В ночь на 31 июля на площадь Тверской Заставы у Белорусского вокзала возвращён ранее демонтированный памятник Максиму Горькому.
В 2005 году тогдашние власти Москвы совершили чудовищный акт вандализма: свергли Максима Горького, советского писателя, символ советской литературы, с высоты его постамента на площади Белорусского вокзала, как тогда называлась эта площадь. Цинично, как и памятнику Дзержинского, накинули петлю на шею – вздёрнули, сослали. Справедливо было отмечено, что памятник не убрали попросту с глаз долой, а «выставили в деревянной клетке напоказ в парке «Музеон» на берегу Москвы-реки. Поначалу «памятник Горькому положили лицом наземь (!), и так он в ящике покоился довольно долго».
Лужковым и Гавриилам Поповым недостаточно было просто свергнуть, им надо было унизить, надругаться, отплясать на костях – особенно костях тех, кто уже не может сам ответить этим пигмеям.
Конечно, монумент, установленный ещё в 1951 году, работу авторов с мировым именем (Ивана Шадра, Веры Мухиной, Нины Зеленской, Зинаиды Ивановой; все они за эту работу были удостоены Сталинской премии, Шадр– посмертно), не могли просто взять и снести, уподобившись сжигателям книг на площадях, получив клеймо варваров и вандалов. И потому свой вандализм (вот кто был вдохновителем украинских мерзавцев, громящих памятники) московские власти прикрывали заботой о москвичах– автомобилистахи покупателях: дескать, надо реконструировать транспортную развязку у вокзала, под площадью построить торговый центр с подземным паркингом, а Горький этим планам шибко мешает.
Но Горький (пролетарский писатель Горький, а не просто памятник ему) был изгнан с площади Белорусского вокзала во времена гонения на всё советское. И это были организованные гонения на пролетарского писателя, на его роман «Мать». Это именно гонения и травля, а не одиночное событие коммунального характера – дорогу расширить. Ведь Горького, его профиль выкинули тогда и из «Литературной газеты». И только с приходом в «ЛГ» главным редактором Юрия Полякова, который провёл опрос, вернуть ли Горького в газету, и получил поддержку читателей, великий русский советский писатель был «восстановлен в правах», вернулся на страницы «Литературки».
И то, что с огромным опозданием памятник всё же восстановили (более того – восстановлена и надпись из позолоченных букв "Великому русскому писателю Максиму Горькому от правительства Советского Союза 10 июня 1951 г."), - это идеологический симптом. Медленно, но неуклонно идёт советизация нашей жизни, и возвращение Горького – это торжество советизма в культуре, как и в нашей жизни вообще: гимн, флаг, звание Героев, патриотические молодёжные организации–такие, как Юнармия…
В сообщениях о возвращении памятника Горькому акцент делается на том, как и кто памятник реставрировал, что подкрасили, что из поломанного и утраченного восстановили, как везли 200-тонный монумент на прежнее место; много пишут и говорят про обустройство площади – мол, ей просто решили вернуть исторический облик; пичкают информацией о деревьях, которые будут высажены, о трамвайных путях, которые продлят от Лесной улицы, о благоустроенном сквере, где станут прогуливаться москвичи и гости столицы... В такой словесной мишуре прячут главное значение этого поистине исторического акта– возвращение идеологии советизма.
В парке "Музеон" Горький все эти годы был в окружении памятниковЛенину, Сталину и Дзержинскому. Товарищи, поздравим друг друга: первый– пошёл!