Авторский блог Александр Нагорный 00:00 14 марта 2013

Планета скорбит

Смерть и по­хо­ро­ны пре­зи­ден­та Ве­не­су­э­лы Уго Ча­ве­са ста­ли со­бы­ти­ем все­мир­но­го мас­шта­ба. На ули­цы Ка­ра­ка­са, по ко­то­рым про­хо­ди­ла тра­ур­ная про­цес­сия, про­стить­ся с Ко­ман­дан­те вы­шли пол­то­ра мил­ли­о­на че­ло­век. Поч­тить его па­мять при­бы­ли де­ле­га­ции из 51 стран ми­ра, 22 из них — во гла­ве с "пер­вы­ми ли­ца­ми" этих стран. Сре­ди них — пре­зи­дент Ре­с­пуб­ли­ки Бе­ла­русь Алек­сандр Лу­ка­шен­ко, объ­я­вив­ший в свя­зи со смер­тью Ча­ве­са трех­днев­ный го­су­дар­ст­вен­ный тра­ур.

Смерть и по­хо­ро­ны пре­зи­ден­та Ве­не­су­э­лы Уго Ча­ве­са ста­ли со­бы­ти­ем все­мир­но­го мас­шта­ба.

На ули­цы Ка­ра­ка­са, по ко­то­рым про­хо­ди­ла тра­ур­ная про­цес­сия, про­стить­ся с Ко­ман­дан­те вы­шли пол­то­ра мил­ли­о­на че­ло­век. Поч­тить его па­мять при­бы­ли де­ле­га­ции из 51 стран ми­ра, 22 из них — во гла­ве с "пер­вы­ми ли­ца­ми" этих стран. Сре­ди них — пре­зи­дент Ре­с­пуб­ли­ки Бе­ла­русь Алек­сандр Лу­ка­шен­ко, объ­я­вив­ший в свя­зи со смер­тью Ча­ве­са трех­днев­ный го­су­дар­ст­вен­ный тра­ур.

Да­же в Со­еди­нен­ных Шта­тах, ко­то­рые поч­ти от­кры­то на­зы­ва­ли Ча­ве­са сво­им по­ли­ти­че­с­ким про­тив­ни­ком и под­дер­жи­ва­ли оп­по­зи­ци­он­ные Ко­ман­дан­те си­лы как вну­т­ри са­мой Ве­не­су­э­лы, так и в при­гра­нич­ных с ней го­су­дар­ст­вах, в ре­пор­та­жах о нем пре­об­ла­да­ли по­зи­тив­ные оцен­ки. Воз­мож­но, для то­го, что­бы та­ким об­ра­зом "за­крыть" воз­мож­ный "след ян­ки" в ис­то­рии бо­лез­ни и смер­ти Уго Ча­ве­са, ко­то­рый, тем не ме­нее, про­явил­ся че­рез вза­им­ную вы­сыл­ку дип­ло­ма­тов. Но всё же.

А Рос­сия, ко­то­рую Ча­вес счи­тал сво­им ис­крен­ним со­юз­ни­ком, ог­ра­ни­чи­лась весь­ма скром­ным при­сут­ст­ви­ем: де­ле­га­цию Крем­ля воз­гла­ви­ла спи­кер Со­ве­та Фе­де­ра­ции Ва­лен­ти­на Мат­ви­ен­ко, — ви­ди­мо, по­то­му, что дей­ст­ву­ю­щий пре­зи­дент РФ сей­час по ка­кой-то при­чи­не пред­по­чи­та­ет по воз­мож­но­с­ти об­хо­дить­ся без ри­с­ков, свя­зан­ных с за­ру­беж­ны­ми по­езд­ка­ми, а дей­ст­ву­ю­ще­му пре­мьер-ми­ни­с­т­ру как за­яд­ло­му ли­бе­ра­лу "не к ли­цу" поч­тить па­мять ве­ли­ко­го ан­ти-ли­бе­ра­ла и со­ци­а­ли­с­та со­вре­мен­но­с­ти Уго Ча­ве­са.

Во­об­ще, рос­сий­ские ли­бе­ра­лы: Чу­байс, Ил­ла­ри­о­нов, Шен­де­ро­вич и про­чие, ран­гом по­мель­че, слов­но с це­пи со­рва­лись: "Стан­дарт­ный дик­та­тор ба­на­но­вой ре­с­пуб­ли­ки, от­ли­чав­ший­ся не­стан­дарт­ной по­ли­ти­че­с­кой ори­ен­та­ци­ей. Дру­жил не с ка­пи­та­ли­с­та­ми, а с ком­му­ни­с­та­ми. И всё-о-о-о!.. С точ­ки зре­ния эко­но­ми­че­с­кой по­ли­ти­ки Уго Ча­вес, опять же, был пу­с­тым ме­с­том. При по­доб­ной неф­тя­ной конъ­юнк­ту­ре, будь она в 90-х, мы бы вспо­ми­на­ли "де­душ­ку" и 9 лет его прав­ле­ния до­б­ры­ми сло­ва­ми, пра­зд­но­ва­ли его день рож­де­ния всей стра­ной с кон­цер­том на "Пер­вом", а про­грам­му при­ва­ти­за­ции "ны­не дей­ст­ву­ю­ще­го пре­зи­ден­та РФ Ана­то­лия Бо­ри­со­ви­ча Чу­бай­са" в школь­ных учеб­ни­ках срав­ни­ва­ли бы с "Но­вым эко­но­ми­че­с­ким кур­сом" Фран­к­ли­на Руз­вель­та. Вот толь­ко нефть в то вре­мя сто­и­ла око­ло 12$... Ча­ве­су же с его по­пу­лиз­мом до­ста­лись дру­гие це­ны и, со­от­вет­ст­вен­но, дру­гие до­хо­ды. В об­щем, этот плач Яро­слав­ны по гни­ло­му со­юз­ни­ку-ла­ти­но­а­ме­ри­каш­ке мне со­вер­шен­но не­по­ня­тен".

Что ж, как го­во­рил не­ког­да Бе­не­дикт Спи­но­за, "не­ве­же­ст­во не яв­ля­ет­ся ар­гу­мен­том". Ли­бе­ра­лы "не по­ни­ма­ют", а на са­мом де­ле — очень хо­ро­шо по­ни­ма­ют, бо­ят­ся и не­на­ви­дят Ча­ве­са во­все не по­то­му, что тот "был пу­с­тым ме­с­том", а по­то­му, что сверх­до­хо­ды от экс­пор­та ве­не­су­эль­ско­го "чер­но­го зо­ло­та" при нем до­ста­ва­лись не "жир­ным ко­там"-оли­гар­хам, не кор­рум­пи­ро­ван­ным чи­нов­ни­кам и не ино­ст­ран­ным кор­по­ра­ци­ям, от ко­то­рых кор­мят­ся пред­ста­ви­те­ли "гло­баль­но­го ли­бе­раль­но­го дис­кур­са". И не на лич­ное обо­га­ще­ние "дик­та­то­ра-по­пу­ли­с­та". Они шли на раз­ви­тие ве­не­су­эль­ской эко­но­ми­ки (преж­де все­го — неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей и неф­те­хи­ми­че­с­кой про­мы­ш­лен­но­с­ти), на ук­реп­ле­ние го­су­дар­ст­ва и его обо­ро­но­спо­соб­но­с­ти.

Ча­вес пол­но­стью ре­фор­ми­ро­вал ве­не­су­эль­скую ар­мию, сде­лал её ис­тин­но на­род­ной, унич­то­жив про­пасть меж­ду бо­га­ты­ми офи­це­ра­ми-ари­с­то­кра­та­ми, как пра­ви­ло, обу­чав­ши­ми­ся в се­ве­ро­а­ме­ри­кан­ских во­ен­ных учи­ли­щах, и ни­щи­ми без­гра­мот­ны­ми сол­да­та­ми, по­шед­ши­ми в ка­зар­мы, что­бы не уме­реть от го­ло­да.

Ча­вес — при по­мо­щи ку­бин­ских спе­ци­а­ли­с­тов — со­здал в Ве­не­су­э­ле го­су­дар­ст­вен­ные си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния и здра­во­о­хра­не­ния, рез­ко по­вы­сив­шие че­ло­ве­че­с­кий по­тен­ци­ал этой стра­ны.

Ча­вес за­пу­с­тил де­сят­ки, ес­ли не сот­ни про­грамм, на­прав­лен­ных на ус­та­нов­ле­ние со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти в ве­не­су­эль­ском об­ще­ст­ве, на под­держ­ку не­иму­щих, не­гра­мот­ных, боль­ных и пре­ста­ре­лых.

Чавес поднял международный престиж Венесуэлы на небывалую в ее истории высоту, сравнимую разве что со временами Либертадора Симона Боливара.

Имен­но по­это­му про­ва­ли­лись все по­пыт­ки вну­т­рен­ней и внеш­ней ре­ак­ции сверг­нуть Ча­ве­са. Дваж­ды его про­тив­ни­кам уда­ва­лось си­лой от­ст­ра­нить его от вла­с­ти, за­клю­чить в тюрь­му — и дваж­ды на­род вме­с­те с ар­ми­ей сно­ва на ру­ках вно­си­ли своего Команданте в пре­зи­дент­ский дво­рец Ми­ра­ф­ло­рес. Его сторонники и сегодня легко, на любых выборах, соберут не менее 60% голосов избирателей Ве­не­су­э­лы.

Ча­вес всю свою жизнь был по­бе­ди­те­лем и по­гиб по­бе­ди­те­лем, по­то­му что ни ра­зу не из­ме­нял се­бе, сво­им прин­ци­пам и иде­а­лам. Он по­ка­зал соб­ст­вен­ной стра­не, Ла­тин­ской Аме­ри­ке и все­му ми­ру, что "ва­шинг­тон­ский кон­сен­сус", вот уже два де­ся­ти­ле­тия ут­верж­да­ю­щий глобалистский проект Фининтерна, дик­тат дол­ла­ра и "пра­во силь­но­го" на всей пла­не­те Зем­ля — во­все не аб­со­лют, не аксиома, что ему с ус­пе­хом мож­но и нуж­но про­ти­во­сто­ять.

Что из­ме­ни­лось и мо­жет из­ме­нить­ся в ми­ре и в Рос­сии с ухо­дом Ко­ман­дан­те? Кто ста­нет его пре­ем­ни­ком на по­сту пре­зи­ден­та Ве­не­су­э­лы: ны­неш­ний и.о. пре­зи­ден­та Ни­ко­лас Ма­ду­ро или же ли­бе­раль­ный гу­бер­на­тор неф­те­нос­но­го шта­та Ми­ран­да, га­ла­хи­че­с­кий ев­рей Эн­ри­ке Ка­п­ри­лес? Ка­кой ока­жет­ся судь­ба со­здан­но­го Ча­ве­сом Бо­ли­ва­ри­ан­ско­го дви­же­ния — про­ек­та аль­тер­на­тив­ной "гло­ба­лист­ско­му про­ек­ту" ин­те­г­ра­ции стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки? Вос­ста­но­вят ли аме­ри­кан­ские фи­нан­со­вые спру­ты и неф­тя­ные мо­но­по­лии полный кон­троль над ве­не­су­эль­ской эко­но­ми­кой?

Ра­зу­ме­ет­ся, от­вет на все эти и на мно­гие дру­гие во­про­сы даст толь­ко вре­мя. Но не бу­дем за­бы­вать, что они во­об­ще по­яви­лись и ока­за­лись в мировой по­ли­ти­че­с­кой по­ве­ст­ке дня толь­ко бла­го­да­ря Уго Ча­ве­су. Он был на­сто­я­щим че­ло­ве­ком — на­род­ным ли­де­ром, тво­ря­щим ис­то­рию, а не политиканом, иду­щим на по­во­ду раз­ного рода "объ­ек­тив­ных об­сто­я­тельств" и мел­ких лич­ных или групповых ин­те­ре­сов.

По­это­му нет ни­ка­ко­го смыс­ла пре­да­вать­ся уны­нию, в том чис­ле — уны­нию со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­с­ко­му. Да, лич­но­с­ти мас­шта­ба Ча­ве­са — это уни­каль­ные яв­ле­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют да­ле­ко не в каж­дой стра­не и да­ле­ко не каж­дое де­ся­ти­ле­тие и да­же да­ле­ко не каж­дый век. Но они, слов­но ма­я­ки, ука­зы­ва­ют че­ло­ве­че­ст­ву на­прав­ле­ние дви­же­ния на пе­ре­пу­ть­ях ис­то­рии. И триж­ды прав был великий русский по­эт Николай Не­кра­сов, в сти­хо­тво­ре­нии "На смерть До­б­ро­лю­бо­ва" на­пи­сав­ший: При­ро­да-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жиз­ни...

Эти сло­ва в пол­ной ме­ре от­но­сят­ся и к Ко­ман­дан­те Уго Ча­ве­су.

1.0x