После захвата оставленного ополчением Славянско-Краматорского района, перегруппировки высвободившихся сил и средств и дальнейшего продвижения непосредственно к Донецкой агломерации киевские войска начали операцию армейского масштаба с решительными силами и средствами, имея целями:
— обеспечить восстановление контроля над границей с РФ;
— нарушить транспортную связь между Донецком и Луганском;
— произвести глубокие вклинения непосредственно в агломерацию;
— обеспечить деблокаду удерживаемых с начала вооруженных действий аэродромов Луганска и Донецка.
Проведение операции характеризовалось массированными авиа- и артиллерийскими ударами (включая крупнокалиберную артиллерию и РСЗО) непосредственно по жилой застройке, впервые были отмечены действия крупных масс танков (до 90 единиц в районе Луганска) и бронетехники. Не добившись решительного успеха 9-11-го июля, Киев был вынужден бросить в боестолкновения все имеющиеся резервы. Несмотря на предельно ожесточенный характер боев, ополчению удалось не только нанести серьезные потери противнику, но и полностью сохранить контроль над ключевыми опорными пунктами, и даже осуществить на отдельных направлениях успешные контратаки.
Более того, успешные наступательные действия ополчения обеспечили захват подавляющей части аэропорта Луганска, а пытавшаяся наступать вдоль границы с РФ южная группировка противника была остановлена в районе Саур-Могилы, попала под грамотно организованные артиллерийские удары ополчения и, понеся серьезные потери, практически полностью потеряла боеспособность.
Задействовав все имевшиеся резервы — и не добившись успеха ни на одном из направлений — Киев, по сути, потерпел первое крупное военное поражение. Его неизбежным следствием будет рост активности действий ополчения и его постепенный переход к действиям наступательного характера — наряду с наращиванием ударов рейдовых групп по коммуникациям противника. Следует также ожидать, что, не имея объективных возможностей для продолжения наступательной операции, Киев будет вынужден пойти на прекращение огня и переговоры, оправдывая в глазах проукраински настроенной части населения свое поражение "гуманитарными целями" и "международным давлением".