Авторский блог Проект Время-вперёд 13:50 20 июля 2020

ХХI век станет веком композитов

план «подрезать крылья России» полностью провалился
13

Казалось бы, что интересного в новостях о том, что компания UMATEX купила подразделение компании Porcher Industries, а компания Anisoprint разместила производство на мощностях компании TEN fab? И как это может быть связано, например, с операцией по выводу из цеха новейшего российского противоминного корабля и с истребителем времён Великой Отечественной войны – ЛаГГ-3? Сейчас мы вам докажем, что самые интересные новости всегда скрыты от глаз.

Стало наше

Действительно, на неделе стало известно, что компания UMATEX приобрела подразделение французской компании Porcher Industries. Вроде бы ничего интересного, если не знать, что UMATEX – это структура «Росатома», занимающаяся выпуском композитных материалов. Про её площадку в Алабуге мы рассказывали на прошлой неделе. А Porcher Industries – это один из мировых лидеров в производстве технического текстиля, в том числе авиационного применения. UMATEX приобрела её российскую дочку вместе с заводом в Калужской области, и это позволит «Росатому» в полтора раза нарастить выпуск композитов.

Вторая новость о том, что компания Anisoprint, занимающаяся созданием оборудования для выпуска из композитных материалов, разместила серийное производство на мощностях компании TEN fab. Какое всё это имеет отношение к нашей стране? Самое прямое: обе компании – российские. Причём TEN fab, ранее наладившая производство в Германии и завоевавшая себе имя на европейском рынке, весной перенесла все мощности в Россию.

Таким образом, мы видим как Россия расширяет свой потенциал по выпуску композитов и знаем для чего. Но об этом после краткой сводки позитивных новостей.

Время новостей

В Северодвинске спущен на воду первый серийный ракетоносец проекта «Борей-А» «Князь Олег».

На КАМАЗе начался выпуск нового самосвала семейства К5.

В Ростовской области на уборку урожая вышли российские беспилотные комбайны с системой «Когнитивный пилот».

В Нижегородской области на ВМЗ запущен новый трубный цех за 20 млрд руб. Создана 1000 новых рабочих мест.

В Саратовской области запустили производство датчиков для двигателя ПД-14.

В Пензе открыт новый корпус производственного предприятия «Электроприбор».

В Московской области – третья очередь индустриального парка и производство кабельной продукции для самолётов МС-21.

В Калининградской области открылся крупный молочный комплекс с самой большой в Европе каруселью доильного зала и генетический центр.

На Средне-Невском судостроительном заводе провели операцию по выводу из цеха корабля противоминной обороны проекта 12700 «Георгий Курбатов». Вот с этого момента подробнее.

Вот для чего

Проект 12700 «Александрит» уникален не только для российского, но и мирового судостроения. Не вдаваясь в детали, отметим только, что он имеет самый большой в мире корпус из композитного материала – монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Он значительно легче и прочнее металлического, ему не страшна коррозия, а потому срок его эксплуатации практически неограничен. Вспомним, что речь идёт про корабль противоминной обороны, а значит, с таким корпусом ему не страшны магнитные мины. Планируется, что такие корабли будут составлять основу минно-тральных сил флотов ВМФ России. И всем им будут нужны композиты!

Ещё больше композитов потребуется для нужд авиации. Американцы своими запретами процесс импортозамещения существенно ускорили. Мы сумели в кратчайший срок сделать центроплан для самолёта МС-21 из российских материалов, и до конца месяца полностью отечественное композитное крыло должно поступить на статические испытания в ЦАГИ.

Новый век

Если ХIХ век был веком металла, ХХ- веком пластика, то ХХI станет веком композитов. В России рынок этих материалов к 2030 году вырастет в 7 раз до 100 млрд рублей, и главным его потребителем станет авиация. Не только самолёты, но и вертолёты. Например, ​у российского вертолёта «Ансат» отдельные элементы, такие как ​двери кабины пилота и пассажирского отсека, обтекатель редуктора и вентиляционные решетки, тоже композитные.

Отдельно упомянем и военную технику. Значительная часть планера Су-57 создана из композитов – это делает его лёгким и малозаметным для радаров. В конце прошлого года крупный заказ на его элементы был размещён на обнинском ОНПП «Технология» имени Ромашина – к слову сказать, крупнейшем производителе композитов в России, с ежегодно растущем объёмом выпуска на 20%.

Нужны такие материалы и для беспилотников. Тема по понятным причинам закрытая, но точно известно, что планеры дронов компании «Кронштадт» полностью сделаны из углепластика.

В общем, зависеть от иностранных поставщиков в этом деле нам никак нельзя. Поэтому мы и наблюдаем стягивание производства и технологий в страну. И это только начало процесса. Но то, что подрезать России композитные крылья у наших бывших партнёров не получилось, – уже факт.

Кстати, такое случается в нашей истории не впервые.

Время назад

В 30-ые годы прошлого столетия советское авиастроение зашло в тупик. Деревянная конструкция самолётов уже не отвечала современным требованиям, а немцы начали делать первые в мире цельнометаллические самолёты. Отставать было нельзя, ведь в воздухе уже пахло большой войной. Но и наладить массовый выпуск самолётов из авиационного алюминия мы не могли – его просто не хватало. Ситуация усугубилась тем, что начались перебои с поставками древесины из-за рубежа, а для авиации требовались особые сорта, которых в нашей стране было мало. В общем, дел приняло опасный оборот.

Однако решение было найдено. В 1935 году советские инженеры разработали самый настоящий композитный материал, правда, деревянный. Он получил название дельта-древесина и создавался путём прессования слоёв берёзового шпона, пропитанного специальными составами. Материал уступал по прочности дюралюминию, но намного превосходил простую древесину, не гнил и самое главное – не горел.

В 1941 году материал был представлен Сталину, который отнёсся к нему скептически и пробовал поджечь из собственной трубки, а потом порезать перочинным ножом, но не справился. После этого он поручил наградить создателей, и дельта-древесина пошла в серию. Из неё был сделан один из самых удачных советских истребителей военного времени – ЛаГГ-3, который по живучести конструкции превзошёл аналогичный Як-1.

Дельта-древесина стала переходным звеном от деревянных к цельнометаллическим конструкциям и позволила стране выиграть время в самый сложный момент. После войны этот композит применялся в гражданской и военной технике – из него даже производились лопасти вертолёта Ми-10 и воздушные рули ракеты семейства Р-7. Ну а сегодня он уступил место более современным материалам, о которых мы рассказывали в начале выпуска.

Теперь о людях.

Время Человека

В Ульяновской области загорелся жилой деревянный дом. В это время на личном автомобиле мимо проезжал 21-летний пожарный Владислав Бурханов. Не теряя времени, он в первую очередь разбудил соседей, попросил у них вызвать пожарную охрану и узнал, что в доме находится 80-летняя бабушка. Взяв ведро с водой, он вбежал в дом и обнаружил женщину спящей. Владислав накрыл её мокрым одеялом и вынес её из огня, затем организовал тушение пожара подручными средствами вместе с соседями. Вскоре прибыли специалисты и ликвидировали горение. Женщина осталась жива и даже не пострадала.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
20 июля 2020 в 17:26

Очень хорошо и позитивно.
Хотелось бы узнать по точнее вот об этом:
"Проект 12700 «Александрит» уникален не только для российского, но и мирового судостроения. Не вдаваясь в детали, отметим только, что он имеет самый большой в мире корпус из композитного материала – монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии."

Насколько я понимаю у нас на заводе имеется некая суперкамера, огромных размеров, куда помещается целиком корпус корабля. Конечно это не авианосец, но и не катер.
Интересно знать размеры. Интересно знать продолжительность процесса.
В этой камере создается и поддерживается вакуум, определенная температура, туда закладываются материалы и получается готовый монолитный корпус корабля.

Значит мы можем клепать такие изделия - и не только корабли - как на принтере, пачками.
Прекрасно.

21 июля 2020 в 21:26

-... Значит мы можем клепать такие Изделия - и не только корабли...
- Вы (со своими техническими познаниями, можете клепать только изделия N 2 ( аналог возд. шарика), да глупейшие посты, наподобие этого.
... "Насколько я понимаю у нас на заводе имеется некая супер камера огромных размеров, куда помещается целиком корпус корабля"...
- А я, насколько понимаю, таких дураков, как вы, поблизости (в окрестности Солнечной система) больше нет. Что ж вы несёте, болван!
- Просто оснастка судна покрывается вакуумной и разделительной плёнками, плюс герметизирующий жгут и через специальные трубки откачивается воздух, идиот. Ты хоть представляешь, какую энергию нужно затратить на обеспечение вакуума в камере, размером со средний (хотя бы) ДОК... Это ж какой нужен выкуумный насос... Да-а-а* - Барон Мюнхгаузен отдыхает, уютно устроившись у камина, слушая такое...

20 июля 2020 в 17:31

Да что же за народ.
Эй, кто там минус поставил - а ну, выходь!
Объяснись.

20 июля 2020 в 19:23

Ну станет, да многое чего изменится в XXI веке, но Россия-то к этому какое отношение будет иметь, если и дальше продолжит реформу образования по-асмоловски ?

20 июля 2020 в 19:34

- Если продолжит.... Если то, если это....

Как-то у вас всё сложно, Журавлев. Смотрите на жизнь проще.
А если не продолжит?

20 июля 2020 в 21:56

Сперва дороги в городах отремонтируйте , газ в деревни ( которые еще остались ) проведите , а потом и начинайте мечтать . С обнулением Вас мЭчтатели !

21 июля 2020 в 01:17

Вот представьте, если бы в 50-70-х гг, в советских СМИ каждый день печатались ВСЕ, вновь открытые социальные объекты, производственные мощности; цеха, фабрики, заводы, учркждения... Сколько бы потребовалось полос в "Правде", например -
-100, 200, а может три тысячи?.

1.0x