Мне часто задают вопрос: почему американский доллар никак не рухнет? Ведь вроде бы все работает против него: американская экономика слабеет, государственный долг США стремительно растет (прирастает на 1 триллион долларов каждые 100 дней), антиамериканские настроения в мире растут и т.д.
Ответ на этот парадокс можно найти в шутке английского экономиста Джона Кейнса, которую я услышал от преподавателя в институте более полувека назад. Вот она: «Если ты должен банку сотню фунтов, у тебя проблемы. Но если ты должен миллион, проблемы у банка».
В роли банкиров-кредиторов в мире на протяжении многих послевоенных десятилетий выступали иностранные (по отношению к США) страны. А США выступали в роли клиента этих кредиторов. Ведь американские доллары, которые эмитируются Федеральной Резервной Системой США, это долговые расписки эмитента. Равно как и казначейские бумаги США – долговые расписки американского Минфина.
И многие государства к настоящему времени накопили гигантские количества таких долговых расписок. Дядя Сэм как должник имеет сегодня долги перед зарубежными кредиторами, которые измеряются уже не миллионами (как в шутке Кейнса), а триллионами. И проблемы сегодня возникли у этих кредиторов. Им жалко и даже страшно терять эти триллионы. И, хотя они ненавидят дядю Сэма, они вынуждены при этом, наступая себе на горло, поддерживать этот самый доллар.
Дядя Сэм и иностранные государства, держатели долларов, подобны сиамским близнецам, которые мечтают разойтись, но не получается. Рано или поздно разделение произойдет, но путем хирургического вмешательства. Хирургическое вмешательство может быть инициировано как одним, так и другим близнецом. Конечно, оно будет болезненным, и может быть много крови…
Но пока сиамские близнецы в лице дяди Сэма и иностранных государств вынуждены терпеть друг друга. А потому доллар продолжает сохранять статус мировой валюты.