Сообщество «Историческая память» 10:02 10 сентября 2023

Почему без теории нам смерть. Битва за учебник истории

шаг вперёд и рецидивы либеральных шаблонов
34

Учебник истории и идеология

Вопрос об учебнике истории для государственного идеологического строительства - ключевой. Осмысление прошлого проецируется на настоящее, воспринимаемого через призму исторической матрицы. При желании предсказать политические конфликты в среднесрочной перспективе - обратитесь к национальным учебникам истории. Вначале разыгрываются войны памяти, и только потом политические войны.

Идеология православной самодержавной государственности, известная в советской историографии под названием теории официальной народности, была разработана не министром C.С. Уваровым, снискавшим лавры главного идеолога николаевской эпохи, а историком М.П. Погодиным. На закате существования империи ключевую идеологическую роль играли многократно переиздаваемые учебники истории Д.И. Иловайского. Нам нужен наш большевистский Иловайский, - будет говорить в дальнейшем Сталин, прекрасно понимавший роль учебников в идеологическом строительстве и сетовавший на отсутствие ярких исполнителей. О неудовлетворённости его качеством учебной литературы по истории свидетельствует, в частности, тот факт, что первая премия при создании учебника по истории СССР в 1937 году вообще никому не была присуждена.

Сталинский идеологический поворот, как известно, начался с обсуждения учебника истории. Было в действительности два идеологически поворотных учебника - «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткий курс истории СССР». Оба учебника разрабатывались при личном участии И.В. Сталина, и по-другому при решении задачи идеологической манифестации быть и не могло.

История - обоюдоострое оружие. Соответственно, и учебники истории могли использовать не только в целях государственного строительства, но и для пробуждения сил разрушения. Распад СССР начался, как известно, с кампании за ликвидацию «белых пятен прошлого», приуроченную к семидесятилетию Октябрьской революции. «Белые пятна» очень скоро превратились в «чёрные». «Чёрное пятно» первоначально распространялась на периоды сталинизма и брежневизма, затем - всего советского прошлого, а потом и всю историю России. Реализовывался план, раскрытый постфактум Александром Яковлевым, - ударить Лениным по Сталину, затем Марксом и Плехановым по Ленину, а в завершении ликвидировать коммунизм с позиций общечеловеческих ценностей.

Соответствующие корректировки вносились и в школьные учебники. Соросовские учебники истории постсоветского периода уже и вовсе перешли на позиции фактической россиефобии. Российская история растворялась в мировой, очернялась, представлялась как патология. Классическим примером соросовской учебной литературы стал, в частности, учебник Александра Кредера, создававшего апологию истории Запада, вплоть до представления решающими битвами Второй мировой войны сражения при Эль-Аламейне и при атолле Мидуэй. С учебников истории началась нацификация Украины.

В начале XX века первые учебники «незалежной» были подготовлены в Австро-Венгрии, в конце столетия - в Канаде. Орест Субтельный в 1991 году специально приехал из Канады в Украинскую ССР для написания последней главы истории Украины.

Задание разработать единый учебник истории В.В. Путин сформулировал ещё в 2013 году. Прошло десять лет… Поручение Президента академическим сообществом фактически саботировалось. И вот были представлены, наконец, новые учебники истории – книги для 10 и 11 классов, претендующие стать единой концептуальной версией изложения исторического процесса XX – XXI веков.

На учебник сразу же набросились критики с разных идеологических платформ. При этом критики чаще всего, как следует из предъявляемых обвинений, сам учебник не читали и в глаза не видели. Необходимо было бы всё-таки обратиться к тексту, что мы далее и проделаем. И такое обращение позволяет обнаружить, как факт очевидного патриотического сдвига в нарративах, так и рецидивы прежних либеральных шаблонов. Но начнём с теории…

Какова методология нового учебника истории?

«Без теории нам смерть», - говорил И.В. Сталин. Без теории нефункциональность и поражения ожидают любое государство. В сталинский период теория имелась, и на основании её осуществлялась практика по всем направлениям государственной и общественной жизни. На стройной теории, представлявшей собой сочетание марксистского учения о формациях и классовой борьбе с патриотикой российско-советского государствостроительства, противостояния внешней угрозе, выстраивались и сталинские учебники истории. Раскрытие через исторический материал теоретических подходов ставилось Сталиным в качестве целевой задачи для учебника истории. В рекомендациях к созданию учебников истории им подчеркивалось, что важнейшее значение в них должно быть отведено теории, тогда как факты имеют вспомогательное значение. История, полагал он, должна излагаться не через галерею персоналий, а объяснение исторических процессов и действия классов.

О различии такого изложения истории в сравнении с традиционным фактографическим подходом Сталин говорил на заседании Политбюро ЦК в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП (б)»: «Обычно история партии, как и всякая другая история, состоит в том, что излагаются факты, излагаются связно, даются некоторые наметки по части связи этих явлений между собой, затем идут хронологические даты, годы и т. д. Вот вам и история! Краткий курс истории представляет собой совершенно другой тип истории партии. Собственно, история партии тут взята как иллюстрационный материал для изложения в связном виде основных идей марксизма-ленинизма. Исторический материал служит служебным материалом. Правильнее было бы сказать, что это есть краткое изложение истории, демонстрированное фактами…». Развивая далее мысль о значении исторической теории, Сталин противопоставляет историю идей истории героев: «История, заострённая на лицах, для воспитания наших кадров ничего не даёт, или даёт очень мало, историю надо заострить на идеях…».

Презентованный новый российский учебник истории России - две книги - для 10 и 11 класса за авторством В.Р. Мединского и А.В. Торкунова как раз иллюстрируют то положение, что может представлять собой исторический нарратив без теории. В новом учебнике есть фактология и есть некоторые ценностные оценки, но нет методологии. А без методологии оценки оказываются вкусовыми, выглядят, как навязываемая позиция.

Существуют, как известно, различные методологические подходы, применяемые при осмыслении исторического процесса. Советские учебники руководствовались, как известно, формационным подходом. Учебники, основывающиеся на историко-культурном стандарте, опирались на теорию модернизации. Фактически посредством теории модернизации легитимизировался западнический универсализм. Сообразно с ней, напомню, ход истории задаётся трендом от религиозно вариативного традиционного общества к универсальному обществу современному. Ожидалось, что новый учебник будет опираться на цивилизационный подход, в соответствии с которым Россия позиционироваться как государство-цивилизация. Ожидания эти тем более усиливались, что на основании цивилизационного подхода оказался выстроен курс, вводимый с 1 сентября во всех вузах страны - «Основы российской государственности». Но нет...

Ни цивилизационный подход в новом учебнике не был заявлен, ни даже само слово цивилизация не было ни разу употреблено. В чём состоит вообще заявляемое философско-историческое видение учебника, понять сложно. С одной стороны, в нём есть компоненты прежней теории модернизации, с другой, она соединена с методологией политического реализма. Политический реализм основывается на представлении, что национальные государства, руководствуясь своими интересами, ведут борьбу друг с другом. И эта борьба в новом учебнике нашла отражение в конфликте Россия - Запад.

Конфликт Россия – Запад

В историко-культурном стандарте конфликт Россия - Запад ретушировался, история, сообразно с либеральными рекомендациями, демилитаризировалась, использовалась заявляемая официально установка формирования толерантных взглядов. В новом учебнике, конечно, никакой толерантности быть не могло. В условиях СВО, о которой в учебнике есть впервые представленный отдельный раздел, это было бы, наверно, и невозможно. Запад оказывается константным противником России на всём протяжении рассматриваемого столетнего интервала истории. Причём, в рассматриваемых конфликтах новый учебник защищает российскую позицию и обвиняет позицию противника. Запад - экспансионист, Россия отвечала на агрессию.

Так, в противоречии с установками историко-культурного стандарта, оперировавшего понятием «Гражданская война» без второй компоненты конфликта, отражаемого в советской историографии – «Иностранной военной интервенции», новый учебник акцентировал внимание на экспансии и преступлениях интервентов. Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции.

Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство. Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад». При «непосредственном участии ЦРУ и правительства США» указывается в учебнике создавались также эмигрантские группы, цель которых состояла в трансляции идей национализма и сепаратизма в республики СССР. Раскрывались механизмы поражения суверенитета страны в перестроечные годы через антисоветскую пропаганду, осуществляемую под видом борьбы за свободу слова и направляемую из-за рубежа.

При рассмотрении предвоенного международного кризиса предвоенных лет убедительно показывается, что мировую войну развязывал Запад, тогда как действия Советского Союза, включая заключение договора с Германией 1939 года, представлялись как вынужденная реакция, максимально эффективные действия по перенесению границ на запад в перспективах грядущего столкновения. Вместо позиции о равной ответственности сверхдержав за переход мира в состояние «холодной войны» принимается положение об очевидности вины Запада за её развязывание.

Ввод войск в Чехословакию в 1968 году и в Афганистан в 1979 году объясняется в учебнике советским ответом на действия Западу - поддержку чехословацкой оппозиции и моджахедов. Впервые за весь постсоветский период эти действия со стороны СССР не осуждались и даже не оценивались как ошибочные.

Жёстко критикуется политика М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина на международной арене как сдача противнику геополитических позиций. В то время как Россия после демонтажа коммунистической системы пошла по пути демонтажа потенциалов сдерживания противника, Запад продолжал видеть в ней врага. Стремясь воспользоваться сложившейся ситуацией, он с 1999 года начинает последовательное продвижение инфраструктур НАТО на восток. Конфликт на Украине раскрывается в учебнике как логическое следствие курса новой западной экспансии. Безусловно, такое переосмысление отношений с Западом в сравнении с прежними версиями западнолюбивых учебников есть важный сдвиг в сторону ресуверенизации.

Но из-за чего собственно Запад конфликтует с Россией, фундаментальные основания конфронтации - из учебника понять невозможно. Объяснение природы конфликта выводило бы на положение, что Россия и Запад цивилизационно различны. Но этот шаг сделан не был. По изложению учебного материала обнаруживаются симпатии разработчиков к рыночной модели экономики, к системе западного капитализма, что не позволяет понять расхождение между Западом и Россией в системе ценностей.

Отношение к СССР: преодоление антисоветчины

Новый учебник впервые за тридцать лет отступил от установки системной антисоветчины. Советскому Союзу в нём даются позитивные оценки, сообщается о выдающихся свершениях на каждом из этапов. Нет, как в прежних учебниках, однозначного осуждения Октябрьской революции. Много говорится о факторе массового энтузиазма и веры в будущее в развитии советского общества. СССР представляется как динамически развивающаяся система, и о предопределённости её к гибели, на чём настаивал историко-культурный стандарт, речи не шло. Выгодно отличает новый учебник и представление череды героев войны и труда, включая героев СВО, преемственных своим великим предшественникам советского времени.

Но парадигмально советская модель жизнеустройства не принимается. Те оценки, которые даются в отношении преимуществ НЭП, те объяснения, которые предлагаются в отношении причин голода, интерпретации дискуссий о путях строительства социализма с симпатиями к бухаринской версии, к косыгинским реформам, критика повседневной жизни советского человека - всё это создаёт понимание, что авторами отвергается сама модель коммунистического жизнеустройства с позиций рыночной экономики. Российских школьников, судя по всему, будут по-прежнему учить, что рыночная экономика есть безусловное благо. А коли так, то и фундаментальных различий в экономическом устроении между Россией и Западом нет, и нерыночность СССР есть либо отставание, либо отклонение от столбового пути развития.

Национальный вопрос

Новые акценты были сделаны в учебнике в интерпретации национальной политики. Впервые на уровне учебной литературы осуждается политика «коренизации», приведшая к вытеснению русских из национальных республик. Особо много внимания уделяется генезису украинского сепаратизма и национализма, антирусской пропаганде на Украине. Укрепление русского государствообразующего ядра, пришедшаяся, в частности, на поздний сталинский период, оценивается в новом учебнике как позитивная тенденция, а вовсе не проявление великодержавного шовинизма, как трактовалось антисталинистами. Даже депортациям народов в годы Великой Отечественной войны не даётся однозначно осуждающая оценка, как в учебниках прежних генераций, и сообщается, что существовали реальные факты этнического коллаборационизма.

О либеральных рецидивах

Новый учебник, безусловно, есть факт патриотического сдвига. По сравнению с учебниками соросовской генерации, разница вообще разительная. Однако рецидивов в виде использования штампов либеральной пропаганды в новом учебнике всё ещё предостаточно. Его в этом смысле можно рассматривать как транзитную версию к будущему подлинно патриотическому учебнику по истории России.

Что это за штампы? Приведём некоторые, вызывающие наибольшее напряжение с позиций решения задач создания подлинно патриотического учебника.

Катынский расстрел

Начнём с самого вопиющего - интерпретации Катынского расстрела как уничтожения польских военнопленных советской стороной. Эта версия активно продавливалась польской и в целом западной антироссийской пропагандой. В основании её лежит немецкое нацистское «расследование» - геббельсовское, целевым образом направленное на дискредитацию Советского Союза. Её принял М.С. Горбачёв, использовав как основание «покаяния» перед Западом. Между тем, советское расследование убедительно показало, что катынский расстрел - дело рук немцев. Современное изучение катынского дела добавило аргументов в подтверждение правоты советской позиции. Ну, можно было бы, в конце концов, написать, что вопрос о том, кто расстреливал поляков, остаётся дискуссионным. Но нет, в российский школьный учебник вошла именно версия «геббельсовского расследования».

Раздел «Вхождение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии» заканчивается следующим утверждением: «Документы, опубликованные в начале 1990-х гг., указывают на то, что часть из них была расстреляна органами НКВД». Так эти опубликованные в начале 1990-х годов для дискредитации СССР «документы» - фальшивка! О факте фальсификации писали многие, и сегодня, как минимум, ссылка на соответствующие публикации не является репрезентативной.

Голод и коллективизация

Голод в СССР 1932-1933 годов интерпретируется в новом учебнике как следствие политики большевиков, принятие ими мер, связанных с коллективизацией, отсутствием возможности для крестьянского населения покинуть сельские территории. Это неправда. Голод в эти годы имел место не только в Советском Союзе, но и в ряде восточноевропейских стран - Польше, Румынии, Венгрии. Там коллективизация не проводилась, а голод, тем не менее, был. Значит вовсе не в коллективизации состояли причины голода, а в неурожае, зависимости крестьянских хозяйств от природных условий. Коллективизация как раз и позволила эту зависимость преодолеть.

Февральская и Октябрьская революции объединились в одну – «Великую российскую революцию»

В новом учебнике в изложении событий 1917 года была взята продавленная академическими институтами версия «одной революции» вместо версии двух революций - Февральской и Октябрьской в советских учебниках. При этом Президент России в Послании Федеральному Собранию 2016 года несмотря на то, что концепт об «одной революции» был уже принят, говорил о двух революциях. Какое имеет значение - об одной или двух революциях идёт речь?

Один из наиболее распространенных россиефобских стереотипов состоит в утверждении об имманентном неприятии России и русскими свободы. Как воспроизводство несвободы рассматривается на Западе – в работах, к примеру, Ричарда Пайпса - российский исторический процесс.

Исторически это представляется в виде драмы периодически подавляемых попыток либерализации. В череде такого рода попыток указываются — Кондиции 1730 г., деятельность екатерининской Уложенной Комиссии, реформаторские проекты Негласного комитета и Сперанского, реформы Александра II и др. И всякий раз, в этой версии, «движение к свободе» подавлялось воспроизводимой автократией. Важное место в череде либеральных исторических проявлений отводится Февралю 1917 г. Российская элита в очередной раз рванулась к свободе. России был представлен уникальный шанс построить демократическое, гражданское общество. К власти пришли интеллектуалы-профессора. Однако шанс был утрачен. Октябрь лишил Россию свободы, которую ей дал Февраль. Именно в такой драматической развёртке излагал, в частности, сценарное содержание 1917 г. Н.Я. Эйдельман в своей популярной в конце 1980-х — начале 1990-х гг. книге «Революция сверху».

К принятию идеологемы «украденной Октябрем свободы» логически подводит и поддерживаемая, к сожалению, академическим сообществом концепция единой революции 1917 г., включающей февральскую и октябрьскую фазы в единый революционный процесс. Февраль оказывается завязкой сценария национальной трагедии, Октябрь — его трагической развязкой. Тезис о единой российской революции был закреплён и в принятом в январе 2014 г. историко-культурном стандарте. Он контекстуализируется с теорией модернизации, применительно к которой Февраль открывал перед Россией модернизационную перспективу, Октябрь же выступал как контрмодернизация. Иногда по отношению к советскому периоду используется понятие «консервативная модернизация», т.е. модернизация опять-таки без институтов гражданского общества.

Основной довод в пользу тезиса о единой революции состоит в процессной связности событий 1917 г. Но также процессно связана с ними и более ранняя, и более поздняя событийная канва. История в целом развёртывается в качестве связного процесса. По этой логике в единую революцию следовало бы относить и революционные потрясения 1905–1907 гг. Более важно то, что февральская и октябрьская трансформации утверждали две различные парадигмы. Ключевые вопросы парадигмального расхождения — выбор между экономической моделью капитализма с сохранением частной собственности, и социализма с обобществлением средств производства; между приматом индивидуального права с равенством возможности и коллективистски трактуемой справедливостью с фактическим социальным равенством; между интеграцией в единый объединённый вокруг западных демократий мир и выдвижением системной альтернативы буржуазному миру. Различие и даже дихотомичность февральской и октябрьской революционных парадигм и позволяют говорить не об одной, а именно о двух революциях.

Идеологема «украденной в 1917 г. свободы» имеет и соответствующие политические пролонгации. 1991 г. в ассоциативном историческом ряду предстаёт в качестве нового Февраля. Но в очередной раз, согласно либеральной схеме, порыв к свободе в России был подавлен. Подавление свободы связывается уже с путинским периодом. Сценарий единой революции — «от свободы к несвободе» — в версии теории модернизации проигрывается повторно по лекалам 1917 г. Либеральное доминирование в дискурсе столетия революции безусловно будет означать и формирование через него антирежимных настроений в настоящем.

Ленин и РПЦ

Конечно, отношения советской власти и Русской Православной Церкви были сложными. Ошибки в этих отношениях совершались на разных этапах с обоих сторон. В новом учебнике гонениям на Церковь со стороны большевиков уделяется особо большое внимание, что складывается ощущение тенденциозности. Зачем-то в учебник был включён текст письма, приписываемого В.И. Ленину и датируемого 19 марта 1922 года с призывом расстреливать как можно больше представителей реакционного духовенства. Письмо это давно разоблачено как фальшивка. Его нет в Полном собрании сочинений В.И. Ленина. Впервые оно было опубликовано в 1970 году в «Вестнике русского студенческого христианского движения» в Париже. Потом уже в 1990 году его перепечатали «Известия ЦК КПСС», причём без ленинской подписи и с нехарактерным для документов такого рода оформлением. Как минимум, документ сомнительный, и публикация его в школьном учебнике - явный перебор. Дискредитируется между тем политик, пользующийся по сей день огромной популярностью среди большинства населения, памятники которому стоят в каждом городе Российской Федерации.

Сталинские репрессии

Сохранился в новом учебнике и шаблон односторонней интерпретации сталинских политических репрессий. Их размах не преувеличивается, как это делалось в либеральных учебниках прежних генераций, но однозначность осуждения осталась прежней. Речь в данном случае не идёт о том, чтобы исключить из учебника информацию о репрессиях. Но важно было бы зафиксировать, что среди репрессированных были и реальные враги советского государства, связанные в том числе с внешними противниками России. Были и невинно пострадавшие, но были и виновные. Исключение же виновных превращает репрессии в патологию режима, каковыми они не являлись.

Характерными признаками повседневной жизни советского общества 1930-х годов указываются три индикативных элемента - карточная система, низкая заработная плата и высокая цена на дефицитные товары. Действительно ли все эти перечисленные элементы были характерными для рассматриваемого исторического периода? Карточки действительно использовались, как, впрочем, использовались они и в ряде зарубежных государств. Но в 1935 году они были отменены, и, таким образом, считать их характерным признаком тридцатых, то есть всего периода индустриализации, по меньшей не корректно. Столь же некорректен тезис о низкой заработной плате в СССР. Реальная заработная плата состоит не в номинальной величине, а в объёме товаров, которые можно на неё приобрести. Сравнительно невысокая заработная плата в номинальном выражении соотносилась с невысокими регулируемыми ценами на товары. И кроме того, были категории кадров высокой квалификации, заработная плата которых и в номинальном, и реальном выражениях была достаточно высокой. Никогда заработная плата профессоров не была в соотнесении с другими группами населения столь высокой, как в сталинские годы. Профессор тогда получал больше, чем, к примеру, нарком. Что же до высокой цены на дефицитные товары, то это скорей характеристика брежневского, а не сталинского социализма.

Кризис брежневского периода: советская модель и потребительские запросы населения

При изложении истории брежневского периода заявлялось, что советская система не могла справиться с ростом потребительских запросов населения. Указывалось на нехватку в СССР качественных товаров. Как следствие - товарный дефицит и развитие теневой экономики. Сдерживающим фактором развития определяется в учебнике «советская уравниловка». Фактически воспроизводится положение прежних либеральных учебников о том, что СССР мог конкурировать с Западом в фазе индустриализации, но при переходе новому типу общества (прежде оно определялось как постиндустриальное) его конкурентоспособность оказывалась ниже. Отсюда следовал хотя и не заявляемый непосредственно, но утверждаемый логикой аргументации вывод - объективность десоветизации.

СССР действительно отставал по качеству ряда товаров повседневного обихода и потребления, но далеко не по всем. Зачастую представление о превосходстве Запада в сфере услуг являлось следствием рекламы. Достаточно напомнить в этой связи историю с рекламой импортного шоколада и прохладительных напитков на рубеже 1980-х - 1990-х годов, при том советские эквиваленты обладали, несомненно, лучшим качеством. Сам факт же общего отставания по качеству ширпотреба был связан не с системной невозможностью социализма удовлетворить потребительские запросы человека, а с тем, что СССР приходилось прежде всего тратить средства на оборону. Это предполагало преимущественное развитие отраслей группы А. О логике такого подхода свидетельствовал И.В. Сталин: «Если бы у нас не было... планирующего центра, обеспечивающего самостоятельность народного хозяйства, промышленность развивалась бы совсем иным путём, всё началось бы с лёгкой промышленности, а не с тяжёлой промышленности. Мы же перевернули законы капиталистического хозяйства, поставили их с головы на ноги. Мы начали с тяжёлой промышленности, а не с лёгкой, и победили. Без планового хозяйства это было бы невозможно… Если бы, например, предоставить строительство промышленности капиталу, то больше всего прибыли приносит мучная промышленность, а затем, кажется, производство игрушек. С этого бы и начал капитал строить промышленность… Мы же начали с тяжёлой промышленности, и в этом основа того, что мы – не придаток капиталистических хозяйств».

О современном историческом моменте

То, что в новый учебник был включён современный период истории, в возникшем обсуждении подвергается критике. Основные аргументы - аберрация близости и объективная зависимость от действующих политиков. Но в случае с учебником 2023 года более весомым оказывается другое соображение - объяснение истоков современного конфликта Россия - Запад. Связь современного конфликта с прошлым представляется как раз сильной стороной нового учебника (главным в нём). История, собственно, и нужна для того, чтобы осмысливать настоящее через призму знаний о прошлом. Но при этом, увы, лакировки настоящего избежать не удалось.

Это проявилось, в частности, в тезисе о консолидации российского общества в условиях СВО. Удивительно! А как же быть с потоком отбывших из России, отъездом из страны видных представителей богемы? Количество отбывших оценивается в диапазоне от 600 тысяч до миллиона человек. Это огромная цифра, свидетельствующая о расколе. Для сравнения, совокупно так называемая «третья волна эмиграции» из СССР за весь период «холодной войны» оценивается в 500 тысяч человек со всех союзных республик. За два года выехало из страны больше граждан, чем за полтора последних года.

Современный раскол в новом учебнике предпочли не фиксировать. А между тем, противников ресуверенизации России внутри страны предостаточно, и конфликт с ними в перспективе неизбежен. К такому конфликту молодёжь, разделяющая патриотические ценностные ориентиры, должна быть готова. Игнорирование же факта наличия врагов внутренних может иметь крайне тяжёлые последствия по примеру того, что уже было в 1991 году.

Шаг вперёд, к будущему учебнику истории

И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. Главное - коллективный Запад определён историческим врагом России, а соответственно, западничество - идейным пособничеством врагу. И сделано это на уровне школьного учебника! Преклонение перед Западом на самом высоком уровне было осуждено - точка. Но нет, это не точка, а многоточие. Закладки западнической и ряд шаблонов западной пропаганды были сохранены. Так что презентацию новых школьных учебников истории можно считать началом процесса к созданию ученика будущего, опирающегося на цивилизационно- идентичную историософию России.

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Комментарии Написать свой комментарий
11 сентября 2023 в 01:32

Огромное спасибо за анализ путинских учебников истории!
Метастазы либерализма и антисоветизма проникли и в новые учебники. И это не удивительно. Антисоветизм - конёк политики Кремля. Пока у власти те, кто принимал участие в разрушении Союза, - добра и правды не жди. Пока сторонники восстановления Союза называются недоумками.

11 сентября 2023 в 04:11

Уберите этого больного из комментариев.
И по существу: атеист или неправославный историю России никогда не поймёт и его оценка ее будет всегда искажённой. Высшая ценность это Христос и только через призму Его подвига можно написать историю России. Русский народ это народ христианский (крестьяне). "Кто хочет быть первым - да будет всем слугою." Природу человека марксизм исказил, поставив человека, а не Бога в центр мироздания. Наше преимущество перед Западом в служении, а не в подавлении. Россия не погубила ни одного своего народа.

11 сентября 2023 в 11:53

У Третьякова такой же есть. Какой-то, по-моему, Шнуровский, что ли... Одержим своими стишатами и долбит всех каким-то своим "эволюционным маршем". Это чёрт-те что! Ужас какой-то.
А вот уважаемый Вардан отменную дал оценку книжонке Мединского. Кстати, он с Е. Спицыным перекликается.

11 сентября 2023 в 16:37

Г. Верещагину.
Чтобы судить о марксизме - надо его знать и понимать. В основе марксизма - объективизм и принцип: истина превыше всего. Истина и Бог (в православном христианстве и философии) - синонимы. Марксизм не ставил человека "в центр мироздания". Откуда Вы почерпнули эту чушь?

11 сентября 2023 в 09:28

История -да. Запад хочет чтобы мы забыли ее и превратились в бесполых существ -рабов. Но мы с вами изучая первые в жизни буквы читали в букваре - МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ. Так что это не прокатит. Наоборот мы только сейчас в начале 2000х годов стали узнавать многое новое из нашей истории. Самый яркий пример - это найденный город богов в Шерегеше. Город со стенами из блоков 20 на 10 и на 10 метров возрастом в полмиллиарда лет с выбоинами от выстрелов на стенах ясно и понятно говорит о том что наши враги нас пытались одолеть и в те времена и не одолели

11 сентября 2023 в 10:21

О какой "истории" идёт речь ? Представление об истории человек может получить сам, прочитав, изучив, ознакомившись с огромным массивом книг, документов, устных источников и критически их осмыслив. То что печатают в учебниках это трактовка мифа для создания нужной существующей власти идеологической картинки-представления.

"Либералы" создают свой миф, "патриоты" свой, "мистики царебожники" свой, и так далее.

Мы помним выступления и обращения В. Илюхина о масштабных фальсификациях и уничтожении больших массивов исторических документов в 90-х годах. В 80-х годах товарищ по работе, служивший в "кремлёвском полку" (ОПСН- особый полк специального назначения ) как раз в период перехода власти от Хрущёва к Брежневу, делился воспоминаниями как они, солдаты под надзором офицеров ящиками и коробками выносили отсортированные кем-то документы из канцелярий и архивов Кремля в котельную для сожжения. Идеи или факт - всё подвергается "фильтрации" и соответствующей "окраске" властью того или иного периода.

11 сентября 2023 в 19:02

Да, верно. Вся история человечества это череда мифов о себе, об устройстве окружающего мира, о причинах и следствиях его развития. С древности во всех сообществах смена власти сопровождалась сменой господствующего мифа. Суть мифа и череда происходящих событий оставалась та же, менялись лишь декорации, имена, названия. Всё как по Екклесиасту.
Поэтому уничтожение предыдущих документов, летописей, скрижалей большого значения не имеет, поскольку изобретение велосипедов дело нелегкое и всё возвращается во круги своя. Всё воспроизводится вновь, детали предыдущего мифа только помеха. А у нас всё пойдет по Черномырдину, что какую партию не создавай, всё КПСС получится. В развитии нашей страны есть какая то внутренняя логика и не так прилепленное со временем отваливается.

13 сентября 2023 в 10:20

Времени осталось очень мало.
Поэтому при создании нового учебника Истории надо отталкиваться от понимания,что есть человек,откуда он взялся ,что есть Россия и откуда конфликт Россия-Запад и пр.вопросы.
Но этого никогда не будет . Марксизм-дарвинизм-фрейдизм( с их теорией эволюции всего и вся) никогда не допустит этого. Все нынешние министры- капиталисты являются марксистами по духу,по сути..
Поэтому времени осталось очень мало.
И становится все меньше .

13 сентября 2023 в 10:23

Марксизм есть смерть.
Но,поскольку никто этого не понимает и понимать не хочет,всякие швабы и перестали таиться,скрываться.
Все равно никто ничего понимать не хочет -значит будет подчиняться...

13 сентября 2023 в 15:38

Идеологию для России не нужно мучительно и долго рожать.Она фактически лежит на поверхности нашей политической жизни.Эта вещь обьективная,ее не надо с большими заумностями выдумывать.Нужно просто обобщенным взглядом посмотреть на историю человечества и в этом контексте понять роль России. Предлагаю контуры такой идеологии.
Текущий исторический момент решающий для судеб человечества.Одно дело ( на это будем надеяться),если люди сумеют таки перейти не уничтожив себя и планету из одной эпохи в другую.Печально будет,если случится непоправимое.Хотя в этом случае и печалится то будет некому.А для единой,разумной(имманентно),вечно живущей матери-природы, проектом которой и является человечество,придется начинать сначала.Но уже с учетом полученного опыта.Как говорится,у бога дней много и не ошибается тот кто ничего не делает.Даже и сам Бог.
Но текущий исторический момент решающий не только для человечества,но и конечно в этом контексте для России и для всех нас как ее граждан.Нынешний эпохальный переход второй в истории человечества.Но он гораздо масштабнее первого,и гораздо рискованнее.Он в этом плане беспрецедентен.Перемены идущие сейчас гораздо глубже и всеохватнее чем когда-либо.Они гораздо глубже чем например "обычные" революции и войны.Ведь революции помогали перейти тому или иному социуму от одного этапа в собственном развитии к другому,но в рамках одной эпохи.Если говорить точнее,то социальные революции имели место быть только при переходе от феодализма к капитализму.А сами эти переходы от феодализма к капитализму осуществлялись как стадии роста второй(материально-технической) эпохи в развитии человечества.А сейчас начался переход от этой второй эпохи к третьей.Он будет исторически длителен.И тоже пройдет в несколько этапов.На первом этапе этого великого перехода будут преобладать процессы разложения и умирания.Нам "повезло" быть современниками и волей-неволей участниками этого процесса.Будущее видится только контурно,да и то в тумане.Его зачатки почти не видны. Первая эпоха(которая закончилась с падением Рима) была посвящена созданию человека.Вторая-его технологическому и техническому вооружению,освоению им своего дома-планеты Земля,его глобализации.Эта задача в основном решена.Начался переход в третью эпоху.Ее задача-регуманизация человейника.Дело в том что по ходу второй эпохи люди под нарастающими материально-техническими "доспехами" подрастеряли в себе почти все человеческие качества,вошли в масштабный кризис отношений с окружающей матерью-природой.Вот поэтому прежде чем выпускать этого бандита в бесконечный космос для его созидательного освоения(для чего он и был создан из самой себя матерью- Вселенной,или отцом-Космосом-как угодно это назови),его нужно снова очеловечить.Этим и будет заниматься третья эпоха(если конечно наступит).
И в этом контексте понятно что человечеству чтобы оказаться на высоте стоящих перед ним задач,придется проявить в ближайшем своем поведении все самые свои сокровенные и лучшие свои качества.Причем в небывалом темпе и напряжении.Что касается России(а значит и всех нас),то ей самим провидением как раз и уготована особая роль в истории человечества.Эта роль-ломать хребет силам зла,вырождения и смерти.Чем мы и занимались из века в век-тем самым дрессируясь для выполнения сегодняшней сверхзадачи.А именно сломать хребет выродившейся части человейника- нынешнему коллективному западло .Это коллективное западло ныне стало настоящим коллективным сатанистом.И это вполне обьяснимо,вполне обьективно,вполне закономерно.Дело в том что США уже лет 80 -локомотив поезда,а западная Европа и ей подобные государства-передовые вагоны.И этот поезд-художественный образ второй эпохи.Он когда-то летел набирая скорость в бескрайнее(как возможно казалось) будущее.Но так было 500,400 и даже 100 лет назад.А сейчас он зашел в тупик.И более того,за этим тупиком-пропасть.Так вот нынешний коллективный запад во главе с США теперь перестал быть авангардом человечества.Он обьективно был таковым когда вторая эпоха шла на подьем,еще решала свою задачу.Но уже по мере приближения ее окончания,авангард постепенно и все сильнее вырождался и становился откровенно преступным.Сейчас -это глобальный сатана.Уж так устроен этот мир,что все новое утверждается в борьбе со старым.Старое не хочет уходить.Поэтому чтобы утвердиться новому миропорядку,старый нужно снести почти до основания.А это старое сегодня готово не отдать своих привилегированных позиций даже ценой жизни остального человечества.И этот глобальный сатана в борьбе за свои позиции(которые он выстраивал в течение многих столетий) тоже проявляет невиданное изощрение,подлость и напряжение всех имеющихся у него ресурсов.Чтобы его победить, в ответ мы должны продемонстрировать сверхнапряжение,сверхконцентрацию,сверхволю.Понятно что на это будет способна только лучшая часть нашего социума.Понятна что она находясь на острие смертельной и небывалой борьбы,понесет огромные потери.Но с нами созидательная воля самой матери-природы.А это высшая сила.Другими словами-с нами Бог.
Таким образом,задача России-возглавить человечество и повести его к свету,добру,справедливости и созиданию.И конечно,очень желательно не упиться своей кровью и не лечь костьми на этом пути.А напротив пользоваться всеми позитивными достижениями человечества и приумножать их.

13 сентября 2023 в 15:51

Небольшое дополнение.Под названием "социализм" все 73 года в России (СССР) развивался государственный капитализм.В сущности это переходный этап от феодализма к классическому (частному) капитализму.Когда все предпосылки для наступления классического капитализма вызрели в недрах советского общества - началась перестройка.Таким образом,перестройка это тоже переход(только исторически краткий) от госкапитализму к настоящему капитализму.
Но ирония исторической судьбы для России заключается в том что мы перешли после перестройки к классическому частному капитализму(правда в его паразитической,подлой и подчиненной западу форме) тогда когда сам капитализм как последняя стадия второй эпохи в развитии человечества уже выполнил свою историческую миссию-вооружил( в основном) человечество технически и технологически,помог освоить свой дом(планету Земля),глобализировал его(хотя и не сделал его единым).Он уже изжил себя.А мы(Россия) только-только связали свою судьбу с ним.

13 сентября 2023 в 16:05

Но как ни парадоксально,это дает нам уникальный шанс.Он заключается в том,что мы даже не столько осознав это,сколько всем своим естеством(как все-таки единый социальный организм) на уровне инстинкта почувствовали(из печального опыта общения с ним) что коллективный запад(ставший сатанинским) нам враг.Осознание(на уровне государства) только сейчас начинает происходить.Все это идет мучительно,медленно,противоречиво.Но идет.

13 сентября 2023 в 18:14

Непонимание и нежелание понимать марксизм - есть повреждение или патология сознания, и это есть смерть. Для России, в первую очередь. Что приведёт к смерти остальных стран через заключительную стадию фашизации человеческой цивилизации.
Воплощение принципов марксизма в России спасло её от распада и гибели в 1917 году. И дало остальному миру шанс на обновление.
Противники марксизма в России есть противники России, понимают они это, или нет. В ряду их сторонников "по этому вопросу" - весьма "яркий" список исторических врагов России - Гитлер, Геббельс (и вся верхушка Третьего рейха), Черчилль, Пиночет (и прочая экзотика), всё руководство нынешней Эвропы и Америки.
И Сорос в их числе.

С чем и "поздравляю" тутошних их сторонников (партнёров фашистов)!

14 сентября 2023 в 15:59

Марксизм уже понят.И во многом он прав,но не в главном.Прав он в том что предложил формационный подход для обьяснения истории (и то в отношении стран Востока этот подход ошибочен),частично верно обьясняет причины генезиса государства и его суть.Во многом правильно обьяснен механизм действия капитализма с начала его появления и до современного ему его состояния.
Чуть подробнее о формационных переходах. Первая эпоха,которая была посвящена созданию собственно человека и его главных социальных институтов действительно прошла в своем движении две стадии-родовой строй и рабовладение. И вторая эпоха в развитии человечества (материально-техническая) прошла в своем движении тоже две стадии.Феодализм как первая стадия и капитализм как завершающая.Буржуазные революции как раз и знаменовали собой переход от феодализма к капитализму.Тут все правильно.
Но никаких социалистических революций в истории человечества пока еще не было нигде и никогда.Соответственно не было и коммунистической формации.Даже в его первой стадии-социализме.Под этими революциями ошибочно понимается в сущности всего лишь переходная форма от феодализма к классическому(полному) капитализму.Этот буферный госкапитализм возникает в тех странах, где в силу конкретных исторически обьективных причин классический капитализм не мог сразу утвердиться.Требовалось создание предпосылок для него,а значит и некоторое переходное время.Далее.Частная собственность не является абсолютным злом, как это утверждает данное учение.Согласен что в ближайшем будущем крупный частный капитал недопустим.Но малый и средний бизнес необходимы.
Так что в самом главном марксизм оказался очередным утопическим учением.Но сыграл он без преувеличения огромную практическую роль в жизни человечества.И конечно его надо изучать и понимать.Более того, Советский Союз многими своими гранями действительно предвосхитил будущее.Многое из его практики безусловно в будущем будет взято на вооружение.Причем в ближайшем.
И еще.На любой теории свет клином не сошелся.Никакие учения не являются абсолютной ценностью.Абсолютной ценностью является сама жизнь,ход которой очень часто опрокидывает очередные сверхучения.
И вообще-то любая теория претендующая на обьяснение бытия и дальнейшее руководство этим бытием, в принципе не может охватить все его грани и его изначальную суть.

17 сентября 2023 в 01:14

"Но никаких социалистических революций в истории человечества пока еще не было нигде и никогда.Соответственно не было и коммунистической формации"

Ну это Вы зря, Пётр! Были такие, и не раз, когда новая власть, имея силу и поддержку населения, декретно и немедленно устанавливала социалистические принципы. Что касается Великой Октябрьской социалистической революции, то её победа обуславливалась победой партии, которая чётко стояла на социалистических принципах. Хотя по пути к реальному социализму пришлось устанавливать и "государственный капитализм" - контроль государства над капиталистическим производством. Впрочем, это не удалось сделать системно из-за саботажа управляющих заводами и фабриками - они подчинялись только иностранным хозяевам. Из-за этого и была объявлена Лениным национализация промышленности.

"Частная собственность не является абсолютным злом, как это утверждает данное учение"

Очевидно Вы, Пётр, имели в виду ту "частную собственность", которая в СССР называлась "личная собственность". Что касается НЭПа и нэпманов, то они были отменены, как несовместимые с задачами построения мобилизационной экономики страны как военного лагеря.

17 сентября 2023 в 16:14

Если новая социально-экономическая формация приходит на смену старой,к тому же развивается много десятков лет, то возврата в предыдущую по определению быть не может.Почему же тогда это произошло ? И не только в России.Ведь феодализм не регрессировал к рабовладению,а капитализм не возвращался к феодальным порядкам.Далее.Почему предшествующая коммунизму формация (капитализм) превосходила его по производительности труда,уровню жизни? Почему именно в коммунистической элите вызрели предатели,которые и погубили его ? Притом это произошло в период (как нам говорили) развитого социализма-то есть вроде бы на подьеме ?
Почему в одном году (1917 ) произошли две разные революции? Одна буржуазно-демократическая,а другая социалистическая.Ведь между ними(согласно марксисткой же теории) должны были пройти века ?
Если коммунисты-носители самой передовой идеологии,то почему нынешние представляют собой жалкое зрелище ? Почему они не работают в массах ? Почему зюгановцы прозябают в думе,дорожа своим положением "системной" оппозиции ? Глядя на их политическую импотенцию,совершенно понятно что эта вовсе не та сила,которая сейчас сможет смести нынешний олигархический и предательский капитализм в нашей стране.
Подобных вопросов,опровергающих утверждение что СССР был государством новой экономической формации можно привести еще немало.

17 сентября 2023 в 16:33

Речь не о личной собственности,а именно о частной.В нашей текущей ситуации пороком для нас является крупная олигархическая собственность.Ее хозяева- в подавляющей массе своей предатели национальных интересов России.Так и должно быть обьективно.Они сильны именно своим масштабом,финансовым могуществом.И это неприемлемо для общества в принципе.Потому что они всегда будут пытаться навязать государству свою частную волю,отличную от интересов остального общества.Будущее государство в принципе не должно допускать крупной собственности.А мелкая пусть будет.Ее легко можно контролировать.

19 сентября 2023 в 05:06

Пётр, "системно" ответить на Ваши комментарии нет возможности. Вы не читали ни "основателей", ни Ленина. Конструктивный диалог затруднён. Между тем все Ваши "доводы" не раз опровергнуты и Лениным, и "основателями".

Вас смущает, что в одном году произошло две революции, что, якобы по-марксизму, невозможно.
Вы как-бы стоите на позиции отступника Плеханова - русского варианта "ренегата Каутского". Много врагов поработало над технологией "Бить Сталина Лениным, Ленина - Плехановым".

И - ключевая тема.
В 1991-93 гг. произошёл не "возврат к капитализму", а государственный переворот с участием спецслужб, ликвидация государства и принятие условий капитуляции с побуквенным их исполнением до сих дней. Горе побеждённым!
Нежелание признавать это - тоже не есть аргумент.

13 сентября 2023 в 19:18

Человеческая жизнь очень непродолжительна. И,конечно, Геннадий Сергеев не мог быть очевидцем событий 1917-го года.
Как бы хотелось,чтобы человек вспомнил,что он есть не только разум,но и чувства и желания.
Что он чувствует то и разумеет,того и желает - и наоборот.
Но вместо того чтобы осознать себя как личность(чувствовать,осознавать и желать) - человек начинает воображать,а потом и мечтать. Две последние силы - вражеские,противные человеку.
Отсюда исторические враги России,ее друзья и помощники. Никто не спорит насчёт Черчилля,Гитлера. Но главный враг - внутри человека,тем более русского. Воображение и мечты дезориентируют человека,разрушают личность,ее целостность.
Да,массам нужно дать мечту. Правильную.
Но для этого надо обладать хоть какой то властью.
Кто ТУТ имеет власть?)))

13 сентября 2023 в 19:20

Все таки считаю, что форум нужно жестко модерировать. Тогда,может быть,авторы материаллов читали. Видели бы реакцию..

13 сентября 2023 в 22:46

Идеологии нет, нет и царя в голове. Просто. А всё остальное — лишь следствия.

14 сентября 2023 в 19:38

Александр Супалов
13 сентября 2023 в 22:46
"Идеологии нет, нет и царя в голове. Просто. А всё остальное — лишь следствия."...

Какого Царя,Супалов?
Того,которого убили в 1918-м году?
Куда то делась статья Семенко. Я вообще каждый раз удивляюсь,когда подобные материалы появляются на этом сайте -какой смысл в этом?
Зачем внушать себе,что люди могут "рассуждать' на темы,безконечно для них далекие?
Там все повторяли слова "гражданин Романов" . Какой смысл рассказывать ЗДЕСЬ о том,что Царь - это сакральное ...нечто?)
Что Царь помазан на Царство,и "распомазания" быть не может?
Что хоть трижды он отрекайся -Царем остается?
Что любой способ убийства Помазанника - ритуальное,ибо другого смысла в этом нет?
Не стоило тут это печатать,прав Семенко ,или нет ..

14 сентября 2023 в 19:39

Поди идиомы подучи.

14 сентября 2023 в 19:50

Ну я же говорил)))

14 сентября 2023 в 19:52

Супалов.
Марксизм - самое то!
Завоете,да поздно будет - Шваб.ведь.прямо об.этом говорит.
Да и Троцкий не молчал)))

14 сентября 2023 в 20:11

Марксизм обанкротился на практике. А она, как известно — критерий истины. Что ж вы все, марксисты, боитесь применить марксизм к нему самому?

14 сентября 2023 в 20:56

Это я марксист?)
20 часов 55 минут - не такое позднее время, чтобы не чувствовать иронию...

15 сентября 2023 в 06:43

Жду Ермошина. Как раз в это время.

16 сентября 2023 в 15:56

Статья Вардана Эрнестовича чрезвычайно содержательна и актуальна. Полностью согласен с его оценкой новых учебников, безусловно они не более, чем переходная форма к востребованным временем учебникам, которые должны будут решать острейшие и неотложные задачи формирования объективной подачи как молодежи, так и, говоря честно, вполне уже взрослым людям, нашей отечественной, да и мировой тоже, истории. Автору большое спасибо!

А в комментариях хотел бы поблагодарить еще и Петю Петрова, его оценки и замечания представляются весьма верными и своевременными.

17 сентября 2023 в 15:20

Когда читаю многочисленные ссылки на марксизм, то понимаю, что у каждого - он свой. И часто настолько свой, что вспоминаются цитаты, прямо противоречащие высказываемым суждениям. Так что нет смысла спорить о марксизме

17 сентября 2023 в 15:28

Как следствие из предыдущего комментария, предлагаю не ссылаться на классиков, а предлагать свою теорию - вот тогда разговор будет более конструктивным, и, главное, в духе статьи, за которую большое спасибо автору

19 сентября 2023 в 23:19

Ну какая может быть "теория" у человека, который ничего не знает или не понимает у классиков? Так, - упражнения дилетанта. Разве что про огородные дела или "благоустройство дворовой территории"...

1.0x