Глядя на молодых священнослужителей, задаюсь вопросом. Трудно сказать, смог бы я посвятить жизнь служению Богу и народу. Кажется, что не поймут меня ни друзья, ни знакомые, станут показывать пальцем и крутить около виска, заругают и не позвонят. Быть может, когда рукоположат – лишь Бог и приход возымеют для меня великий смысл? Поддержит семья, и найдутся новые коллеги. Обрету себя и спокойствие. Не буду смотреть фантастику и разные шоу – предпочту православную литературу и крестные ходы. Изменится мироощущение. Как я ожидаю перемен, не поверите, дорогие.
Вот мечемся мы и куда-то несёмся в поисках лучшего, не заканчивая порой учебное заведение*, не уповая на Всевышнего. Нередко забываем о том, о чём мечтали и к чему стремились. Интересуемся Западом и следим за новостями не родных нам мест.
Кто эти люди, полные надежды и терпения? На кого уповают, что несут и о чём думают? Закрадываются ли у них мысли о том, что хорошо везде, где нас нет? За ответами на вопросы я прихожу в Храм в честь святого благоверного князя Димитрия Донского в Парке Победы. Забегая вперёд, скажу, что этот молодой священник не бросит ни родную страну, ни свой город. Патриотизмом и трепетом пронизаны его слова, он приятен на внешность и общение, доходчив и терпелив, весел и стремителен. Ему 27 лет, а зовут Артемий Ахметшин, очень деятельный иерей и учитель.
Я захожу в храм и наблюдаю оживлённых прихожан – у них трапеза. Едят большие и круглые пироги. Пахнет фруктами и рыбой.
– Вы – Виктор? – поднимая руку, спрашивает подтянутый молодой человек в подряснике.
Киваю, рассматривая доброго человека и оживлённых собравшихся.
– Садитесь, угощайтесь, у нас – трапеза, – зовёт юный батюшка. У него стильная борода и отличное настроение. А люди вокруг него делятся наболевшим, с ними хочется остаться надолго, слушать, улыбаться и рассказывать. – Литургия призывает нас к участию в соборной молитве, а трапеза является своего рода продолжением, ибо мы все призваны единым сердцем и едиными усты славить Бога. Читал ваши статьи, Виктор, –добавляет отец Артемий. – Последняя – про священника Дионисия Чернова и его десять детей, но, по-моему, одиннадцатый намечается.
– Да, я знаю, – подтверждает прихожанка.
– Я вас видел в школе 83 вместе на секции Рождественских чтений, с Натальей Викторовной Курьяковой и Тамарой Викторовной Похитайло, – обращаюсь к отцу.
– Читал на сайте Епархии, дети у вас спрашивали, мол, кто этот молодой человек, а вы ответили, что не знаете – одевается как священник, но очень молодой! Мне понравилось, спасибо!
Этот батюшка успевает читать статьи на сайте Омской Епархии. Здорово, что помимо земных и церковных дел, интересуются ещё виртуальными. Обычно у священников почти нет времени на чтение материалов в интернете, хоть на «Православие.ру» или на «Правмире», скажем. Но отец Артемий прямо быстр по части информации.
Иерей Артемий Ахметшин закончил ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2011 году – факультет теологии и мировых культур, переименованный сейчас в социально-гуманитарный. Квалификация у него – преподаватель.
– Учительство меня всегда интересовало, Виктор, я тяготею к знаниям, – отвечает батюшка. – Многое зависит от учителей. Мой научный наставник – Данилов Вячеслав Леонидович, кандидат исторических наук, проректор по научной работе в Омской Духовной Семинарии. Замечательный специалист по исламу в Омске. Я был вдохновлён его курсом лекций и самим человеком, потому что он достаточно креативный и молодой преподаватель.
– Кто вас рукоположил?
– Рукоположил как в сан диакона, так и в священники – Митрополит Омский и Таврический Владимир. А первый духовный мой наставник – покойный Владыка Феодосий.
– Как пришли в церковь, отец Артемий?
– До поступления в Университет я регулярно посещал Собор Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после зачисления на факультет Теологии и мировых культур приход св. мученицы Татианы при ОмГУ. Затем узнал о восстановлении Успенского кафедрального собора и стал посещать богослужения и крестные ходы. На одном из крестных ходов владыка Феодосий благословил меня на церковное служение в должности пономаря. После елеопомазания Владыка спросил, кто я и откуда – я ответил, что студент теологического факультета. Он отметил, что Церкви очень нужны молодые и образованные люди, приносящие пользу в деле служения народу и Отечеству. Сейчас тоже помню его проникновенные слова и тихий взгляд. В детстве моя бабушка, которая живёт на Полтавщине в Украине, прививала мне любовь к храму, к духовной жизни, к молитве. Своим добрым примером она заложила фундамент моей духовной жизни. Мы часто посещали старинный Крестовоздвиженский монастырь, где я с младых лет исповедовался и причащался. Никаких жизненных потрясений у меня не было, а служение церкви это призвание Божие и зов сердца. В Полтаве я удостоился чести познакомиться с протоиереем Анатолием Мироненко, он всю жизнь посвятил служению церкви и народу. Он для меня – один из примеров христианского благочестия и учительства.
– Над вами не потешались одноклассники, друзья, а может, учителя?
– Наоборот, многие разделяют мои взгляды и выбор. Они отметили, что выбор священнослужения это потребность в возрождении духовного единства нашего народа. Выбор нелёгкий, потому что вызовы современного времени и путь тернисты. Необходимо идти, не жалея себя. Мой учитель была восхищена. Никто не мог подумать, что стану священником.
– Какие трудности возникают у молодого пастыря?
– Первой из них мы можем отметить отсутствие жизненного опыта, здесь помогает пример пастырей старшего поколения. Во-вторых, молодой священник, принимая приход, видит вокруг себя людей разного возраста – важна молитва о даровании мудрости. Надо полюбить каждого прихожанина как члена своей семьи. В пастырской практике необходимо руководствоваться, что ты несёшь ответственность за себя, свою семью и прихожан. Господь заключил союз с человеком. В Ветхом Завете человечество обрело заповеди, которые гласят о нравственном выборе человека. В Новом Завете Господь явил себя в телесном естестве, творил чудеса и был распят ради нашего спасения. Мы понимаем, насколько велика любовь Бога к человеку.
– Где вы преподаёте?
– Учитель основ православной культуры и церковно-славянского языка при Славянской школе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Начал преподавать будучи ещё студентом. Также некоторое время научал детей по дисциплинам истории и обществознания. Теологическое образования – универсальное в своём роде. В средние века университеты начинали открытие с теологических факультетов. Вот поэтому возрождение теологии в России даёт возможность каждому из нас сделать выбор в правильном направлении. Теология объемлет историю, философию, древние языки. Первый теологический факультет был открыт по благословению Святейшего Патриарха Алексея II именно в городе Омске. Теология определяет духовный вектор жизни человека. В следующем году исполняется 25 лет со дня основания нашей Славянской школы. Первым наставником школы был Владыка Феодосий (Процюк). Имя основательницы школы принадлежит Вере Кондратьевне Беловой – дочери великого русского художника Кондратия Петровича Белова. Сейчас школу возглавляет директор Белов Владимир Дмитриевича – сын упокоенной Веры Кондратьевны. Славянская школа это единственное образовательное учреждение в Омском регионе, которое даёт детям не только базовое образование, но дополняет его духовным содержанием. Это светское образовательное учреждение, но девиз школы звучит так: «Мы не только обучаем, но и духовно воспитываем». При школе есть действующий домовый храм святых Кирилла и Мефодия. В богослужении принимают участие учащиеся, преподаватели и родители: мальчики исполняют обязанности пономарей, девочки и учителя поют в церковном хоре, родители оказывают благотворительную помощь храму и школе. Отрадно видеть органичность и сплоченность наших наставников и учеников. В школе дети воспитываются с двухлетнего возраста и до самого её окончания – до 11 класса. Большая часть участвуют в таинствах исповеди и причащения регулярно. Школа – это большая семья, в ней необходимо преподать верный пример и сеять зёрна любви, милосердия и добра.
Учащиеся задают вопросы, связанные с современным положением церкви и общества, имеют огромный интерес к таким понятиям как духовность, становление личности, социальное положение, образование. Семья – первая ступень воспитания, а школа – продолжение и дополнение.
– Расскажите о храме, в котором служите?
– Это храм в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. Был построен в 1996 году в память о павших в годы Великой Отечественной Войны и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Храм уникален по архитектурной конструкции, выполнен в древнерусском стиле, является своего рода шлемом русского воина.
Храм расположен в спокойном и даже живописном месте – в Парке Победы, на Левом берегу Иртыша. Ещё с длинного моста через Правый берег его видит множество людей.
– Мне бы хотелось видеть в числе прихожан гораздо больше людей. Однако проходят мимо, идут загорать на пляж с «двушками» и «трёшками»… – изображает батюшка в воздухе двух и трёхлитровые «баклахи» с пивом.
– Пиво, конечно, пить легче … – соглашаюсь.
Мой сосед, который живёт в третьей квартире, ходит в храм регулярно. Стоит на площадке около подъезда и как меня увидит, сразу заводит разговор о Боге или цитирует библию. У него бородка и одевается он скромно. Я почему-то думал, что он диакон. Ни с пивом, ни с другим увеселительным напитком его не замечаю, чего не скажешь о других моих соседях. Как-то невзначай спрашиваю у его супруги, кем он работает.
– Перекупает автомобили БУ, – пожимает плечами Евгения. – Мой муж и дочку приучил к церкви и меня. Ездим в Храм святой Татианы в Нефтяники. Нам очень близок отец Александр.
Думаю о батюшке Александре Алексееве, а сам спрашиваю про журналистские круги, порочащие церковь. Первый батюшка, которому задаю вопросы касательно авторов, позорящих реалии церкви и верующих людей – именно настоятель храма св. Татианы.
– Зачем журналистским кругам порочить церковь, священноначалие, отец Артемий?
– Эти люди, прежде всего, преследуют цель на разрушение духовных, социальных, политических устоев нашего государства и народа.
– Может, они – лишь атеисты? А в Китае, например, столько атеистически настроенных людей, они попадут в ад? Представляете, батюшка, китайцы попадут в ад и места не будет остальным?..
– Вообще атеист – это человек по своей сущности верующий, ибо он утверждает, что Бога не существует. Он отрицает священные идеалы. В Священном Писании сказано, что тот, кто крестится, будет иметь жизнь вечную, и мы как верные чада Православной Церкви слушаем и вниманием языку Священного Писания. Мы не осуждаем людей, которые разделяют атеистические взгляды, но мы призываем в проповеди, в миссионерской деятельности к тому, чтобы они открыли свои сердца к Богу и тем самым нашли путь к спасению. А мы знаем, что без Церкви и её таинств нет спасения. Осуждение ближнего – страшный грех, порождающий разобщение, отторжение людей от Бога и друг от друга. В аду места гораздо больше, чем воображается, Виктор.
У меня аж мурашки по коже, когда слышу о существовании ада и многочисленных потенциальных его обитателях. Уж куда не хочется, так это в ад! Думаю, что большинство согласится со мной.
– Как отнестись к сайентологии? Зачем науку возводить в ранг религии?
– Сайентология по своему органическому представлению походит на религиозное объединение сектантского направления. Конечно, эти самые сайентологи не способны созидать духовную жизнь человека, их проповедники есть лжеучителя. Организация сайентологии осуществляет тотальный контроль за жизнью своих последователей, известны достаточно страшные и плачевные последствия.
– Молодой батюшка ходит в кино и смотрит все голливудские боевики, блокбастеры? – выясняю. – Вот лично я не могу жить без фильмов – люблю фантастические картины про инопланетян, чудищ и прочую иноземщину.
– У священника нет времени на посещение зрелищных кинокартин, к тому же в этом нет острой необходимости. Пастырь Церкви Христовой должен собой являть добрый пример для подражания прихожанам. Посему стоит заключить: нынешние блокбастеры и боевики разрушают не только духовную жизнь человека, но и наносят вред его физическому здоровью и психике. Это временное явление, оно пройдёт, а Церковь призывает задуматься о вечности.
– Разговаривал недавно с одним будто бы специалистом, который не православный христианин, конечно. Был у нас разговор о карме и тех, кто входит в ЛГБТ-общества. Существует мнение, что у людей, выбирающих однополые отношения, такая карма и если ты женщина вдруг родился в теле мужчины, то должен отработать некую карму.
– Карма – понятие, не относящиеся к православию. Это, по сути, язычество. Выше указанные движения – антихристианские по духу, пособствующие внутреннему духовному разложению и поруганию внешнего телесного образа человека. Как бороться с внутренними позывами? Мы понимаем, что это состояние – есть грех. Уврачевать его можно молитвой, постом, воздержанием и понуждением себя к исправлению через покаяние. Каждый из нас строит свою жизнь и судьбу, всё зависит от выбора человека. Один путь – наследование Царствия Небесного, а другой – путь погибели человеческой души. Дела священнослужителей и людей православных – свидетельства и плоды духовной жизни.
– Может, пусть меняют пол, едут в Тайланд, там недорогие операции, отец Артемий?
– Идут против Бога. В Священном Писании сказано, что тело есть храм для Духа Святого. И когда мы видим данные поступки людей, подверженных этому заблуждению, мы отвечаем, что они в силу страстей сами себя отторгают от душеспасительного пути.
– Как вы оцениваете современное положение на Украине?
– Ситуация как общественная, так и духовная очень напряжённая и сложная. На территории Украины существуют различные духовные течения, которые разделяют людей по национальным признакам. Множество раскольнических религиозных объединений под видом христианских ценностей разжигают гражданское противостояние. Националисты захватывают православные канонические приходы, проповедуют идеи фашизма, ведут к разобщению и переписывают историю. Но мы знаем, что в Православной Церкви главное – дух единства и соборности. Поэтому мы не разделяем друг друга по цвету кожи, по национальным принадлежностям и языковым барьерам, ибо пространство России, Украины и Белоруссии – единая Святая Русь. И, конечно, уповаем на милость Божию и верим в стабилизацию ситуации. Мы призываем прихожан православных приходов сугубо возносить молитвы о мире на Украине.
– У некоторых работников Омской Епархии не хватает времени посещать регулярное богослужение, но они служат Богу на периферии, организовывая мероприятия православного толка. Что даёт им силу также успевать и трудиться, как молодым, во славу Господа и народа, работать с большой пользой?
– Я сотрудничаю со Светланой Петровной Баранцевой и с Тамарой Викторовной Похитайло, у них огромный опыт педагогической деятельности. Силы им подаёт Господь, впрочем, не только одним. Молодым учителям, специалистам сферы образования есть, у кого взять пример, потому что стоим на самых начальных ступенях педагогической деятельности. Это люди на своих местах, они с интересом и вдохновением принимают участие в организации различных духовных и светских мероприятий. Важно помнить, что Церковь – это собрание верующих людей. Поэтому мы проводим не только духовную работу, но исполняем функции общественного служения. Одно другому не противоречит. Голос Церкви взывает к народу: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Сердце подсказывает, что встречу отца Артемия не раз и поговорю о Боге и вере, о народе и образовании. Почерпну и обращусь снова-снова. Его слова пронизаны любовью к людям и к событиям. К знаниям и к предметам. Он поддержит пришедшего в храм, помолится, добро подумает и за того, кто прошёл мимо с «двушкой» или с «трёшкой», поверит, что не всё потеряно, и человек поймёт и обернётся, рассмотрев необычное архитектурное сооружение в форме шлема русского воина.
Сидя за столом, прихожане ожидают батюшку, я поглядываю на них, они – на меня и внимательно слушают наш разговор, познавательный, интересный.
Ухожу, оглядываюсь на храм уже с моста, около остановки. Здорово, благодать. Хорошие мысли в голове, благостные. У каждого – своя миссия на Земле.
* Многие знакомые уехали в США, бросили университет на третьем курсе.