Авторский блог Евгений Одинцов 13:21 10 декабря 2015

Первые Жуковские чтения

Общественный заказ на необходимость возрождения патриотизма ярко проявился в период празднования Юбилея Победы, когда тысячи людей приняли участие в марше «Бессмертного полка». Понимая необходимость в изучении и популяризации исторического прошлого, Комитет памяти Маршала Г.К. Жукова организовал и провел Первые Жуковские чтения.

Идея проведения Жуковских чтений возникла у комитета памяти Маршала Г.К. Жукова, в ответ на назревшую необходимость патриотического воспитании молодежи и сохранения исторической памяти. И одним из возможных способов воспитания подрастающего поколения должно стать изучение наследия героев своей страны. Таких как родившийся на нашей калужской земле Маршал Победы, четырежды герой Советского союза Георгий Константинович Жуков. В рамках прошедших и будущих чтений планируется написание и представление докладов посвященных Жукову и событиям войны. Один докладов на тему «Мифы о Жукове» я представляю ниже.

Уже практически ни для кого не является тайной, что наш век, можно назвать веком «невидимых» войн. Да, нас не расстреливают ракетами, мы не пробираемся мимо разрушенных бомбежками зданий, не прячемся в бомбоубежищах, однако мы все жертвы другого оружия, оружия информационного. Мы невольные участники т.н. «гибридной» войны. Этот вид войны, ведётся силами политической пропаганды, террора, дезинформации и экономического давления на противника. Она включает в себя так же подрывную деятельность спецслужб на территории противника и различные техники искажения информации. Все то, с чем мы с вами сталкиваемся ежедневно на страницах газет, в передачах на телевидении, в сети Интернет.

В романе Анатолия Иванова «ВЕЧНЫЙ ЗОВ», прописан диалог двух персонажей, который достаточно ярко показывает сущность и цели подобных войн.

Бывший царский офицер поступивший на службу к немцам говорит:

Вот закончится война, все как-то утрясется, успокоится…Тогда и начнется настоящая борьба! За нами идеологическая машина всего остального мира! Да и многие из твоих соотечественников будут нам в этом активно помогать!»

Собеседник возражает, что, мол, такого не будет, не найдется тех, кто добровольно согласится помогать в разрушении собственной страны.

-«Нет, мы их воспитаем! Мы их наделаем столько, сколько нам будет нужно! … Мы подорвем монолит вашего общества! Вот войну за души людей мы выиграем!»

Для нашей страны Великая Отечественная война является одним из величайших символов народного подвига, в самоотверженной борьбе с чуждой идеологией, одержавшего Победу над тьмой, которая в лице фашизма пыталась искоренить наших с вами дедушек и бабушек, уничтожить нас с вами. Победа в войне, оставившей страшные шрамы на духовном, метафизическом и физическом теле нашей Отчизны, является одной из важнейших вех в истории нашей страны и составляет тот краеугольный камень идентичности, без которого начнут появляться манкурты, готовые разрушать свою Родину.

Подмена понятий, искажение истории, откровенная ложь, попытки реабилитации фашизма (на Украине), создание мифов вот основные инструменты для дальнейшего оболванивания сограждан в борьбе за души. Применение современных технологии манипулирования, среди которых можно обозначить следующие приемы:

стерилизация исторической памяти; спекулятивная трактовка фактов, искажающая суть явления; сочинение виртуальных событий, вписанных в контекст реальных фактов

облегчает поставленную задачу.

Подобные приемы были с успехом использованы в момент «величайшей геополитической катастрофы 20 века» - разрушения СССР. Нельзя считать совпадением тот факт, что этому периоду предшествовали первые массированные атаки на историческое прошлое в СМИ прозападной ориентации. Тогда начали звучать широко известные сейчас мифы про Гулаг, 37 год, 3 колоска, заградотряды и штрафбаты, про комиссаров и военно-начальников - мясников, про миллионы репрессированных и т.д. Все те мифы, которые сочинялись и озвучивались Солженицыными, Буковскими, Алексеевыми, Сахаровыми, а потом заботливо поддерживались Западом, для победы над душами граждан нашей страны.

Исполнение достаточно простое и коварное одновременно. Целью очередного лжесвидетельства выбиралась тема значимая, сакральная, связующая народ и его память с предками, определялась «точка напряжения» и туда наносился удар согласно заветам Геббельса: «чем ложь чудовищнее, тем охотнее в нее поверят».

Яркой иллюстрацией могут служить попытки опорочить маршала Красной армии, нашего земляка Г.К. Жукова. Обратите внимание, что ни одно из имен плеяды легендарных военно-начальников: Тимошенко, Ворошилов, Василевский, Конев, Рокоссовский, Чуйков не подвергался такому массированному деструктивному оболганию, как имя маршала Победы. В докладе я предлагаю рассмотреть лишь самые часто звучащие наветы:

Начнем с обвинения Жукова, в том, что он добивался успеха за счёт высоких потерь своих солдат и был не гениальным полководцем, а «мясником».

В качестве контраргумента приведу несколько исторических фактов:

В январе 42-го Жуков, будучи командующим Западным фронтом, издает приказ: «В армиях Западного фронта за последнее время создалось совершенно недопустимое отношение к сбережению личного состава. Командармы, командиры соединений и частей, организуя бой, посылая людей на выполнение боевых задач, недостаточно ответственно подходят к сохранению бойцов и командиров, Ставка за последнее время Западному фронту дает пополнение больше других фронтов в 2-3 раза, но это пополнение при халатном, а иногда преступном отношении командиров частей к сбережению жизни и здоровья людей недопустимо быстро теряется, и части вновь остаются в большом некомплекте». За констатацией фактов следует недвусмысленное требование: «Выжечь каленым железом безответственное отношение к сбережению людей, от кого бы оно ни исходили». Далее Жуков, угрожая всеми возможными карами, «невзирая ни на какие заслуги в прошлом», требует улучшения организации боя. В марте 1942 года, он в сердцах бросает генералу Захаркину: «Напрасно вы думаете, что успехи достигаются человеческим мясом, успехи достигаются искусством ведения боя, воюют умением, а не жизнями людей».

«Если вы хотите, чтобы вас оставили в занимаемых должностях, я требую: прекратить преступные атаки в лоб населённого пункта; прекратить атаки в лоб на высоты с хорошим обстрелом; наступать только по оврагам, лесам и мало обстреливаемой местности». Согласитесь, это мало похоже на приказы «мясника».

Ещё более показательна статистика. В ходе контрнаступления под Москвой безвозвратные потери Западного фронта, которым командовал Жуков, составили 13,5% от общей численности войск, а Калининского (генерал-полковник Конев) - 14,2%. В Ржево-Вяземской операции у Жукова - 20,9 %, а у Конева - 35,6%. В Висло-Одерской потери 1-го Белорусского фронта Жукова составили 1,7% первоначальной численности, а 1-го Украинского фронта Конева - 2,4%.

Еще одно обвинение-миф в адрес Жукова связано с учениями на Тоцком полигоне. Якобы Жуков специально гонял солдат через атомный гриб, чтобы узнать, как действует радиация на боеспособность войск.

Надо отметить, что в нашей стране учения с применением ядерных боеприпасов начали проводиться из-за потенциальной ядерной угрозой со стороны США, которые подобные учения начали проводить раньше нас. Манёвры, о которых идёт речь, начались на Тоцком полигоне 14 сентября 1954 г. Сброшенная с самолёта бомба мощностью 40 килотонн взорвалась на высоте 350 м в 4-5 км от солдат, которые прятались в блиндажах и траншеях. Для обеспечения безопасности при атомном взрыве были разработаны план обеспечения безопасности, инструкция по обеспечению безопасности войск на корпусном учении, памятка солдату и сержанту по безопасности на учении и памятка местному населению. Частичную санитарную обработку и дезактивацию предусматривалось проводить непосредственно в боевых порядках. Полная санитарная обработка и дезактивация намечались на обмывочно-дезактивационных пунктах.

Через несколько часов после взрыва части прошли в нескольких сотнях метров от эпицентра. Все военнослужащие были одеты в костюмы химзащиты, многие находились в танках и бронетранспортёрах. Уровень радиации к тому моменту значительно снизился, и о получении опасных для жизни доз не было и речи. Кроме того, через потенциально опасную зону прошло около 3 тыс. человек из 45 тыс. участвовавших в учениях.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА В ОТСТАВКЕ С.А.ЗЕЛЕНЦОВА.

«… в войсках проводился дозиметрический контроль во всех подразделениях, для порядка, как на войне с применением ядерного оружия. Естественно, что никаких доз облучения обнаружено не было. Тем не менее, проводилась и дезактивация техники, и санитарная обработка личного состава. Все делалось по-настоящему и никаких жалоб не поступало.

Радиоактивный след имел форму вытянутого эллипса с максимальными уровнями радиации на его оси около 0,1 рентген/час на момент выпадения. Через сутки след не обнаруживался.»

Миф, касающийся низкого уровня образования Жукова, тоже достаточно распространен.

Нередко критики говорили, что маршал плохо разбирался в военном деле, окончив лишь Курсы высшего начальства РККА. С уверенностью можно сказать, что это не так. Жуков обладал полководческим талантом и достаточно хорошо разбирался в тонкостях военного дела. О нем говорили как о человеке сильной воли, наделенном многими достоинствами и решительностью. За его хорошо организованными боями, победами следили не только люди военного дела, но и журналисты, историки, которые впоследствии скажут, что Георгия Жукова всегда направляли на сложный участок фронта, и он справлялся с поставленной задачей.

По словам современного военного историка Алексея Исаева: «С 1939 года Георгий Жуков стал “кризис-менеджером” Красной армии, тем человеком, которого бросали на самый трудный и опасный участок фронта. Жуков был своего рода “полководцем Резерва Главного Командования”, способным фехтовать армиями и дивизиями лучше своих коллег... Жуков не был полководцем, который не проиграл ни одного сражения. Чаще ему приходилось из почти неизбежной катастрофы делать "не-поражение", выравнивать ситуацию от хаоса к хрупкому равновесию, вытаскивать других из глубокого кризиса».

Так же приведу высказывания советских и зарубежных военных и журналистов, которые, часто относясь довольно негативно к Жукову как к человеку, тем не менее, объективно оценили талант прославленного военачальника.

Маршал Константин Рокоссовский: «В моем представлении Георгий Константинович Жуков остается человеком сильной воли и решительности, богато одаренным всеми качествами, необходимыми крупному военачальнику».

Маршал Дуайт Эйзенхауэр: «Я восхищен полководческим дарованием Жукова... Когда я был главнокомандующим союзными войсками в Западной Европе, то мы все - и я и мои подчиненные, и генералы, командовавшие воинскими соединениями, буквально затаив дыхание следили за победным маршем советских войск под командованием Жукова в направлении Берлина. Мы знали, что Жуков шутить не любит, если уж поставил цель сокрушить главную цитадель фашизма в самом центре Германии, то непременно это сделает».

Американский журнал «Лайф» 12 февраля 1945 года писал о Жукове: «Его успехи на поле боя не имели себе равных в нынешней войне. Ни среди союзных армий, ни в германской армии нельзя найти ни одного генерала равного Жукову».

Еще один миф звучит так: Жуков якобы готовил военный переворот.

Что можно на это ответить? По воспоминаниям современников Жуков был по натуре одиночкой, человек с очень крутым нравом. Он не мог собирать вокруг себя сторонников для захвата власти. Политика никогда не была его стихией. Тем не менее, он пользовался всенародной любовью и авторитетом. Что вполне естественно могло не нравиться руководству страны. Приведу в качестве примера слова генерал-майора авиации, историка и писателя Анатолия Сульянова: «Мне вспоминается случай в родном селении Жукова во времена опалы полководца. Я сам наблюдал картину, когда группа курсантов во время экскурсии шапками смахивали снег с бюста прославленного полководца. Причем делали они это вопреки запретам городского начальства».

Отдельно хотел бы коснуться еще одного сложно составного по своей разрушительности мифа, направленного, в том числе, против Жукова и связанного с подвигом 28 панфиловцев. 28 красноармейцев, укрепившихся возле разъезда Дубосеково, встав на пути немецкого танкового батальона, остановили его.
Этот бой стал одним из ярчайших символов битвы за Москву. Попытки разоблачить подвиг предпринимались неоднократно, так как, объяснив, что это выдумка одним выстрелом можно было поразить сразу две цели. Во-первых, обесценить сам символ героизма и, во-вторых, обвинить Жукова, подписавшего бумаги на награждение, в подлоге или некомпетентности.

Я не хочу сейчас озвучивать архивные документы и рассуждения в защиту. В качестве контраргумента приведу лишь отрывок из воспоминаний главкома авиации дальнего действия СССР, Александра Евгеньевича Голованова:

Однажды Г. К. Жуков, будучи командующим Западным фронтом, приехал с докладом в Ставку. Были разложены карты, начался доклад. Сталин… ходил и курил трубку… внимательно рассматривал карты, а по окончании доклада Жукова указал пальцем место на карте и спросил:

– А это что такое?!

Георгий Константинович нагнулся над картой и, слегка покраснев, ответил:

– Офицер, наносивший обстановку, неточно нанес здесь линию обороны. Она проходит тут, – и показал точное расположение переднего края (на карте линия обороны, нанесенная, видимо, в спешке, частично проходила по болоту).

– Желательно, чтобы сюда приезжали с точными данными, – заметил Сталин.

Для каждого из нас это был предметный урок…

Умение Сталина вникнуть в детали и отношение Жукова к своим обязанностям, не позволили бы пропустить даже попыток мистификации на поле боя в этот сложный и опасный для страны период.

Я постарался донести до вас причины и последствия таких разрушительных явлений как подмена и деструктивная мифологизация истории. Надеюсь, что мы все сможем осознать, что с разрушения святых символов великих свершений страны, ее истории и того, что является скрепляющим фундаментом идентичности - памятники, названия, подвиги начинается разрушение страны. А мы этого допустить не должны!

1.0x