Я по белому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил
Вечер синюю свечку звезды
Над дорогой моей засветил
Я не знаю, то свет или мрак
В чаще ветер поёт иль петух
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг
С.Есенин
Вечер первого января я провела в Петербургской филармонии. В Большом зале её играл Иван Бессонов. Ассоциации с Есениным возникли не сразу.
Этот мой новогодний приезд в военное время сталкивал меня со знаками и символами, будто заставлял увидеть следы прежней войны: осколков 1941 года, срезавших верхнюю часть постамента под "Укрощённым человеком конём" на соединяющем Спасский и Безымянный острова Петербурга Аничковом мосту П. Клодта; надпись на старой афише о том, что оркестр под управлением Евгения Александровича Мравинского открывал филармонический сезон ноября 1945 года симфониями Чайковского (пятой) и Шостаковича (девятой); памятная доска с упоминанием о первом исполнении Ленинградской симфонии. На глаза мне, в первую очередь, попадались почему-то именно эти отметины давно ушедшей блокадной зимы, а не имперски украшенный романовскими коронами светящихся новогодних иллюминаций балкон дворца, стоящего по соседству со зданием филармонии (бывшего здания дворянского собрания). Петербург с давних времён город и божественный, и культурный, город Света и "Бесов" Достоевского.
В середине концерта за стенами зала вдруг разразился залпами пушек новогодний фейерверк на близком берегу Невы у Эрмитажа. По залу прошёл лёгкий ропот, оркестр был абсолютно заглушён и несколько секунд стали казаться минутами, пока сам Солист не вывел всех из стопора. 50 оттенков пиано, 100 красок форте и столько же середин вернули зрителей в слушательский рай, где, как в "Котике Летаеве" Андрея Белого ":
У златой околицы
Доит Богородица
Белых коз...."
Все забыли о залпах, в сердце Филармонии снова по-есенински зазвенели "... ландыши вспыхнувших cил" Бессонова. То, как дружит с роялем этот пианист, зажигает в крови действие звуков и СЛОВА. Высшая поэзия, высшая музыка, где "...есть и Царство, и Сила, и Слава...", греет кровь, разгоняется и начинает здоровое движение по вашим жилам.
Первым бисом Ивана стоявшему и бурно аплодировавшему залу и почтительно стучавшему смычками оркестру была выбрана транскрипция Михаила Плетнёва на балетную музыку П.И.Чайковского, а вторым - собственное сочинение Ивана, джазовая обработка "Ветра перемен" Максима Дунаевского. Снова вспомнился Есенин, не написавший ни единого слова просто так. Композиторское видение Бессонова отразило каждое песенное слово так же точно, как есенинские слова отражали суть Красоты природы, живой и переменчивой, без использования прилагательного КРАСИВЫЙ. Почему вдруг конь Есенина красный? Да потому, что его купают в лучах заходящего солнца в окрашенном розовым небе. Почему сдвоенные растворяющиеся в верхнем регистре звуки трелей так прозрачно растаяли в небе композиторской импровизации Ивана? Потому, что так улетает его волшебный Отрок-ветер, который вот-вот из юноши превратится в Мужчину. И нет ни единой ноты, использованной ради красивости. Все красоты наполнены смыслом, а четвёртая Баллада Шопена кажется партитурой второй части симфонии Чайковского о зимних грёзах.
Когда через день после филармонического новогоднего Петербурга, в котором родился Бессонов, мы разговаривали после его сольного концерта в Большом зале подмосковного Новоиерусалимского музея, мои последние сомнения относительно того, на какой же он стороне, рассеивались.
Он рассказал мне, как сильно обязан тем, что судьбоносно связан с Музыкой, своей бабушке, жившей в городке Саянск под Иркутском и настоявшей на том, чтобы отец Ивана окончил музыкальную школу. А у другого деда Вани, отца мамы, был в доме инструмент, на котором играл, даже не получив музыкального образования. Его притяжение к звукам музыки было настолько сильным. Поэтому родители Ивана, заметив в раннем детстве исключительную одарённость мальчика, взвесив все за и против, решили, что к Дару следует отнестись серьёзно. Собрали вещи и из Петербурга переехали в Москву, где Ивана ожидали стены Центральной музыкальной школы.
Иван рассказал о том, как тепло встретила его Москва и как много вложили в него сил его педагоги по специальности в ЦМШ ,- Вадим Руденко и Валерий Пясецкий, с каким пониманием и трепетом они прислушивались к его индивидуальности. Без нажима, без насилия,- только распустись бутон, только потом зацвети.
Иван выглядит очень спокойным, рассудительным и сдержанным человеком. Я спросила, хорош ли был инструмент (Stainway) только что завершившегося концерта и неожиданно услышала в ответ восторженное: "Я хотел бы именно на этом рояле и именно в этом зале записать свой альбом". Вот они эмоции. Рояль, звук, музыка. Конечно, эмоции есть и их очень много. А вот свободного времени у него практически нет. Уже через день, 5 января, Бессонов играет на сцене сочинского Сириуса все концерты Рахманинова. Пополам с Денисом Леонидовичем Мацуевым. О нём тоже очень значительно, особенно о том, скольким талантливым молодым музыкантам Денис Леонидович помогает. Встреча Ивана с Мацуевым, думаю, просто не могла не состояться. Оба из ЦМШ, Денис всегда помогал школе, чем мог, у обоих Иркутские корни. Сибиряки. Только Иван Отрок-ветер, а Денис-северный Борей. Оба обожают футбол и оба импровизаторы-композиторы. Кроме прочего, Мацуев уже маэстро и организатор конкурсов и фестивалей, в том числе для одарённых детей, в том числе телевизионных, которые видит вся страна. Гранд Пиано, например, или Астана Гранд Пиано. Победителем обоих конкурсов становился Иван Бессонов. Две другие важнейшие конкурсные победы Ивана Бессонова международные - Эдинбургское Евровидение (Британия) в категории Классика, на котором пианист из России одержал победу впервые за всю историю конкурса, и Первая премия в конкурсе им. С.В. Рахманинова этим летом в Москве.
За плечами Мацуева огромное количество побед. Сегодня он прославленный Мэтр. Но двух этих музыкантов, на мой взгляд, объединяет стиль импровизаций. Сейчас, во времена второго рождения концертных фортепианных дуэтов: Маслеев-Копачевский, Руденко-Луганский, Березовский-Гиндин, Геворгян-Хандогий, Мельников - Тарасевич-Николаев, так и слетает с языка идея фортепианного дуэта Мацуев-Бессонов. Я высказываю предположение, Иван отвечает, что был бы абсолютно счастлив, но пока что этот момент не наступил.
Зато наступил другой важнейший и исключительный момент. Ивану посчастливилось играть с оркестром под управлением Валерия Гергиева. Такие возможности не выпадают всем желающим талантливым молодым музыкантам.
Многие счастливые моменты в его жизни ещё не наступили, но обязательно наступят. В его возрасте Рахманинов был вторым дирижёром в театре Мамонтова и прикоснулся к написанию оперы. Рефлексирующий гений Чайковский предавался раздумьям за роялем, Стравинский, не учась в консерватории, брал уроки у Римского-Корсакова, а Есенин ушёл во взрослую самостоятельную мужскую московскую жизнь.
Всё впереди у Ивана, в котором бьётся чистое сердце и горит божье пламя любви к музыке.
Когда мы прощались, скользя со смехом по раскатанной морозным дождём дорожке у берегов покрытой зимним синим, будто стадо кудрявых овец, туманом над рекой Истрой, я спросила его о том, что сейчас для него лучше,- продолжать конкурсные соревнования ( через полгода 17-й международный П.И. Чайковского) или сосредоточиться на концертной и фестивальной деятельности. Он ответил, что сейчас ему требуется гораздо больше сосредоточения для подготовки новой конкурсной программы, повторять предыдущую ему не хотелось бы. Так что, скорее всего, он пропустит ближайший конкурс им. П.И.Чайковского. Кроме того, композиторское творчество, обучение и концертная деятельность также требуют большого внимания, учить новые программы и расширять горизонт умений приходится постоянно.