Авторский блог Михаил Елисеев 16:15 22 декабря 2016

Песенный марафон: когда песни стирают границы

Устоят ли границы, разделившие народ, если весь этот народ станет единым хором?

Обычный серый день. Вокзал. И люди, люди, люди…
Одни в ожидании своего поезда коротают время, раскинувшись в кресле, читают или придрёмывают, другие, просто, глазеют по сторонам. Русоволосый очкарик в коротком пальто, по всему видно студент, осторожно отхлёбывает чай из бумажного стаканчика и кусает пончик, пытаясь не обсыпаться сахарной пудрой. Где-то в углу, отвернувшись от любопытных глаз, девушка погрузилась в монитор смартфона и нервно кому-то пишет. Мимо проходят две томных дамы, сотрудницы каких-то вокзальных служб, и что-то громко обсуждают. А вот кто-то, видимо из встречающих, нетерпеливо крутит головой и вглядывается в проходящие мимо лица. Время от времени голос диктора разрывает монотонный вокзальный гомон, заставляя людей, находящихся в зале, оборачиваться и прислушиваться. Диктор замолкает и все снова погружаются в вокзальный шум и свои дела.

И вот в это самое время неожиданно и неизвестно откуда, через вокзальный гул и людскую суету, прорывается песня. В мягком, но раскатистом мужском баритоне угадываются знакомые слова:

«Когда весна придёт, не знаю,
Пройдут дожди, пройдут снега…»

тут же ему откликается голос другого подпевающего, за ним ещё и ещё:

«…Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога».

Поющих с каждым словом и с каждой строчкой становится всё больше и больше. Песня набирает силу, раскатывается по сводам зала и вот заполняет собой всё его пространство. Кажется, что весь прочий шум, которым был полон вокзал, вдруг растворился и народ в зале будто оцепенел, стараясь не спугнуть мгновение только что народившегося здесь чуда.

«По этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрёстке,
С любовью встретился своей».

Десятки поющих и столько же сторонних зевак собираются в центре зала. Все, кто знает слова, подтягивает, другие торопливо достают свои смартфоны и пытаются снимать происходящее. По лицам каждого, кто влился в это нежданное действо, пробегает волна удивления. Всё, кажется, задышало песней из старого и такого светлого, родного кино.

«Теперь и сам не рад, что встретил,
Моя душа полна тобой…»

Но как?… Скажите — как такое возможно? Эта песня и русская речь!… И где? …Не сразу, но постепенно, ты осознаёшь, что всё это происходит в Запорожье. На той самой Украине, где на улицах стало небезопасно говорить на русском языке. Где запрещают старые советские фильмы, где под запрет попали даже Гоголь и Булгаков.

Что же это такое? Что происходит? Это не похоже на случайность, когда просто кто-то запел, а кто-то подхватил.

Нет. Конечно, нет! Это постановка. Кто-то специально придумал и устроил короткий праздник одной старой, почти забытой здесь песни на вокзале в украинском городе. Но присмотритесь, и вы увидите, как эта мелодия и простые проникновенные слова о родной улице плеснули по уставшим, опутанным заботами людям. И просветлели их лица, и раскрылись, и расцвели глаза. Кто-то застыл в удивлении, кто-то чаще задышал от нежданной и необъяснимой радости, а кто-то осторожно смахнул слезу. Это раскрываются души человеческие, где живёт, почти забытая память о той, другой жизни, где никто отношения людей не делил по национальностям и языкам. Где русские, украинцы, белорусы, армяне, казахи, грузины были одной большой семьёй на одной и единственной для всех Родине.

В глазах всех поющих и заслушавшихся читается неподдельная ностальгия по той жизни, той Родине, той самой «родной улице». Так значит живо ещё то, что объединяло народы, и нет этой лживой, принесённой извне ненависти, которую нам всем, по разные стороны границ живущим, внушали многие годы.

…А песня тем временем всё звучит и звучит, разносится от человека к человеку, от сердца к сердцу. Ей становится тесно, и в вокзальных стенах её уже не удержать. И запели улицы и города. Над Днепропетровском и Одессой, Харьковом и Киевом, Макеевкой и Мариуполем, Москвой и Краснодаром, Ростовом и Питером, а теперь уже и над Астаной, Монреалем, Таллинном, Берлином расплескалось: «Спят курганы тёмные…», «Выходила на берег Катюша…», «Розпрягайте, хлопці, коні!», «Смуглянка», «Эх, дороги…», «Я люблю тебя, жизнь…», «Нiч яка мiсячна…», «Старый клён…». И хочется, по-настоящему хочется, чтобы этот тысячеголосый хор, этот песенный марафон, ширился, разрастался, и песни эти подхватывали новые и новые голоса, города и народы.

И вот о чём подумалось: устоят ли границы, разделившие народ, если весь этот народ станет единым хором?

Источник: https://goo.gl/C4rj79

1.0x