Прошло ровно три десятилетия, как нет с нами Валентина Пикуля. Хотя вспоминаем мы его не из-за круглых дат. Это — лишь повод поговорить об этом человеке, об этом писателе чуть подробнее.
Он родился в 1928 году. К началу войны мальчишке 13 лет. Первую зиму пережил с матерью в блокадном Ленинграде. Потом учился в школе юнг и в 1943-м попал всё-таки на фронт. На Северный флот. Юнгой на минный тральщик.
Валентин Пикуль написал много. Есть даже 28-томные собрания сочинений! Именно собрания! Потому что изданий было четыре.
История — вот что было интересно писателю. Он написал около 30 романов и повестей, среди которых "Реквием каравану PQ-17" (1970), "Моонзунд" (1970), "Пером и шпагой" (1972), "Слово и дело" (1974–1975), "Битва железных канцлеров" (1977), "Богатство" (1977), "Фаворит" (1984), "Крейсера" (1985)…
Его читала вся страна. Книги Пикуля и сейчас трудно купить, а раньше это было сделать почти невозможно. Как невозможно и нравиться всем. Многие критиковали его, но по сравнению с миллионами тех, кто зачитывался его книгами, — их просто нет, этих критиков.
А книги продолжают читать. И это — хорошие книги. Увлекательные, настоящие. Их написал человек, который любил. Любил жизнь, любил свою страну. Это — главное. Если и были какие-то недостатки, что из того? Кто без них? Результат — вот главное.
Особняком в творчестве Валентина Пикуля стоят "Исторические миниатюры". Их — полторы сотни. Сочные, яркие. В основном посвящены истории России. До сих пор перечитываешь и удивляешься!
Я прочёл все эти миниатюры. Даже нашёл те, которые не вошли в 6-томное собрание.
двойной клик - редактировать изображение
Захотелось их озвучить, прочитать вслух. Пришлось поехать в Ригу. Мы встретились с Антониной Ильиничной Пикуль, вдовой писателя, сначала на кухне. Говорили, пили чай. Но какая-то неизвестная сила влекла меня в сторону. В его кабинет. Хотя и кабинетом-то это назвать сложно. Похоже то ли на библиотеку, то ли на музей. Книги, книги, книги… От пола до потолка по всем стенам. Странно, что окно осталось незаставленным. И возле окна — картотека. Более ста тысяч персонажей истории. Притрагиваться к карточкам было страшно, словно ты запускал пальцы в неприкосновенную память, в то, что руками трогать нельзя.
А в соседней комнате — ещё одна картотека. И шкафы, шкафы… Антонина Ильинична объяснила, что это — изображения. Репродукции картин, гравюр, фотографии — всего, на чём можно увидеть тех, кто живёт в картотеке в соседней комнате. Пикуль даже говорил, что не может писать, пока не посмотрит в глаза своему герою.
До сих пор не понимаю, как я смог убедить вдову дать мне разрешение на редактирование "Исторических миниатюр". Работа эта была сделана, а потом все они были озвучены. И сейчас звучат в эфире…