Приятно, почётно, ответственно быть первыми в каком-то благом, значимом деле. Наша страна была пионером — первой в мире во многих областях. И есть инициативы, начинания, коллективы, которые являются первопроходцами в той или иной области в самой нашей стране.
Например, первой хоровой студией, с которой и началось хоровое движение, была "Пионерия", образованная Георгием Александровичем Струве в 1953 году.
2023 год для коллектива, через который за эти годы прошли, занимаясь музыкой, тысячи детей, и многие из них в дальнейшем связали свою жизнь с музыкальным искусством, юбилейный — 70 лет.
А в нынешнем, 2022 году, исполнится 90 лет со дня рождения Георгия Александровича Струве, основателя "Пионерии". Он, будучи студентом музыкального училища при Московской государственной консерватории, организовал в школе-семилетке в посёлке Вешняки Балашихинского района Московской области хор, который стараниями Георгия Александровича и его единомышленников вырос в первую в нашей стране Детскую хоровую студию. Позже студия обосновалась в небольшом здании в городе Железнодорожный, где и сегодня обучаются ребята по программам, разработанным мастером.
Сам Георгий Александрович Струве, народный артист России, композитор, дирижёр, общественный деятель, просветитель, говорил: "Музыка вообще и хоровая музыка в частности — это реальная сила, способная объединять целые народы, ведь нация — это не только общий язык, но и общие песни".
А в нашей стране, в силу исторических и даже климатических условий, в стране, сильной духом общины, коллективизма, хоры, хороводы играли особую роль. Неслучайно слово "спеться" имеет столь широкое значение и хождение.
Новаторский подход Георгия Александровича заключался в том, что он предложил форму работы с детьми, которая соединяла в себе музыкальное образование, воспитание, просветительскую и концертную деятельность. Главный принцип Струве сформулировал так: "Все дети, независимо от способностей, музыкальны. Любой ребёнок может петь, петь в хоре и обучаться музыке."
По примеру "Пионерии" хоровые студии появились в разных городах СССР и за рубежом. Обучение проводилось на основе хорового пения. Эта методика сохранилась и сейчас. Педагоги студии выступают организаторами, методистами, кураторами федеральных конкурсов хорового пения.
В "Пионерии" дети школьного возраста (сейчас в студии обучаются 560 воспитанников) занимаются хоровым пением, изучают сольфеджио, музыкальную литературу, профессионально учатся играть на различных инструментах. Занятия бесплатны, поэтому доступны и детям из семей с невысоким доходом. Тот самый принцип социального государства, каковым по Конституции является Россия.
Дошкольники, дети 5–6 лет, в "Пионерии" обучаются хоровому пению и сольфеджио также бесплатно. По желанию родителей они могут посещать за небольшую оплату дополнительные занятия: шумовой оркестр и ритмику. Эти суммы идут на оплату помещения, которое приходится арендовать, поскольку площади, которыми располагает студия, невелики: база студии — здание площадью около 600 кв. м, расположенное в зелёной зоне.
К слову, и земля, и здание стараниями чиновников уже не принадлежат ГБОУ ДО ДМХШ "Пионерия".
О студии со столь длинной и славной историей, о её выпускниках, работающих в музыкальных, культурных и учебных организациях страны, о концертной деятельности, гастролях по стране и миру можно говорить много, к тому же в канун знаменательных юбилеев уместно восславить организатора столь благого дела, отдать дань уважения ему и его продолжателям.
Но вот совершенно неожиданно для действующих студийцев и многочисленных выпускников, трепетно относящихся к своей музыкальной альма-матер, над студией нависла угроза едва ли не уничтожения.
В дни подготовки к столь значимым датам на имя директора Студии Александры Львовны Веремеенко, верной последовательницы Георгия Александровича Струве, приходит письмо из Управления дополнительного образования и воспитания детей Московской области, сообщающее, что Студия, находящаяся на балансе Московской области, передаётся в "сеть муниципальных учреждений городского округа Балашиха Московской области".
То есть ученики поступали в Образовательное учреждение Московской области, а в результате такого преобразования они закончат просто музыкальную школу?
Если оставить за скобками многочисленные бюрократические детали и формулировки, ссылки на несуществующие письма и указы, уверения, что ничего в работе студии в связи с изменением статуса не поменяется, такая передача в "сеть" означает, пожалуй, фактическое уничтожение студии, её, вульгарно выражаясь, "слив". Поскольку муниципальный бюджет едва ли в состоянии финансировать коллектив. Если всё дополнительное образование (а именно к учреждениям дополнительного образования относится студия), которое может позволить себе г. Балашиха, это чуть больше 3000 мест (включая все кружки и студии), то 560 мест на одну студию выделят ли? Цифра, конечно, может корректироваться, но на сегодняшний день ситуация такова.
Заметим, население г. Балашиха только в 2021 году насчитывало около 522 тысячи жителей. Надо ли говорить, что нуждающихся в посещении кружков и секций значительно больше, чем возможных бюджетных мест в дополнительном образовании города? А многие семьи из числа тех, кто не попадёт в число бюджетных счастливцев, попросту не "потянут" оплату за посещение кружков.
Услышав о таких перспективах для прославленного коллектива, одной из достопримечательностей города, его культурной ценности, горожане забеспокоились, стали собирать подписи против подобных "организационных" перестроек, призывать оставить студию в прежнем статусе. Начали обращаться к официальным лицам, которые в силах повлиять на ситуацию. В прессе появляются сообщения:
"Родители учеников детской музыкально-хоровой школы (ДМХШ) "Пионерия" имени Г.А. Струве подписывают петицию против перевода уникального образовательного учреждения региона в сеть муниципальных организаций Балашихи. Они просят сохранить его статус и решить вопрос строительства зала для школы. Люди обращаются с просьбой услышать их и решить судьбу знаменитой школы. По словам жителей, министерство образования региона, в чьём ведении находилась "Пионерия" 32 года, в год 90-летия её основателя — великого музыканта Георгия Струве — готово передать ДМХШ в сеть муниципальных учреждений Балашихи".
То есть жителями города, вставшими на защиту уникального коллектива, была проявлена та самая гражданская инициатива, к которой все годы новой России призывают нас облачённые властью чиновники. Но когда эта инициатива оказалась направленной на самоуправство чиновников, те стали звонить наиболее активным гражданам, выпускникам студии, родителям учащихся и фактически шантажировать: если будете поднимать шум, вообще закроем!
С шашкой наголо на студию налетают люди, никакого отношения не имеющие ни к образованию, ни к музыке, но облачённые властью, похожие на ликвидаторов, выполняющих чей-то заказ. Ведь зелёная зона, а это 7 гектаров земли, окружающая очень скромное здание студии, — лакомый кусок для разного рода застройщиков. Надо сказать, что ещё несколько лет назад было принято решение и даже выделена солидная сумма на строительство концертного зала на базе студии. Заметим, что концертной площадки, отвечающей современным требованиям, в Балашихе нет. Но "Министерство образования Московской области не даёт информации о том, почему до сих пор не построен концертный зал".
Вот о чём сообщают граждане, обеспокоенные таким положением: "В 2019-м коллективом ДМХШ "Пионерия" был разработан проект концертного зала (пристройки к зданию школы), который получил серебряную награду Третьего международного архитектурного конкурса Build School Project (проект строительства школы) в номинации "Лучшее решение при реконструкции и модернизации", о чём неоднократно сообщалось в средствах массовой информации. Многофункциональный зал даст возможность проводить мероприятия любого уровня. В 2021 году проект прошёл экспертизу. Красивый проект показывали нашим детям и обещали его ввести в эксплуатацию к 70-летию "Пионерии", к 2023 юбилейному году".
Однако строительство ещё не началось. И общественность не без оснований полагает, что реформаторский зуд подмосковных чиновников — не что иное, как рейдерский захват.
Удивительно, что угроза уничтожения студии почти совпала с выходом Указа Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (от 9 ноября 2022 г. № 809).
Документ, как известно, направлен на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Необходимость мер на государственном уровне в этой сфере давно назрела, о том, насколько упал образовательный, моральный облик общества, говорится повсеместно. Кто-то просто охает и ахает по этому поводу, а кто-то прилагает все силы, чтобы нравственные ценности прививать. Ведь понятно, что дети, занимающиеся художественным творчеством, менее подвержены негативному влиянию, у них просто нет времени болтаться по улицам и заводить сомнительные знакомства. Занятия музыкой сами по себе воспитывают, развивают нравственность и духовность.
Читаешь положения Указа президента — словно перечитываешь Устав "Пионерии", настолько цели и задачи, поставленные президентом страны и педагогами Студии не похожи даже, а совпадают.
Итак, вот лишь некоторые положения Указа:
"Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодёжью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества.
Усилия, предпринимаемые Российской Федерацией для развития духовного потенциала её народа, способствуют повышению сплочённости российского общества, осознанию гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов".
А что, как не хор, способствует повышению сплочённости общества, коллективизму, причём с самого детства? Что, как не хор, воспитывает, прививает традиционные ценности, обеспечивает преемственность поколений, социализирует детей?
Что ни формулировка Указа, то и ассоциация со Студией "Пионерия" и её деятельностью.
Далее в Указе уточняется, что "Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям:
— совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования;
— совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодёжи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
— повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории".
И все эти задачи в работе с детьми давно и успешно решает педагогический коллектив "Пионерии", следуя традиции "музыка для всех", которую давно, с момента образования Студии, сформировали её основатели: "Воспитание в духе патриотизма, любви к своему Отечеству, сохранение семейных ценностей".
"Пионерия" выполняет и функцию духовно-нравственного, и патриотического воспитания в традициях, основанных Георгием Александровичем Струве.
Нельзя не обратить внимания и на такую цель, зафиксированную в Указе, как "защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики".
А ведь в "Пионерии" ученики поют на русском языке песни на стихи русских и советских поэтов-классиков, которые в своих текстах безусловно соблюдали нормы русского языка. Сегодня притчей во языцех стали многочисленные телевизионные песенные конкурсы, на которых дети поют на иностранных языках, излишне используя ту самую иностранную лексику.
Казалось бы, надо всемерно поддерживать коллектив, который долгие годы решает те цели и задачи, которые сформулированы недавним Указом президента. Так почему же именно сейчас рьяно взялись "реформировать" этот достойный во всех отношениях коллектив? Это непонимание государственных задач со стороны подмосковной чиновничьей братии или это прямая диверсия и открытое вредительство?
И вот буквально SOS-письмо — обращение людей, стремящихся сохранить одну из культурных, образовательных ценностей страны — ГБОУ ДО ДМХШ "Пионерия":
"Мы, выпускники ДМХШ "Пионерия" разных лет, обращаемся во все инстанции всех уровней власти, в правоохранительные органы и просим услышать нас!
Считаем недопустимыми действия со стороны чиновников Министерства образования Московской области, направленные на ликвидацию, реорганизацию, изменение учредителя и т.д. ДМХШ "Пионерия". Уверены, что перевод учреждения на муниципальный уровень приведёт к его уничтожению.
На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, как Министерство образования Московской области не проявляет никакого интереса к деятельности школы, создаёт все условия для прекращения существования музыкальной школы, делает вид, что ДМХШ "Пионерии" нет.
32 года "Пионерия" находится в ведении Министерства образования Московской области, но сейчас наша музыкальная школа неожиданно становится ненужной!
В соответствии с пунктом 11 статьи 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 года принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о реорганизации государственной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Но данная комиссия не создавалась, её решение отсутствует! За несколько дней октября мы видели безосновательное форсирование событий со стороны ведомства.
Мы, выпускники "Пионерии" разных лет, не можем допустить необдуманных и неправомерных действий, так как знаем, что потеряют дети, если "Пионерии" не станет!
Наша хоровая школа не только даёт музыкальное образование высокого уровня, но также выполняет функцию духовно-нравственного и патриотического воспитания. На традиции, основанные великим музыкантом и педагогом Г.А. Струве, на его принципы работы с детьми опирались все хоровые коллективы Советского Союза, и ориентируются сейчас коллективы России.
Сегодня лучшие ученики Г.А. Струве продолжают его дело. После Георгия Александровича коллективом ДМХШ "Пионерия" бессменно руководит его ученица — Веремеенко Елена Александровна. Стаж её работы — более 20 лет, она — Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования МО, лауреат международных, всероссийских и областных конкурсов, член Российского музыкального союза, лауреат Премии правительства Москвы, награждена медалью "Патриот России".
Елену Александровну любят и ценят ученики, их родители, преподаватели и мы, выпускники школы, за преданное служение музыке и детям.
Хором мальчиков и юношей с 2001 года блестяще руководит ученик Г.А. Струве — Косенков Артём Александрович. Педагог дополнительного образования высшей категории, лауреат международных, всероссийских и областных конкурсов, его стаж — более 15 лет, награждён медалью "Патриот России".
Хор мальчиков и юношей является лауреатом всероссийских и международных конкурсов. имеет звание "Образцовый детский коллектив".
Дети, обучающиеся в "Пионерии", приучаются к труду, дружелюбны, ответственны, добры, имеют широкий кругозор. Их воспитывают патриотами своей страны. Ребята много концертируют, путешествуют, постоянно участвуют в различных культурных мероприятиях.
ДМХШ "Пионерия" с момента основания несколько раз пережила смену режимов, властей, и никогда никому не приходило в голову её упразднить!
Поразительно, что эта идея пришла в голову чиновникам именно сейчас, в такое сложное для России время. Беспощадно, безосновательно, бездумно!
Мы, выпускники ДМХШ "Пионерия", требуем сохранить статус ГБОУ ДО МО ДМХШ "Пионерия" им. Г.А. Струве как уникального образовательного учреждения Московской области".
Весной этого года в городе Русской славы Севастополе было провозглашено движение "Русская Мечта", которое объединяет людей деятельных, творческих, занимающихся делом, которое служит укреплению и духовных, и экономических основ страны. ГБОУ ДО ДМХШ "Пионерия" — это воплощение Русской Мечты, потому что она объединяет людей, своими делами способствующих нравственной чистоте общества, духовному развитию, сплочённости людей, прославлению своей страны, её деяний.
Прекрасны слова песни: "Если песню запевает молодёжь, эту песню не задушишь, не убьёшь".
Так неужели подмосковным чиновникам удастся задушить детский, юношеский голос песни?