Я уже очень давно перестал быть футбольным болельщиком. Поклонником зелёного поля, круглого мяча и весьма продолговатых денежных знаков, неизменно сопровождающих эти гладиаторские ристалища современности. И гениальное умение какого-нибудь очередного виртуоза сотворить 4D-шедевр "офф-лайн", в реальном пространстве и времени, вызывает у меня не столько восхищение и "трепет посвященного" в таинства данной "спортивной религии", сколько сочувствие к профессионалу, настолько "встроенному" в свою параллельную реальность, — наподобие сочувствия артисту цирка, до блеска отточившему свой номер. Но в цирк водят детей, а "фанатом" можно быть до старости лет, чем миллионы и даже сотни миллионов людей с успехом занимаются, пребывая в "мире футбола" как предтече множества современных виртуальных миров "он-лайн". Думаю, его поклонники очень скоро будут выглядеть такими же "аристократами духа", как любители традиционной книги на фоне нынешнего Интернета, — несмотря на то, что сейчас здесь "крутятся" многие миллиарды долларов. Ну, не им одним предстоит "фазовый переход" в условиях глобального кризиса и смены технологических укладов.
Поэтому скандал в благородном семействе ФИФА, приведший к "добровольно-принудительной" отставке президента этой организации Йозефа Блаттера, можно рассматривать и с точки зрения классической struggle for life ("борьбы за жизнь") в условиях нарастающей нехватки ресурсов. Не только и не столько внутри футбола, сколько внутри современного мира. Да, в большой спорт вмешалась большая политика. Да, сам "старина Зепп" повёл себя практически безупречно, сделав максимум возможного в сложившихся условиях. Да, не поддавшись на шантаж со стороны США и их союзников, добившись переизбрания на пятый срок и вызвав тем самым "огонь на себя", он добился того, что "основной боекомплект" его оппоненты истратили на ложные цели. Да, объявив после этого о своей отставке, он не допустил раскола в мировом футболе — практически неизбежного, если бы продолжал "цепляться" за свой нынешний пост в ФИФА. Да, оставшись у руля мирового футбола еще минимум на полгода, Блаттер не допустил превращения себя в обвиняемого — теперь с ним необходимо договариваться "по-хорошему", и все дополнительные информационные "вбросы" типа его предполагаемого романа с российской супермоделью Ириной Шайхлисламовой, больше известной как Ирина Шейк, — уже никого не интересуют. Не Доминик Стросс-Кан, короче.
В сухом остатке: Блаттер уходит — чемпионаты мира в России и Катаре остаются. Поскольку достались этим странам не по блату, а "по Блаттеру". Их, разумеется, можно будет бойкотировать тем или иным национальным федерациям, — но только по политическим, а не организационным причинам. Думаю, функционеры ФИФА и политики Европы (наши и катарские тоже) должны будут скинуться и поставить "старине Зеппу" памятник — если не при жизни, то уж после кончины наверняка. Заслужил, чего там…
Фото: ЕРА/UPG