Вот и снова не утихают бесконечные споры о распаде Империи под названием Советский Союз. И о той роли, которую выбрал тогда для себя русский народ. Да вот выбрал ли? Переход от Горбачёва к Ельцину. Перестройка, демократия, гласность, реформы. А мы всё спорим и спорим. Причина спора банальна и проста – мы ничего не получили за тот подарок, который нам попросту говоря втюхали – так называемая свобода. Благородный идеал свободы при всех его описаниях – красив и полон достоинства. Но в силу многих причин мы банально не понимаем, что печально, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Так что же за свободу мы получили? Свободу ездить по миру, не имея на это денег? Или наши девушки получили свободу не прятаться от органов правопорядка, занимаясь проституцией? А наши мужчины получили свободу пить пиво и хлестать водку, не опасаясь публичного осуждения на очередном партсобрании?
Но общество разделено – есть те, и их большинство, кто осуждает упомянутых выше политических деятелей, в отрытую говоря о том как их надо публично казнить, отдать на суд обманутому ими народу. А есть и те, кто сейчас, спустя больше двадцати лет после развала Союза, готовы попросить у них прощение за непонимание их действий, как господин Венедиктов, или те, кто говорят о своей вечной готовности поклониться за дарованную нам свободу, как известный журналист Владимир Познер.
Вот только не разделяю я этой самой их готовности поблагодарить и извиниться. По одной простой причине – мне 23 года, и я отношусь к особому поколению. Мы – последнее поколение СССР. И лично я не готов говорить о благодарности перед этими людьми, я не готов говорить о некоем мифическом подарке, который всучили гражданам страны, кинув словно кость со стола. И лично я испытываю глубокое понимание символики постоянно свежих цветов у могилы Сталина и то, что сделали с памятником Ельцину. Народная память неискоренима. И как во время войны люди в сёлах закрывались в храмах и молились богу в атеистической стране, так и мы чувствуем, как страну поволокли на эшафот и сегодня пытаются заставить праздновать четвертование Империи.
Но вот главный вопрос, который я хочу задать всем этим людям. Вы говорите о том, что мы должны и обязаны каяться за советское прошлое наших дедушек и бабушек, что мы должны каяться за наши имперские амбиции (которые, к слову, неизбежны при всём колоссальном пласте нашей великой истории), мы должны падать в низкий поклон перед теми, кто уничтожил страну. Но почему тогда никто из вас не извинился перед потерянным поколением 90-х? Почему никто из вас не просит прощения за тех детей, которые погибли беспризорниками, нюхали клей, воровали продукты с прилавков на рынках? И где были вы, столь страстно желающие блага стране, как вы говорите, когда оставшиеся без работы родители спивались, а их дети попросту гибли?
Вот он – вопрос Достоевского во всём своем великолепии и всей своей праведности! Мы искупили кровь Гражданской войны кровью войны Второй Мировой, а чем теперь искупить кровь лихих годов ломки и стенаний?
Как щедро кормили тогда народ мечтами о светлой свободе слова, о власти народа и прямых выборах. И захлебнулась страна, ступив в бездну. Захлебнулась тем, что не смогли её народы нести на своих плечах неизбежный компонент свободы - личная ответственность. Неспособны были родители взять на себя функцию воспитания, заменить собой разрушенную советскую машину по воспитанию граждан. Так что либералы и демократы могут сколько угодно говорить о достижениях свободы, вот только признаются ли они, что достижений этих попросту нет – и весь разгул коррупции и преступности в наши дни, уходит корнями туда, в неправильное понимание свободы, которую обрушили как лавину, сметающую всё на своём пути.
А итог этой лавины, само собой, печален, ведь у родителей нет денег чтобы дать своему ребёнку высшее образование, ведь ребёнок не готов учиться в ВУЗе, потому что непрофессиональные учителя в школе не подготовили его отодвигать свой юношеский максимализм «я всё знаю!» куда подальше и слушать что говорит преподаватель. А отсюда исходит проблема детских садов, дефицита мест в дошкольных учреждениях, и то в какой психологической атмосфере оказывается ребёнок, пойдя в детский сад. А возвращаясь к моменту высшего образования, хочется отметить, что сегодня, выйдя с корочкой из актового зала университета, юноши и девушки идут куда глаза глядят, потому что диплом перестал быть показателем образованности, а само образование перестало быть первой ступенью социального лифта.
А что самое главное – мы утратили возможность планировать свою жизнь. Исчезла прослойка государственного гаранта между местом работы (будь то школа, магазин или завод) и простым рабочим классом. Во времена наших бабушек и дедушек они четко знали, что проработав столько-то лет, они получат премию от государства, получат недвижимость и так далее. А как можно планировать свою жизнь, если летом в средствах массовой информации появляется реклама, смысл которой: «Возьми кредит, чтобы приготовить ребёнка к новому учебному году»?
Вот и получается печальная картина, что семья перестала быть ячейкой общества, что мы можем позволить себе настолько наплевательски относится к чужой свободе и своей истории, что пляшем на алтарях в центральных храмах страны и размещаем эти ролики в интернете. А когда нам пытаются указать на то, что так делать нельзя и показывают пальцем в раскрытый уголовный кодекс, то нарастает волна возмущения и непонимания. И у всех кипит мысль – как это так, кому-то ограничили свободу?
И вы все, кто в этом экстатическом порыве поддерживали снос советских идеалов и памятником, чего же вы теперь жалуетесь? В лице неграмотной, необразованной молодежи, которой ничего в этой жизни не нужно кроме тусовок, пива и так называемой свободной любви, вы пожинаете плоды своих же действий. И страшно становится, когда смотришь в эти молодые, опустошённые глаза и осознаешь, что они сами не понимают своего духовного обнищания – помутнение разума, худшее из наказаний. Вот только не их надо винить, потому что каждый из них пришёл в этот мир маленьким светлым человечком, за которого родители и страна должны нести ответственность. А страна отодвинула их на задний план и теперь получает щедрый урожай, когда нет авторитетов, нет желания чего-то достичь в жизни, а есть только пустое прожигание жизни. Но человеческая душа, пусть даже в кандалах изуродованной морали, остается душой, которая требует жизни. Вот и получаем огромную массу людей, слепо следующим за самыми примитивными лозунгами, разжигающими пожар внутри государства.
Но всё же есть, и их много, те, чьи родители смогли заменить функцию воспитания, которую прежде держала на себе страна. Есть те, кто учатся на врачей и от всей души помогают больным и обездоленным, есть в нашем поколении те, на кого можно возложить надежды вытаскивания себя, и всех остальных за собой, из этого прокисшего болота отсутствия норм морали. И вместо того чтобы продолжать нервно грызть ногти, в поисках нового решения известной проблемы, быть может, стоит обратить внимание на тех кто сейчас растёт и задуматься – а какие идеалы будут у них в головах, когда им будет по 20-30 лет и они начнут создавать семьи? Может нам стоит предпринять шаги, чтобы молодые мамы реально воспитывали своих детей, а не отпускали в парке погулять на траве, в то время как сами сидят на скамье с сигаретой в зубах, банкой алкогольного напитка в руке и разговаривая по новомодному смартфону?
Однако главный мой вопрос, всё-таки останется, судя по всему, без ответа: до каких пор мы будем упиваться дискуссиями о новых реформах, и ошибках прошлого, позволяя новым поколениям гробить себя? Хотя… а что им ещё остается? В эпоху, когда во главе любого стола сидит вопрос денег, на всё, в том числе и культурное развитие, требуются финансы. Вот только бутылка пива стоит 60 рублей, а вход в музей – 150 рублей.
Так почему? Почему вопросы устройства государства основываются на непонятных простым гражданам идеях о мифических путях достижения легендарного общества всеобщего благосостояния, в то время как скоро уже не будет человеческого ресурса, чтобы это общество существовало?
Те, кто были тогда, в 90-е годы, взрослыми, тоже далеко не все одинаковы, как я уже упомянул выше. Были те, кто упивался новой свободой, были те, кто искал все возможные пути присосаться к минеральным ресурсам, которые у народа отняли новой конституцией; а были те, кто закрывал собой не только своих, но и всех остальных детей, от улицы, от разврата, от возникшего идеала выйти замуж за иностранца и свалить из страны, от пустого бездействия и решения в виде иглы, клея и преступности. Почему одни шли по головам, стараясь нажиться на чужой неспособности к приспособлению к новой жизни, а моя бабушка, например, вела открытую войну с председателем горисполкома, а впоследствии мэром Южно-Сахалинска, дабы предотвратить закрытие детского сада, заведующей которого она была, и не допустить продажи здания и земли? Чтобы детям было где учиться рисовать, изучать сказки, получать прививки, постигать первые представления об идеалах доброты и взаимопомощи, а не вырастать в будущих токсикоманов или даже хуже.
Подумайте над этим, Мой Читатель
3 июля 2013 года
Максим Кузнецов
Авторский блог Максим Кузнецов
15:53
22 июля 2013
Почему?
1.0x