пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 07 июня 2025
Авторский блог Надежда Диас 22:53 8 сентября 2017

Почему дети не хотят учиться?

Начало учебного года

Почему дети не хотят учиться?

Недавно газета «Московский комсомолец» задалась вопросом: «Почему дети не хотят учиться?» и посвятила этому вопросу целую страницу.

Автор подробно описал насколько глубоко заложено в детях нежелание учиться, написал о том, что надо штрафовать родителей за прогулы и плохие оценки детей, поругал учителей, плохо заинтересовавших своим предметом.

Конечно, было написано и о том, что школьники, находясь дома, часами сидят за компьютером. Был сделан и вывод: кто хочет учиться, тот и учиться.

А мне после этой статьи стало просто физически больно за детей. Большинству из них недоступна жажда знаний, радость научных открытий, удовольствие от прочитанной книги.

У меня есть знакомая семья, в которой сын много читает и горит желанием учиться. Почему так? А родители вместе с ним читали и читают книги, обсуждают их , вместе слушают музыку, водят парня по музеям и театрам.

Вы скажете – значит, проблема решена. Родителям надо заниматься детьми. Нет, всё не так просто. В той семье мама, хоть и работает, но имеет достаточно свободного времени. И занимается сыном. Но таких семей сейчас чрезвычайно мало. Куда ни посмотри, везде родители до ночи на работе, а дети – у компьютера. А это неправильно.

Мы живём при капитализме, а на капитал надо работать. При социализме продуктовые магазины работали по 12 часов, да ещё с перерывом на обед. Теперь многие продуктовые работают круглосуточно. Поликлиники открывались в 8 утра, теперь в половину восьмого. Большинство магазинов работает без перерыва на обед. Подобные расписания оправдывают словами: «Мы делаем это для удобства людей».

Я уж не говорю о работниках офисов, где зарплата побольше, и считаются нормой сверхурочные и работа в выходные дни. К сожалению, дело здесь не в удобствах для людей, а в желании получить, как можно больше прибыли. Вот в таких условиях и оказываются родители наших школьников. Эти условия кратко можно сформулировать так: «Не будешь работать, как захочет хозяин, вообще работать не будешь!».

Знаю, мне могут возразить, что есть такие дети, которых родители с раннего возраста приучили к самодисциплине. Есть такие дети, но их мало.

Можно сказать и о том, что, мол, учителя не заинтересовали. Но учителя только в школе, ну, устроят они урок в форме игры, а домашние задания ребёнку делать дома…

И тут вдруг вспоминаются 30-50 годы прошлого века. Родители воевали, восстанавливали города после войны, а дети горели необыкновенным желанием учиться. В чем дело?

А дело в мотивации. Вопрос: «Зачем, для чего я учусь?» имеет совершенно разные ответы в те времена и теперь.

Для начала вспомним о том, что сейчас многие учатся на платных отделениях ВУЗов. Им не хватило знаний учиться бесплатно. И нашёлся вот такой выход, который ничего хорошего нашей стране не несёт. Посредственный школьник – посредственный студент – посредственный специалист. Платное образование – это колоссальное зло, от которого наша страна не скоро вылечиться, если даже прямо сейчас его ликвидирует.

Учиться надо, порой даже грузчики требуются с высшим образованием.

Да, и родители хотят, чтобы у их ребёнка было высшее образование.

А сам ребёнок? Разве это мотивация - угодить родителям? Это совсем не та мотивация. Бывает, что ходят в институт просто «потусоваться», пообщаться с друзьями, но общаться можно и в клубах.

В 50-е годы стране нужны были инженеры для новых заводов, агрономы для освоения целины, строители для постройки новых городов. Вот кем шли работать. И мотивация была, что надо: я хочу принести пользу своей любимой стране. А для этого надо стать хорошим инженером и т.д.

Это о главной мотивации. Но была ещё и другая: я не должен подводить свой пионерский отряд, свою комсомольскую ячейку.

И дети понимали, что учёба – это, прежде всего, колоссальный труд.

Сравним с современной мотивацией. «Я учусь на менеджера, чтобы заработать много денег, и устроить себе массу развлечений».

Повсюду нам говорят о том, что надо получать удовольствия, надо развлекаться, путешествовать. И это цель жизни? Не мелковато ли?

Всё это, как сейчас говорят, для себя любимого. А для других? А для своей Родины? От всех требуем, а сами не даём?

В годы советской власти никогда бы не появился журнал с названием «Эгоист». Эгоист – было ругательным словом. Этот тот, кто думает только о себе, человек нехороший. Надо думать о других.

И ещё один современный аспект. Некоторые родители нацеливают ребёнка сразу на получение денежной специальности. Стать юристом, адвокатом – это хорошо. А их ребёнок любит с червяками ввозиться и с попугайчиками. И ему говорят: «Брось это, за это не платят».

И он насильно зубрит те предметы, которые нужны адвокату.

В этом году, словно нарочно, Министерство Образования и Науки впервые включило информацию о зарплатах выпускников высших учебных заведений в программу мониторинга эффективности вузов, для того, чтобы увидеть картину востребованности выпускников по всем специальностям.

Ясно, что педагогические институты сразу окажутся неэффективны, ведь в школах выпускникам вузов платят мало.

О необходимости закрыть педагогические вузы говорят уже давно, уже давно хотят их заменить курсами, рассчитанными на несколько месяцев. И тем свести багаж знаний молодого учителя до нуля. Уже сейчас на геофаке готовят специалистов по туристическому бизнесу, а на химическом факультете – криминалистов. Ясно, что отсутствие хорошо подготовленных учителей не будет повышать мотивацию школьников к учёбе.

Я специально не писала о том, что когда-то ученики мечтали стать хорошими слесарями или механиками. Что писать об этом при разрушенном профтехобразовании!

Я многое написала и хочу сделать вывод: настоящий стимул к учёбе появится у школьников только тогда, когда трудящиеся станут хозяевами своей страны. А это возможно только при социализме.

Опубликовано в газете «Ленинский путь», №4-6(21), апрель-июнь 2015.

1.0x