Война — суровый экзамен для страны. Многое определяют техника, экономика, логистика. Однако решающим фактором являются люди. Именно они воюют и защищают Отечество. И решают всё не только выучка, квалификация, опыт солдат и офицеров, но и их душевный настрой. Цена вопроса огромна. Война решает, быть или не быть России и каждому из нас.
В этой критической точке, определяющей судьбу, многие ищут поддержки в вере. Это прекрасно понимали полководцы России. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов говорил: "Молись Богу — от Него победа. Бог — наш генерал, Он нас и водит". И ни одной битвы он не начинал без молитвы. Обращение к высшим силам, к тому, что выше отдельной жизни, даёт ощущение единства части народа, осознающей, что пришло время защищать Родину.
Остро почувствовал это в своей родной Башкирии. Уфимский моторостроительный завод, делающий двигатели для самолётов, создавался в годы Великой Отечественной войны после перевода в Уфу предприятия из Рыбинска. Завод сыграл огромную роль в те военные годы. Сталин говорил в январе 1941 года: "Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей". Он оказался прав.
Уфимский моторный завод набирает на работу тысячи людей, даёт им необходимую квалификацию, начинает функционировать в три смены. Вернувшиеся из зоны Специальной военной операции благодарят руководство республики за оказываемую всестороннюю помощь, в том числе за снабжение продовольствием.
Раньше в моей родной 62-й школе висели портреты пионеров-героев. Сейчас мы возвращаемся к тому же: в каждом классе есть "парта героя" с его портретом и биографией. На таких партах разрешают сидеть одному из лучших учеников. Республика начинает активно работать на Победу.
Недавно под Самарой прошёл слаживание на полигоне и был направлен на фронт полк "Башкортостан". Впечатляет полигон, где "учатся военному делу настоящим образом", как говаривал Ленин. Кажется, что там всё время стреляют из всех видов оружия.
Велика среди бойцов добровольческого полка доля тех, чей возраст от 50 до 60 лет. Очевидно, в советские времена лучше объясняли, что есть такая профессия — Родину защищать.
Когда смотришь на идущие со знамёнами, отличным строевым шагом под музыку "Прощание славянки" батальоны, которые вскоре окажутся на фронте, под огнём, совершенно иначе понимаешь масштаб идущей войны. На фронте сейчас довольно часто говорят: "Если с нами Бог, то кто против нас!?" Полк напутствовали и желали ему вернуться с победой имам Хамза-хазрат Хафизов и отец Виктор Иванов. Отец Виктор в прошлом десантник. В течение многих лет он вёл секцию по спортивным единоборствам для школьников — мужчины должны уметь себя защищать. Он настоятель небольшого храма, в который переделали бывшую станцию водоснабжения в районе Уфы, называемом Черниковкой. Влияние этого человека на духовную сферу республики оказалось очень большим. Одна из моих одноклассниц стала прихожанкой этого храма. Слушаю её и удивляюсь тому, как сильно вера может изменить мировоззрение.
После обращения имама тысячи человек крикнули: "Аллах акбар!" После речи и наставлений отца Виктора и слов: "Христос воскресе!" те же тысячи добровольцев отозвались: "Воистину воскресе!" Если Бог един, то, наверное, не очень важно, как его называть.
Видно, те же слова говорят представители языческой религии марийского народа. На шевронах, которые пришивают на форму представители этой веры, призыв к Великому Белому Богу спасти и сохранить.
Муллы ряда мечетей говорят, что за время войны число прихожанок у них возросло на треть. Это матери, жёны, сёстры погибших и близкие тех, кто воюет. Кажется, что битва идёт не только на земле, но и в небесах.
Удивительное переплетение судеб: представители организации "Пища жизни", связанные с Обществом сознания Кришны с центром в Индии, работают в Запорожье. Традиционным мифом украинской пропаганды являются россказни о "самообстрелах" российскими войсками мирных городов — нашей собственной территории. Информационная война бескомпромиссна — эти взгляды были распространены в индийской аудитории. Российские кришнаиты, работавшие в Запорожье, привезли в Индию обломки ракет HIMARS и расчёты специалистов, показывающие, кто и откуда стрелял. Они убедили собратьев по вере в правоте России, и общественное мнение в Индии начало меняться.
Это не первая, да, наверное, и не последняя война, в которой участвует Россия. Участники войны в Сирии рассказали мне такую историю. Русский офицер и сириец были в разведке и наводили огонь на цели противника. Но когда пришла пора возвращаться, то выяснилось, что подразделения, в которое они должны были прийти, на своём месте уже нет. И офицер обратился к сирийцу: "У нас 15 минут, чтобы помолиться Богу, а потом мы вызовем огонь на себя". — "Какому Богу?" — "Ты своему, а я своему".
Помолились. Вызвали огонь. Первый залп их не достал, но поднял тучу песка и пыли, которая в конце концов помогла выбраться из этой передряги. "Надо обо всём доложить, и нас наградят", — заявил сириец. "Об этом никому не надо рассказывать. Бог нас уже наградил — мы живы!" — отвечал офицер — "А какой Бог? Твой или мой?" — "Нет разницы. Тот, который нас услышал, тот и наградил".
Сейчас всё чаще говорят о традиционных ценностях, лежащих в основе нашей цивилизации и не слишком изменившихся за тысячелетия. История проявляла их на крутых поворотах. Здесь есть что вспомнить.
Кодекс русского офицера, принятый в 1804 году, завершался словами: "Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!"
Сталин обратился 3 июля 1941 года к народу не только как руководитель сверхдержавы, но, скорее, как священник, говорящий с прихожанами, и обращался к главному: "Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!.. Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной, и какие меры нужно принять для того, чтобы разгромить врага? Прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди, поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, и отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение… Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, всё подчинить интересам фронта и задачам организации разгрома врага".
Если с нами Бог, то кто против нас?!