Сообщество «На русском направлении» 00:00 20 февраля 2014

Почему Россия вечна

Только что вышло переиздание моей книги "Россия вечная". Название это — не просто метафора, книга эта философская и вместе с тем вполне доступная широкому читателю. Она посвящена русской культуре, русской истории и русской душе. Сразу возникает вопрос: что в России вечного? И отвечая на него, начну с такого важного момента, что одна из глубинных национальных идей в России — это идея сохранения православия до самого конца мира, до конца времён

Только что вышло переиздание моей книги "Россия вечная". Название это — не просто метафора, книга эта философская и вместе с тем вполне доступная широкому читателю. Она посвящена русской культуре, русской истории и русской душе.

Сразу возникает вопрос: что в России вечного? И отвечая на него, начну с такого важного момента, что одна из глубинных национальных идей в России — это идея сохранения православия до самого конца мира, до конца времён. Сохранения в чистом виде, без искажений. Настоящая проблема в том, что со временем религиозное сознание падает и, следовательно, деградирует и профанируется учение, данное свыше. Это обычное явление. Мы видим, как в протестантизме происходит явное искажение евангельских истин. И это касается практически всех религий.

Поэтому одна из важнейших задач — сохранить очаги православия, сберечь истину. Когда наступит конец времён, это будет тяжёлое время для духовной жизни. И поскольку православие как религия, сохранившая первоисточник, является наиболее полным выражением христианства, его задача в том, чтобы даже в конце мира — во времена Антихриста — сохранить возможность спасения души после смерти. Именно в этом заключается великая формула "Москва — третий Рим, а четвёртому не бывать". Это не агрессивная формула. Это совершенно не касается политики, завоеваний или чего-то в этом духе. Это чисто духовная формула, так как два Рима были источниками христианства — Рим времён христианства, потом Византия, и Москва — третий Рим. Истинная задача сохранения православия выражается этой формулой.

В моей книге главным объектом исследования является русская идея, русская душа и Россия, как выражение этой души. Анализ поэзии Есенина, Блока, Пушкина, Тютчева, проведённый мной, показывает, что Россия хранит некую тайну своего бытия, некий высший смысл своего существования. Надеюсь, я довольно убедительно показал это для читателя. Ведь классическая русская литература явилась буквальным отражением русской истории и русской души. А русская душа и Россия — это в высшем смысле одно и то же. Россия — это макромир, русская душа, индивидуальная у каждого человека — микромир. Они связаны между собой. Эта тайна, это стремление к запредельному, выраженное в русской поэзии и в русской душе, как раз и является тем, что, я надеюсь, сохранится не только во всё историческое время, но и во всё время земное.

Поэтому слово "вечное" может иметь два значения. Одно обозначает длительное время, время до конца времён, до конца данного человеческого космического цикла. Другое употребляется для вечности в буквальном смысле этого слова. Когда мы говорим о последнем значении, здесь вступает в свои права высшая философия. И наиболее трудное в этой книге — это изложение русской идеи как всеобъемлющего космологического мировоззрения.

Одна из основных идей книги заключается в том, что русская идея не может быть полностью осуществлена в земной истории. Она настолько грандиозна, что неизбежно выходит за пределы земной истории. И поскольку, согласно Платону, все идеи должны найти свою реализацию, эта идея должна осуществиться в космологической России, в той России, где эта идея будет возможна. В каком виде — это уже другой вопрос.

В итоге, слово "вечное" относится уже к русской идее космогонического, духовного порядка. Под "космосом" я, конечно, имею в виду не физический космос, а весь космос духовный, невидимые миры, о которых говорит и православие, и любая религия. Там царит другое пространство, другое время, другая телесная оболочка. Это космологическая Россия.

Дальше, я вывожу её отношение к Абсолюту, к бесконечному Богу, который не дан как таковой в откровении любом, потому что в откровении даётся только один аспект — аспект спасения человеческой души. Сам же Бог настолько бесконечен, что выходит за любые пределы.

Отношение между Россией и Абсолютом раскрывается в этой книге как открытый аспект, проявляющийся, когда речь идёт об исследовании русской души, русской культуры, русской истории и всего того, что в ней вечно и сохранится до конца времён, так и аспект, относящийся к русской идее, как к всеобъемлющему мировоззрению, имеющем отношение уже и к небесным, и к космогоническим сферам.

Помимо всего прочего, в книге много статей, посвящённых Есенину, Достоевскому, Блоку, Толстому. Описываются даже такие личные моменты, каким образом на Западе, в Америке я пришёл к такому пониманию России, и почему это понимание возникло именно там. Можно сказать, большое видится на расстоянии, но дело, конечно, не только в этом.

И наконец, в моей работе есть главы "Великая Россия" и "Россия духа и земли", которые относятся непосредственно к нашей земной ситуации, конкретно к нашей России. В них я подробно расписываю, что с моей точки зрения делать и к чему стремиться. Описаны все аспекты нашего бытия. Начиная от отношения между людьми, когда в каждом человеке мы чувствуем свою Россию и самого себя, до других сложных моментов нашего существования. Таких, например, как критическое состояние в данный исторический период. Там не сказано, как выходить из этого. Для этого нужна полная информация, которой владеет руководство страны. Но указана цель, к которой, мне кажется, в ближайшие десятилетия должна идти наша Россия.

Эта книга очень дорога мне. Потому что эта книга о России, но эта книга и о нас, о русских людях, ведь это, в конечном счёте, одно и то же. Внутренняя Россия души нашей, и Россия — как страна.

"Россия вечная" — не национализм. Поскольку уважение к другим народам свойственно нам, это наша традиция. Когда русская империя расширилась от Польши до Тихого океана, к малым народам всегда было очень терпимое отношение. Насильственно не обращали в православие, в христианство, как это бывало у других народов, и даже присягу Императору иногда давали под бубен шаманов. Терпимость была свойственна русской идее. Именно поэтому малые народы получили свою государственность в пределах Российской империи, а затем в границах Советского Союза.

Также эта книга, естественно, и не религия. Религия даётся свыше, религия — это откровение. А это — создание человеческого разума. Но эта книга — не просто патриотизм. Патриотизм, конечно, входит в это мировоззрение, но это только одна из его черт. Кроме того, аспект здесь делается на духовном патриотизме. Патриотизме, основанном на любви к России-духу, а не только к видимой России.

Я думаю, что в такое критическое время как наше, она очень актуальна. Несмотря на все трудности, есть всё же надежда, что Россия вновь станет великой страной. И духовно, и материально. Она всегда такой была. В нашей истории часто бывали моменты, когда казалось, что русское государство погибло, потонуло в противоречиях. Но вдруг Россия выходила опять ещё более сильной, чем была. Так было во многие периоды и в Смутное время, и после Татарского ига, и после Октябрьской революции. Надеюсь, это будет и теперь, после того, как 90-е годы совершенно разрушили страну. Сейчас идёт процесс возрождения. Он будет, конечно, трудным, но возрождение есть возрождение.

Очень многое сейчас зависит от состояния русского народа: без его участия, без его энергии никакое восстановление России невозможно. Русофобия, распространенная в 90-е годы, была очень опасна. Она разрушала психологическое состояние русского человека и, если бы это получило распространение, это могло бы погубить страну. Поэтому восстановление духовного патриотизма, вера в свою страну, поиск источников энергии в самих себе — это то, что сегодня очень важно, несмотря на все трудности. Мы о них знаем. Надеюсь, они будут преодолены.

Обращаясь к нашим людям и, в особенности, к молодёжи, я бы хотел предложить совершенно понятную триаду: "Личность. Вера. Родина". Когда мы говорим о личности, надо понимать, что очень важно, чтобы молодёжь была образованна, чтобы было такое многоцветие в душе. Расцвет личности означает, что человек находит себя, своё место в жизни. Доступ к образованию и становится таким маленьким космосом, который отражает, по крайней мере, земное бытие. Поэтому становление личности — неимоверно важно. Очень возможно, что этому мешает современная система образования. Но есть великая вещь — самообразование, и сейчас она доступна через Интернет.

Позитивным шагом в направлении улучшения нашей системы образования я считаю создание единого учебника русской истории. 50-70% учебников, распространявшихся в 90-е годы, просто очерняли русскую историю. Это была наглая русофобия, иначе не сказать. Совершенно искажались факты. Поэтому новый единый учебник просто необходим. Учебник, где не будет приукрашивания, но будет подчёркнуто то, чем мы объективно должны гордиться. Представление, что мы живём в великой стране, всегда сопровождало русскую историю, и это чувство просто свойственно народу. Когда были опросы о том, чего России недостаёт сейчас, многие отвечали: социальной справедливости и ощущения того, что Россия — великая страна. Но объективно, мы уже сейчас великая страна, ведь великая страна — это, прежде всего, страна, великая духом, а Россия всегда, даже в 90-е годы, была таковой.

Второй момент, который важно подчеркнуть — это вера. Здесь можно просто подойти с прагматической точки зрения, потому что атеизм (отрицание веры вообще, материализм, индифферентность) означает только одно — торжество смерти над человеком. Это совершенно очевидно, потому что отрицается вечная жизнь. Атеизм превращает человека во что-то, что даже ниже животного. Вера просто необходима человеку, чтобы быть нормальным. А нормальный человек — это образ и подобие Божие. У нас есть Божий дух, Божье подобие, и нам нечего бояться смерти. Религия абсолютно необходима, потому что религия означает торжество жизни над смертью. Вот и выбирайте: или торжество смерти над жизнью, или торжество жизни над смертью. К сожалению, современная цивилизация в значительной мере погружена в смерть.

И последнее. О Родине. Важно понимать, что существует просто официальный патриотизм. Такой слишком внешний. В России это всегда не особенно приветствовалось. Но есть и глубокий патриотизм, связанный с духовностью, с чувством Родины, что я и Родина — это одно и то же. Что Россия внутри нас. А если Россия внутри нас, то как можно не любить Россию? Пропаганда нелюбви к России, которая велась в девяностые годы, это путь к потере независимости страны. Исторически доказано, что народ, который не любит себя, свою Родину, рано или поздно ассимилируется или завоёвывается. Из этого становится понятно, почему велась такая пропаганда отрицания и негативного отношения к России как таковой. Всё это надо преодолеть и, слава Богу, это преодолевается.

Всем нам известен завет: "возлюби ближнего как самого себя", совершенно очевидна и формула "возлюби Родину как самого себя", потому что это и есть мы, это и есть самые ближние. Поэтому очень важно верить в это триединство "Личность. Вера. Родина". А ещё, не падать духом, а, наоборот, проявить ту силу духа, которую проявлял русский народ тогда, когда, казалось бы, Родина была на краю гибели. Она восстала после татарского ига, после Смутного времени, после революции и, надеюсь, восстановится и сейчас.

Я обращаюсь к молодёжи, чтобы она сохранила тот дух, который был свойственен русскому народу и всем нашим братским народам в минуты испытаний. Испытания продолжаются, и выдержим мы эти испытания или нет — зависит от нас. Не только от Бога, но и от нас, потому что в истории человечества всегда два участника: Бог и человек. Наша воля должна быть направлена на сохранение России, Бог спасал Россию. Но спасение происходит только тогда, когда сами люди хотят спастись. Как говорится в простой русской пословице "На Бога надейся, а сам не плошай".

И ещё одна очень важная вещь. Мы существуем на Земле не одни. Вокруг много государств, достойных народов. При всей разности ментальности между народами, при всей очевидной разнице между странами, с их историей, культурой, при всей очевидной многополярности мира, которая является фактом, изменить который невозможно, важным моментом является установление нормальных отношений с основными игроками мировой истории. При всех глобальных столкновениях, которые имели место в истории ХХ века, сейчас наша задача в том, чтобы остановить этот тяжёлый ход мировой истории. Ведь если поглядеть на всю историю человечества, то мы увидим, что она настолько наполнена войнами, кровью, смертью, что напоминает историю мирового людоедства. Поэтому, я думаю, что задача России должна быть в том, чтобы вопреки всем различиям и современном столкновении исторических интересов установить нормальные и даже дружественные отношения с Западом, Китаем и Индией. Это очень важно. Россия может быть пропагандистом, двигать идеи мира и сотрудничества между народами разной ментальности. Эта разная ментальность нисколько не помешает установлению сотрудничества. И, самое главное, поможет избежать мировой катастрофы.

Предотвращению глобального столкновения (а стран, владеющих ядерным оружием, становится всё больше и больше), идее сохранения мира и сотрудничества между разными странами, я думаю, должна посвятить себя Россия. Чтобы, в конце концов, разрушить этот порочный и страшный характер мировой истории, залитый кровью и страданиями миллионов людей. Ради спасения человечества, ради мира нужно найти нормальные пути сосуществования с совершенно разными мирами. Я надеюсь, что таким путём будет сохранено самое главное — жизнь на земле.

1.0x