Штыкало Фёдор Ефремович «Школа СССР. Исповедь заместителя министра: повести, рассказы, стихи, афоризмы, рисунки», - Москва: Буки веди, 2025- 436 с.
Советская власть, у истоков которой стоял Владимир Ильич Ленин, осуществила многие его планы и воплотила заветы. В частности, товарищ Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» признавался: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством».
Это та самая фраза о кухарке и государстве, извращённая ненавистниками и Владимира Ильича, и советской власти. Но далее он наставлял: «Но мы <…> требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Ярким примером воплощения наказа Владимира Ильича является судьба Фёдора Ефремовича Штыкало: сын крестьян из украинского села стал заместителем министра образования страны.
Его судьба - это те самые «этапы большого пути», о которых снимали фильмы, слагали песни. Большого по времени, большого по событиям, которые эпохальны не только для отдельного человека или даже страны, но и для мира. «Родился на Советской Украине в 1927 году. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Сталинградской области. Подростком работал ездовым, подмастерьем в колхозной кузнице, на других работах. В августе 1943 года после гибели брата на Курской дуге ушёл на фронт. Был сыном полка. С марта 1944 года – слесарь-инструментальщик совхозной мастерской. Заведующий сельским клубом. Воспитатель спецдетдома. 1950-1954 годы - студент Мелитопольского Госпединститута, сталинский стипендиат. 1954-1961 - директор Новосёлковской СШ. С 1961- по 1971 год - заведующий Областным отделом народного образования Крымской области. 1971-1988 г. - Заместитель министра просвещения СССР».
Жанр книги трудно определить. Это воспоминания и художественная проза, стихи, это философские размышления и альбом рисунков. Сам автор назвал свой труд исповедью. То есть откровенно о сокровенном.
Фёдор Ефремович начинает своё повествование с военных лет: какое было настроение в обществе, как работали, как готовились к эвакуации, как эвакуация проходила… Как, узнав о гибели брата на войне, подросток сбежал на фронт, стал сыном полка. Какое было отношение у взрослых к детям, оказавшимся в боевых условиях. Как досрочно, по ранению, закончил свой этот боевой путь. Как вернулся домой - и снова работа.
Говоря о себе, казалось бы, о личной жизни, автор описывает не столько себя, сколько даёт представление о стране, гражданах. Тогда был не только героизм и трудолюбие, готовность работать, гордясь, что «мой труд вливается в труд моей республики». В книге - жизнь без приукрас. И взгляд на общество «на просвет», и ода ему.
Знакомство с книгой, как правило, начинаешь с оглавления и решаешь, хочешь ли ты её прочитать, приобрести. Оглавление «Исповеди» увлекает, как тайна, которую раскрывают перед тобой здесь и сейчас. Одна из глав так и называется - «Тайная комната».
Все названия - предельно конкретны, например, «Дороги», «Призыв», «Снова эвакуация», «Кузница», «Моя досрочная служба на войне», «Заведующий клубом», «Мелитополь. Спецдетдом», «Пединститут», «Смерть Сталина», «Учусь учить и воспитывать», «Моё видение Хрущёва», «Мои воспоминания о Брежневе», «Встреча и разговор с В.М.Молотовым», «Встреча с Э.Хонеккером. Каждая из глав «Исповеди» самостоятельна, но при этом связана с другими частями книги, дополняет их.
Для современного человека слово «сенокос» - это уже архаика, как и само действо. Фёдор Штыкало в главе «Сенокос» не просто описывает, как идут косари, как делают замахи… Он раскрывает особенности заготовки сена в колхозе в военное время, когда на работах задействованы и стар, и млад. Практически - одни женщины. «Нашим загребальщицам и косарям-девицам было по 10, 14, 18. 20 лет. Все девушки, помню, были в ситцевых платьях, без всякой нижней одежды. И этот натуральный ситец постоянно обрамлял торчащую грудь и всю фигуру молодых донских казачек. У каждой были заплетены косы до пояса, некоторые закручивали косу на голове. Они все были так красивы, как цветочки на их ситцевых платьях, и каждая из них была особенным цветком. Это было так красиво, что мне, подростку, хотелось их нарисовать».
Несколько строк. В них - и суровые будни тыла - на тяжёлой работе заняты и девочки 10 лет, и лирическое, восторженное восприятие красоты, и откровение - как рождается вдохновение: хочется нарисовать этих красавиц с их особенной красотой.
В книге немало рисунков автора, его картин. Никакая полиграфия не передаст прелести оригиналов, которые мне довелось увидеть. Работы Фёдора Ефремовича отличаются от работ профессиональных художников подкупающей естественностью. Это бытие без ратуши и распространённого ныне фотошопа.
Среди людей, самопровозгласивших себя демократами, я не встречала ни одного демократа. А вот среди настоящих коммунистов - демократы все. То есть воспринимают людей независимо от статуса и финансового положения равными, оценивают человека по личным качествам. Фёдор Штыкало - тот самый истинный демократ: он пишет и о рядовом колхознике, и о кузнеце, и о руководителе отрасти или государства с одинаковым уважением, а ты с одинаковым интересом читаешь о них.
У нас есть легендарная серия «Жизнь замечательных людей», ЖЗЛ. Но у нас много книг, которые могут составить серию «Из жизни замечательных людей». И одной из таких книг является «Школа СССР. Исповедь заместителя министра».


