Авторский блог Борис Земцов 00:00 1 июня 2018

Платить по балканскому счёту!

Русским добровольцам, воевавшим на сербских фронтах, нужен статус

Отшумели торжества по поводу Дня Победы, и чувства после оставили самые разные. Заметна среди них и пронзительная грусть от осознания, что поколение победителей, людей лично приближавших эту Победу, стремительно уходит. С грустью соседствует тревога: кто придёт на смену ветеранам Великой Отечественной, кто будет рассказывать молодым, что такое героизм, самопожертвование, любовь к Родине? И не просто рассказывать, но и иллюстрировать эти святые понятия моментами собственной биографии?

Самое время вспомнить, что эстафету героев Великой Отечественной приняли и с честью несут участники многих (известных и не очень, признанных и старательно замалчиваемых) прочих войн. Участвовали в них наши соотечественники: когда по служебному долгу, а когда — и по зову сердца. Но в любом случае они делали общее важное дело: отстаивали наши национальные интересы, умножали ратную славу предков. Некоторые из этих войн у всех на слуху, а про некоторые и говорить как-то не очень принято. К числу последних и война в Югославии 1991—1995 гг. относится. Официально Россия в этой войне не участвовала, а неофициально… Более тысячи граждан РФ на свой страх и риск отправились тогда помогать братьям-сербам отстаивать право иметь свою религию, историю и культуру. Никто им за это не платил, никто не обещал орденов и прочих почестей. Люди ехали воевать, рискуя жизнью, исключительно ради идеи справедливости и во имя славянского братства.

Между прочим, именно в этом году, совсем недавно, 12 апреля исполнилось 25 лет сражению на высоте Заглавак в окрестностях города Вышеграда, что расположен на территории Республики Сербской. Напомню, что в этот день в 1993 году горстка русских добровольцев, воевавших на стороне сербов, выдержала шестичасовой бой против многократно превышавших по численности мусульман. В составе наступавших были моджахеды из Афганистана и других стран Востока и Средней Азии. Мусульман поддерживала артиллерия и тяжёлые миномёты. В распоряжении русских добровольцев были только автоматы и единственный пулемёт. Тем не менее все атаки были отбиты. В сражении за высоту Заглавак погибли трое русских добровольцев, трое получили тяжёлые ранения. Куда более серьёзные потери понесли наступавшие. По признанию сараевского телевидения, в этом бою погибло девяносто мусульман, столько же было ранено. Был у этого сражения и куда более важный итог: русские добровольцы фактически спасли сербский город Вышеград от нападения мусульман, была предотвращена очередная этническая чистка.

Надо отдать должное — в Республике Сербской помнят русских героев: могилы наших добровольцев на кладбище Вышеграда украшают добротные надгробия, здесь всегда идеальный порядок, живые цветы. Несколько лет назад 12 апреля — день сражения на высоте Заглавак — был признан Днём русского добровольца и теперь ежегодно отмечается в Республике Сербской как государственный праздник. На торжественных мероприятиях, проводимых в этот день, всегда рады гостям из России. В прошлом году в окрестностях Вышеграда в торжественной обстановке был открыт установленный накануне величественный крест-памятник, посвящённый нашим соотечественникам, помогавшим сербам отстоять право иметь свою веру, свою культуру, свою историю.

Получается, что в непризнанном государстве боснийских сербов, не смотря на предельно скромные возможности, чтут русских добровольцев. Спасибо президенту Республики Сербской Милораду Додику! Спасибо активистам ветеранских организаций! Спасибо братьям-сербам!

А как относятся к русским добровольцам, воевавшим в Сербии, на их Родине — в России? Увы, никак! Чиновники, а в их лице — всё государство, просто не желают вспоминать, что в 1992—1995 гг. более тысячи наших соотечественников на свой страх и риск отправилось помогать православным братьям в их противостоянии Новому мировому порядку, и что почти сорок из них сложили свои головы на сербских фронтах. До сего дня у русских добровольцев, воевавших в Сербии, нет ничего похожего на статус "участник боевых действий". Получившие ранения и контузии на югославской войне по-прежнему не получают российских пенсий и квалифицированной медицинской помощи. Стоит ли удивляться на подобном фоне, что даже для погибших, не говоря уже о доживших до наших дней, у государства не нашлось наград?

Похоже, у "нежелания" Российского государства вспоминать о русских добровольцах давние и очень прочные корни.

Вспомним, что когда Новый мировой порядок, спекулируя на религиозных и национальных противоречиях, начал уничтожать Югославию, тогдашнее ельцинско-демократическое руководство России стыдливо не заметило этого международного свинства. Если называть вещи своими именами, тогда оно просто предало своих братьев, бросило их в беде. И это несмотря на то, что было ясно: на югославской территории отрабатывается дьявольский сценарий геноцида и развала, который, того гляди, будет применён на земле нашего Отечества. На таком фоне сам факт участия русских добровольцев в боевых действиях на территории Хорватии и Боснии — лишнее свидетельство трусости и подлости тогдашней российской власти. Выходило, что отдельные российские граждане, бросив работу и семьи, рискуя жизнью, помогали братьям-славянам вместо продажных политиков, трусливых дипломатов, лживых журналистов. Получалось, немногие русские добровольцы "отдувались" за всё "приболевшее" на тот момент российское руководство. Разве такое прощается? Потому и вполне естественно, что на самых первых добровольцев, вернувшихся с югославских фронтов, либерально-ельцинская власть попыталась налепить ярлык "наёмников", что в тогдашней прессе то и дело раздавались призывы отправить всех добровольцев за решётку. Кстати, далеко не всегда подобные призывы оставались пустым звуком. Было дело, получали русские добровольцы по сфабрикованным делам и надуманным поводам реальные сроки, прибавляли к своему фронтовому опыту опыт тюремный и лагерный. И тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить.

С тех пор прошло больше двадцати лет.

Кажется, на российских политических просторах дуют совсем другие ветры. Кажется, штурвал государства держат совсем другие, на этот раз, трезвые руки. Вот только отношение к русским добровольцам, помогавшим некогда сербам сохранить свою веру и культуру, остаётся прежним. В лучшем случае, их просто не замечают. Возможно, потому что в министерствах, ведомствах и прочих государственных структурах ещё дорабатывают ученики ельцинско-козыревской школы, для которых понятия "патриотизм" и "подвиг" — пустые звуки. Тогда, исходя из подобной логики, понятно, что все материалы в патриотических СМИ (газета "Русский вестник", радиостанция "Победа" и др.) с призывами дать русским добровольцам, воевавшим в Югославии, статус "участников боевых действий", распространить на них хотя бы часть льгот, решить вопросы их лечения и т. д., — остались пустым звуком.

Таким же пустым звуком остаётся пока для российских чиновников и письмо русского добровольца, участника легендарного сражения на горе Заглавак Владимира Сидорова, отправленное в администрацию президента. В этом письме поднимались уже упомянутые вопросы. Письмо было отправлено ещё в декабре прошлого года. Ничего в жизни русских добровольцев с тех пор не изменилось.

То ли по совпадению, то ли по злой иронии нынешний год объявлен в нашем государстве Годом добровольца и волонтёра. Набрался терпения, просмотрел официальные документы по этому поводу, материалы в ведущих российских СМИ. Про русских добровольцев, воевавших на сербских фронтах, — нигде ни слова. Всё больше — про волонтёров: про тех, кто старикам помогает, кто горшки из-под тяжелобольных вытаскивает… Не спорю, и это важно. Только как бы не произошла здесь подмена понятий. Как бы не потерялось русское слово "доброволец" среди чужеземных терминов типа "волонтёр" и т.д. Как бы вместе со словом и смысл его не потерялся. Ведь волонтёр — это помощник и не более того, а доброволец — тот, кто собой жертвует. Это тот, кто эстафету русского подвига у героев Великой Отечественной принял. А вот это — уже серьёзно. Потому и о русских добровольцах, что на сербских фронтах воевали, давно пора вспомнить. И соответствующим, вполне заслуженным, статусом их наделить.

1.0x