Авторский блог Проект Время-вперёд 13:05 11 августа 2021

Суда на подводных крыльях возвращаются

дана вторая жизнь популярному ещё в советское время проекту

Во вторник в Нижнем Новгороде состоялся торжественный спуск на воду новейшего судна на подводных крыльях «Метеор 120Р». Тем самым дана вторая жизнь популярному ещё в советское время проекту, который, как казалось многим, ушёл безвозвратно. А ведь легендарное «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» помимо «Метеора» освоило выпуск и других судов на подводных крыльях. Идея явно переживает свой ренессанс, но справедливо говорить лишь о самом начале многообещающего процесса. Как он будет развиваться – разберём в этом выпуске.

Как всё начиналось

Первые попытки создать катер на подводных крыльях предприняли французы ещё в конце 19 века. Идея заключалась в том, что на высокой скорости судно с помощью своих подводных крыльев приподнимается над водой, что снижает сопротивление и позволяет развить более высокую скорость. Американцы первыми разглядели в ней военный потенциал, и уже в 1919 году их военный катер на подводных крыльях установил мировой рекорд скорости в 114 км/ч.

В Советском Союзе идею начали прорабатывать только в 30-ые годы. Свой проект катера на подводных крыльях в 1941 году предложил студент Ростислав Алексеев. Руководству идея пришлась по душе, и молодой парень организовал конструкторское бюро по разработке судов на подводных крыльях. Однако после окончания войны в стране начались меняться политические настроения и, несмотря на очевидные успехи команды Алексеева, его идею отложили в долгий ящик.

В 1952 году швейцарская фирма «Супрамар», основанная немецким эмигрантом Гансом фон Шертелем, представила первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях, а позже начало серийный выпуск. Свои военные модели начал выпускать американский «Боинг». В это время в нашей стране наработки Алексеева продолжали игнорировать, и казалось, что нам уже никогда не угнаться за Западом. Но именно это отставание предопределило наш успех.

Продолжим после сводки позитивных новостей.

Время новостей

Очередной серийный Ил-96-300 совершил первый испытательный полёт.

Спущены на воду гидрографический катер «Юрий Осокин» и новый сухогруз проекта RSD59.

В Санкт-Петербурге заложен второй в серии пассажирский теплоход «Виктор Астафьев».

Галичский завод представил новую модель 50-тонного автокрана.

В Кемеровской области введена в эксплуатацию новая угольная лава.

В Мурманске открыт завод подводного оптоволоконного кабеля.

МТС запустила третий по мощности в России суперкомпьютер «ГРОМ» на 2,26 петафлопс.

В Подмосковье открыто фармацевтическое производство.

В Омске – производство котельного оборудования.

В Волоколамске – производство алюминиевой тары.

В Татарстане – третья очередь кондитерского производства.

В Нижегородской области – молочный комплекс.

Сборная России завоевала 4 золотые медали на Международной химической олимпиаде.

Перегнали

Очевидные успехи западных стран в производстве СПК вызвали серьёзную обеспокоенность советского руководства. На разработки Алексеева вновь обращают внимание, и с удивлением обнаруживают, что у нас есть всё необходимое для создания своих судов. С конца 50-ых разворачивается серийный выпуск первых советских СПК – «Ракет», «Метеоров», «Комет» и других. Они демонстрируют замечательную эффективность, и ими постепенно наполняются реки, озера и моря нашей страны, начинается экспорт в страны Европы и Азии. Мы не только в кратчайшие сроки догнали, но и оставили далеко позади всех зарубежных конкурентов. Хотя мы позже всех вошли в эту гонку, но в середине 60-ых в мире словосочетание «судно на подводных крыльях» чётко ассоциировалось с Советским Союзом. Не удивительно, если упомянутая нами швейцарская «Супрамар» за всё время выпустила всего 150 судов, «Боинг» – и того меньше – 40, то СССР – более 1300.

Наша конструкция оказалась лучше, надёжнее и дешевле в эксплуатации. Дело Алексеева и его бюро, которое стало центральным по данной теме, процветало, а билет на СПК стоил дешевле, чем билет на автобус аналогичного маршрута.

Казалось, эта победа с нами навсегда, но распад Союза отнял и её тоже.

Второе рождение

Мало того, что России на время стало не до водного транспорта, так ещё и значительная часть производства самих СПК и двигателей для них осталась на Украине – в Крыму и Николаеве. Поэтому новые суда не строились, благо запас ресурса советских позволял эксплуатировать их ещё несколько десятилетий. Но на сегодня он почти исчерпан, в то время как для некоторых российских регионов именно СПК остаются безальтернативным видом транспорта. К счастью, нам удалось сохранить главное – легендарное «Центральное конструкторское бюро им. Алексеева». С него началось медленное, но неуклонное возрождение флота СПК. Сначала был начат выпуск новых морских судов «Комета – 120М» – сейчас они производятся на Феодосийском судостроительном заводе в Крыму. В 2018 году было представлено головное судно «Валдай 45Р». В настоящее время их построено 11 единиц и ещё 5 достраиваются. И, наконец, на этой неделе было спущено на воду первое судно «Метеор 120Р». Оно предназначено для скоростной перевозки до 120 пассажиров с автономностью плавания в 8 часов и дальностью хода – 600 км. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России.

Таким образом мы видим, что идея пассажирских перевозок на СПК хоть и не быстро, но зато верно пробивает себе новую дорогу в жизнь. Давайте взглянем на её перспективы.

Перспективы

Протяжённость внутренних водных путей в России составляет более 100 тыс. км. При этом 78% таких путей не имеют альтернативы, и ими пользуются 13 млн пассажиров в год. Старый советский флот требует замены, и не только в нашей стране – в Венгрии, Словакии, Румынии, странах Азии ещё можно встретить на маршрутах советские СПК, и там ждут от нас новых предложений. Новые российские модели за счёт применения современных материалов ещё более комфортны и экономичны. В «ЦКБ им. Алексеева» оценивают потенциал внутреннего рынка в 150-200 судов. При этом выход на прогнозируемое крупносерийное производство сделает целесообразным разработку российских двигателей – сейчас в тех же «Метеорах» используются немецкие установки MAN. Однако производители заложили в конструкцию возможность их замены на отечественный аналог, который позволит ещё и снизить стоимость конечного изделия. При должной поддержке со стороны государства идея имеет хорошие перспективы.

Если же заглянуть ещё дальше, то можно увидеть что в «ЦКБ им. Алексеева» не собираются останавливаться на достигнутом. В данный момент там работают над проектом большого морского судна «Олимпия» на 250 пассажиров. В советское время было построено два таких, и они весьма успешно эксплуатировались на линии Таллин-Хельсинки, в Греции и на Черном море.

Уже ведётся работа над экранопланами нового поколения. Такие могут перевозить на борту 40 пассажиров со скоростью 200 км/ч, выходить на любой необорудованный берег при любых погодных условиях, то есть идеальны для спасателей, пожарной службы или северного завоза.

Впрочем, это уже тема для отдельного разговора. Пока зафиксируем главное – СПК постепенно возвращаются в нашу реальность. И будем надеяться, что это только начало их большого нового пути.

Теперь о героях.

Время Человека

В Нижегородской области 11-классники Владислав Беляков и Степан Пантуров заметили на детской площадке неадекватного мужчину. Он приставал к детям, а потом купил лимонад и, приманив им ребёнка, повёл его в подъезд. Парни бросились следом, звали на помощь взрослых, но никто не откликнулся. Тогда они догнали мужчину, который уже завёл ребёнка к себе в квартиру, помешали ему закрыть входную дверь и вызвали полицию. Прибывшие на место происшествия правоохранители освободили ребёнка и начали проверку инцидента. Есть все основания полагать, что парни предотвратили беду.

В знак благодарности городская администрация обеспечила ребятам возможность сходить на тренировку их любимого нижегородского хоккейного клуба «Торпедо». А уже хоккеисты вручили им памятные подарки. Не густо, конечно, но лучше, чем ничего, и мы рады, что хоть где-то на гражданские подвиги простых людей власти начинают обращать внимание.

Источник

1.0x