Выступая уже в качестве премьер-министра РФ Д.Медведев заявил, что считает необходимым сохранить принцип направления сверхдоходов от сырьевого экспорта в Резервный фонд, т.к. это "лучшая гарантия от самых тяжелых последствий глобального кризиса". Но при этом сам новый премьер в "громадье своих планов" абсолютно не учитывает неизбежность нового глобального кризиса. А его экономические советники еще ни разу не смогли предсказать заранее ни один экономический кризис: кризисы у нас, как морозы для коммунальщиков, всегда наступают неожиданно. Но потом оказывается, что "Россия с минимальными издержками вышла из финансового экономического кризиса", хотя та же Европа вышла из кризиса уже к концу 2009 года, а Россия — только к началу 2012-го. ВВП ЕС в результате предыдущего кризиса упал на 3% годовых, а у России — на 8%. Глубже не падало ни одно государство из G-20.
С минимальными издержками из кризиса вышел Китай, у которого при падении экспорта на 25% ВВП не только не упал (как в России и Европе), а даже вырос, но не как обычно на 11% , а всего-то на 9%. А российские "издержки" даже барон Мюнхгаузен не решился бы назвать минимальными: потеря 300 млрд. золото-валютных резервов, падение ВВП с +8% роста до -8% и потеря трех лет экономического развития. Тогда что такое максимальные потери — полный коллапс экономики? Он у нас еще впереди, т.к. мы присутствуем при зарождении второго и самого тяжелого по своим глобальным последствиям экономического кризиса понижательной волны шестого кондратьевского цикла, который продлится до 2015 года. Это будет новое издание Великой депрессии с эпицентром в виде третьего и последнего дефолта доллара США, готовиться к которому нужно заранее. Так, может быть, пора уже перенять все полезное из китайской модели?
Куда пойдем мы с Путиным?
Я согласен с теми предпринимателями и экспертами, которые считают, что Россия не готова вступать в ВТО, и что вступление в ВТО может нанести огромный ущерб российской экономике, но это при условии линейного развития мировой экономики. А она развивается циклически, и мы стоим на пороге смены моделей экономического развития, поэтому отдельные страны и их союзы все чаще нарушают подписанные ими требования ВТО. США угрожают протекционистскими мерами Китаю, ЕС заявляет, что будет допускать к госзакупкам исключительно членов ЕС, а бразильский министр финансов повеселил мир "глубокомысленным" высказыванием: "Бразилия принимает не протекционистские, а защитные меры" (что такое тогда протекционизм?). И по мере углубления кризиса использование протекционистских мер будет возрастать повсеместно.
Поэтому ВТО, МВФ и ВБ, как институты уходящего цикла, будут реорганизовываться, а возможно, даже и ликвидироваться в процессе смены неолиберальной модели на неокейнсианскую и перехода от Американского к Азиатскому циклу накопления. Все страны, формировавшие Азиатский цикл (Япония, Южная Корея, Сингапур и Китай), демонстрируют главенствующую роль государства в их экономическом развитии. И чтобы проводить грамотную, эффективную экономическую политику в условиях смены моделей экономического развития, руководители стран должны ясно понимать, куда должен "приплыть" руководимый ими корабль. Но еще Сенека утверждал, что "ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть". А наш старый президент и новый премьер демонстрируют полное непонимание происходящих в мировой экономике процессов и пытаются вести "корабль" российской экономики в обратном направлении от главного тренда экономического развития, в русле уходящей неолиберальной модели.
У Ф.Д.Рузвельта и Р.Рейгана хватило ума и политической воли не плестись в хвосте инерционных представлений большинства, а уловить веление времени и резко сменить курс "американского корабля" в океане мирового экономического развития. Первый, вопреки мнению большинства экономистов, перевел экономику США с либеральных рельсов на кейнсианскую, второй, наоборот, — с кейнсианской на неолиберальную, что помогло США успешно преодолеть понижательные волны К-циклов и вывести страну на устойчивый путь экономического роста. Дэн Сяопину также хватило мудрости и политической воли преодолеть косность и инертность партийного аппарата КПК, направив Китай по пути сверхбыстрого развития, и бесконечно отсталая еще каких-то 30 лет тому назад страна превратилась в одного из лидеров мирового экономического развития.
А хватит ли мудрости и политической воли нашему "тандему" на превращение России в одного из лидеров мирового экономического развития, у меня серьезные сомнения. Программное заявление нового премьера в Госдуме состоит из одних благих пожеланий, и нет ни одного толкового алгоритма достижения тех целей, которые им обозначены. Никому в мире еще не удавалось поднять индустриальную мощь страны и ее обороноспособность в условиях господства либеральной модели экономического развития. Либерализм всегда господствует в условиях "финансовой экспансии", а "материальная экспансия" неизбежно осуществляется в условиях господства протекционизма, иначе более развитые страны просто задушат еще только формирующуюся индустрию страны.
И когда руководители России говорят о необходимости повышения инвестиционной привлекательности страны, то возникает вопрос: "Для кого нужно повышать эту инвестиционную привлекательность?". Если для стимулирования притока прямых инвестиций в производство, то тогда нужны протекционистская защита и помощь государства привлекаемому капиталу, как это делается в Китае. Если для привлечения капитала ТНК, то российский бизнес рано или поздно будет вытеснен этими ТНК из России. Если для привлечения спекулятивного капитала в портфельные инвестиции на российских фондовых рынках, то тогда у страны не будет развития, и она повторит свой печальный опыт 1998 и 2008 гг., который убедительно показывает, к чему приводит желание понравиться мировому спекулятивному капиталу. Напомним также, что в КНР все природные ресурсы находятся в руках госкорпораций — впрочем, как и практически вся банковская система
Как это ни печально, но мировую экономику ждут очень тяжелые ближайшие три года, когда начнется второе издание Великой депрессии, когда рухнет мировая финансовая система, основанная на долларе США. Обвалятся цены, спекулятивно надуваемые сейчас долларовой накачкой, в том числе и цены на нефть, газ и прочие виды сырья, обеспечи- вающие основной доход российского бюджета. Но судя по всему, пока в российской экономике "гром не грянет", никто в руководстве страны "не перекрестится". Жалко только страну и многострадальный народ России, ведь можно развернуть мощное развитие ее экономики даже в условиях развивающегося кризиса, как это сделали в 2008-2009 гг. в Китае с упором на поддержку не частных банков, а производителя и потребителя. И для этого есть все необходимые условия, кроме мудрости и политической воли руководства страны.
Проект фирмы "Эксима"
Хотя нельзя не признать, что отдельные робкие шаги в нужном направлении все-таки предпринимаются, но неверно выбранная модель экономического развития сведет все эти усилия на нет. Безусловно, правильной можно признать программу подъема обороноспособности нашей страны, на которую предполагается потратить до 2020 года 23 трлн. рублей. И тут хочу напомнить, что даже такой ультралиберал, как Р.Рейган, проводил политику "военного кейнсианства" в виде программы СОИ ("Звездных войн"). Не знаю, верил ли сам Рейган в "Звездные войны", но его мудрые советники явно в нее не верили, зато благодаря этой программе огромные средства были направлены на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что позволило сформировать пятый технологический уклад (ТУ), основанный на микропроцессорной технике. И только после этого частный финансовый капитал, убедившись в высокой доходности "Новой экономики", направил свои массированные инвестиции в нее мощным потоком. Правда, "невидимая рука рынка" в 2000 году довела до краха рынок "Новой экономики", но таковы законы неолиберального рынка. Поэтому программу подъема оборонного комплекса страны можно только приветствовать, но важно эффективно использовать эти огромные средства.
Повышение пенсий и зарплат военным и другим представителям силовых структур, а также бюджетникам (учителям, преподавателям ВУЗов, медработникам, библиотекарям и музейным работникам и т.д.) нужно приветствовать, т.к. это приведет к расширению потребительского спроса населения и к росту внутреннего рынка страны. А "плач Ярославны" либеральных догматиков о том, что социальные затраты неизбежно приведут к ухудшению экономической ситуации в стране, абсолютно не соответствует реальной действительности. Но рост социальных расходов необходимо компенсировать ростом налогообложения богатых слоев населения, дабы преобразовать паразитическое потребление и расцвет коррупции в существенный рост платежеспособности основной массы потребителей страны. Рост доходов богатых никогда еще в истории мирового экономического развития не приводил к соответствующему росту внутреннего рынка. К росту потребительского спроса, развитию малого и среднего бизнеса, ориентированного на внутренний рынок, а также налогооблагаемой базы приводит исключительно рост доходов большинства населения.
Но есть и еще целый ряд конкретных направлений развития от местных и региональных до крупных, охватывающих не только нашу страну, но и соседние с нами страны. Приведу лишь несколько вполне конкретных примеров. Новый губернатор моей родной Орловской области А.П.Козлов, сменивший в 2009 году развалившего экономику области Е.С.Строева, в одном из своих первых интервью однозначно заявил: "Мы будем иметь 12 млн. голов свиней для забоя!". Говорят, что обещанного нужно ждать 3 года, и сейчас, когда прошли эти 3 года, в области на откорме находится всего 400 тысяч голов свиней, т.е. в 30 раз меньше обещанного. Но ведь судьба сделала нашей области просто сказочный подарок — мегапроект фирмы "Эксима", который мог бы стать основой для возрождения орловского села, для резкого роста производства свинины на Орловщине и даже во всей России.
Аналогов этому проекту нет не только в России, но и за рубежами нашей Родины. Суть его заключается в том, что у нас создан Знаменский селекционно-генетический центр (ЗСГЦ), состоящий из 3 племенных заводов и станции искусственного осеменения, призванных осуществлять селекцию современных гибридных свиней высокой продуктивности. Следующим этапом проекта является создание 5 племенных репродукторов на 4800 свиноматок каждый, производительностью более 600 тыс. голов, из которых половина будет приходиться на свиноматок селекции F-1. Эти 5 племенных репродукторов могут обеспечить товарные репродукторы на более чем 400 тысяч свиноматок селекции F-1, способных дать 12 млн. товарных свинок, о которых и говорил губернатор Козлов.
На конец декабря 2011 года во всех категориях хозяйств России (от сельских подворий до крупных индустриальных свинокомплексов) поголовье свиней составляет 17,3 млн. голов, и увеличение этого поголовья еще на 12 млн. годов позволило бы полностью закрыть потребность России в мясном свиноводстве и даже экспортировать российскую свинину за рубеж. Сейчас в стране производится всего 2,3 млн. тонн свиного мяса в год, а еще 0,7 млн. тонн импортируется из Бразилии, США, Канады и т.д. Таким образом, ЗСГЦ способно обеспечить селекцией высокой продуктивности почти половину производимой в России свинины и полностью закрыть ее импорт в нашу страну. Да и себестоимость свинины тогда будет не выше 70-80 рублей за 1 кг, т.к. продолжительность откорма свинок до 120 кг составляет менее полугода.
Но чтобы произвести продекларированные губернатором 12 млн. голов свиней и 1 млн. тонн мяса потребуется 200-250 млрд. рублей капвложений. Для получения 1 млн. тонн товарной свинины нужно затратить 2,5-3 млн. тонн комбикормов, на изготовление которых нужно примерно 2-2,5 млн. тонн фуражного зерна — ровно столько, сколько производят орловские аграрии в наиболее урожайные годы. Надо будет построить 90 товарных репродукторов на более чем 400 тысяч свиноматок, примерно, 20 элеваторов, более 10 комбикормовых заводов и убойных цехов, цеха по охлаждению и заморозке продукции, заводы по утилизации отходов, жилье для работников и специалистов и многое-многое другое. Но наш новый премьер хвалится, что Россия вышла на второе место в мире по экспорту зерна, но при этом она закупает за границей ту же свинину. Это то же самое, что, занимая первое место по экспорту сырой нефти, закупать за границей бензин и дизтопливо.
Для реализации же этой программы можно организовать на базе крупных и средних производителей зерна товарные репродукторы разной мощности, которые и будут производить этот миллион тонн товарной свинины в год, дабы осуществить потребление собранного зерна там же, где оно производится. А строительство новых элеваторов, комбикормовых заводов, убойных цехов, цехов по охлаждению и заморозке продукции, заводов по утилизации отходов и жилья для специалистов позволит загрузить региональную строительную индустрию и промышленность. Кроме того, если организовать передачу отбракованных свиноматок крестьянским подворьям на договорных условиях, обеспечив их необходимыми кормами и ветеринарным обслуживанием, организовав забой скота, то можно откармливать дополнительно не один миллион голов свиней в год на сельских подворьях. Это даст работу десяткам, если не сотням тысяч сельских тружеников, которым не нужно будет бросать свои деревни и перебираться на работу в крупные мегаполисы.
Но одной Орловской области проект "Эксимы" потянуть не под силу — тут нужна совместная работа двух-трех соседних областей, например, Орловской, Курской и Липецкой, т.е. создание межрегионального кластера по производству свинины. Тогда производители зерна в этих областях не будут зависеть от произвола зерновых трейдеров (искусственно занижающих цены на зерно), да и перевозки зерна (а следовательно, и потери) будут сведены к минимуму. Но инвестпрограмму в 250 млрд. рублей может осуществить исключительно только государство, а оно стремится уменьшить свою роль в экономике страны и не желает тратить ЗВР на подъём российской экономики. А для финансирования программы, которая полностью закроет потребности РФ по свинине и создаст условия для её экспорта, необходимо всего 10% Резервного фонда РФ, при этом бюджеты всех уровней получат значительные и стабильные источники несырьевых поступлений.