения предприняло налоговое ведомство во главе с Михаилом Мишустиным, которому при официальном росте экономики РФ в 1,5 % удалось выбить из российских юридических и физических лиц повышение сборов на 21 % по сравнению с 2017 годом. Куда уходили все эти деньги, если в бюджете по-прежнему якобы "денег нет"? Возможно, увеличение числа российских долларовых миллиардеров на 30 % даёт определённую подсказку для ответа на этот вопрос. И последний удар по консенсусу между властью и обществом, несомненно, был нанесен планами правительства повысить пенсионный возраст для населения. При этом утверждалось, что средняя продолжительность жизни в нашей стране намного увеличилась и достигла почти 75 лет, так что скоро "пенсионеров некому станет кормить". Статистики и их политические кураторы, видимо давненько не бывали на отечественных кладбищах. Хотя у них давно "всё своё": и зарплаты, и льготы, и пенсии, и кладбища...
Итоги голосования показали, что всё это не прошло бесследно и снизило доверие населения к представителям "партии власти", вплоть до падения рейтинга поддержки президента, — пока не настолько, чтобы начать в Москве новый "болотный майдан", но уже весьма заметно. Причём протестные настроения пока выражены неравномерно. Сильнее всего — за Уралом. Но и в европейской части России — налицо пример Владимирской области, где "партия власти" потерпела сокрушительное поражение, несмотря на весь административный ресурс (в частности, снятие с выборов нашего коллеги Максима Шевченко). Куда "тянут-потянут" эти силы, вполне очевидно.
Прискорбнее всего то, что в этих условиях "системная оппозиция" оказалась не в состоянии сформулировать хоть сколько-нибудь серьёзную альтернативу "партии власти", выступая не столько её оппонентом, сколько "запасным игроком". В этом отношении показателен успех "жириновцев", которые отпраздновали победу сразу в двух регионах: в Хабаровском крае и в уже упомянутой выше Владимирской области. Личная харизма Владимира Вольфовича и его непрерывная "пахота" с откровенно конъюнктурным наполнением в массмедиа оказались более действенным инструментом борьбы за власть, чем, казалось бы, мощная советская традиция КПРФ. Можно сказать, что Жириновский отрабатывал резервную линии обороны для "партии власти" и сверхуспешно сыграл свою роль. С криками и патриотическими лозунгами, с непрерывными нападками на советскую историю и левые идеи "Вольфыч", как и всегда, отвлёк на себя часть протестных и патриотических голосов избирателей.
На его фоне победы коммунистов: де-юре в Хакасии и де-факто в Приморском крае, — выглядят слабо. И это связано с тем, что КПРФ откровенно уклоняется от реальной борьбы за власть, что в условиях нарастающего либерального диктата выливается в откровенное политическое "спойлерство".
Были забыты лозунги о национализации олигархических состояний, не были введены лозунги борьбы с коррупцией, не была поставлен вопрос о борьбе с "майданным" фашизмом на Украине и многое другое. Наконец, в Москве был выдвинут неизвестный предприниматель Вадим Кумин, который, скорее, старался не испортить праздник Сергею Собянину и руководителю его избирательного штаба Константину Ремчукову. Мэр, кстати, пошёл на выборы как самовыдвиженец, чтобы не споткнуться на пенсионном вопросе. Казалось бы, что мешало кандидату от КПРФ включить в свою программу закрытие платных парковок, прекращение роста цен на жилищно-коммунальные услуги, ограничение ценового произвола крупных ретейловых компаний, сохранение действующего пенсионного возраста и так далее? Но ничего подобного сделано не было, Геннадий Зюганов произнёс две-три правильные речи, на этом всё и закончилось. Результатом стали "законные" 11 % вместо 40-50 %. Навальный пять лет назад без всякой партии, когда у Собянина в руках было куда больше политических "козырей", набрал 27 %. Всё это ясно показывает, что в отсутствие реальной альтернативы слева протестные настроения общества могут быть, при полной поддержке либеральной части "партии власти" перехвачены откровенной прозападной "агентурой влияния". После чего "жалкий лепет оправданья" (М.Ю. Лермонтов) будет уже никому не интересен.