Подписанное ещё 15 мая распоряжение президента США Дональда Трампа не просто стало очередным залпом в американо-китайской торговой войне: фактически оно связало в неразрешимый для КНР «гордиев узел» целый комплекс экономических, политических и государственных проблем, которые официальному Пекину невозможно разрешить, «не потеряв лица».
Требования США мало чем отличаются от ультиматума о безоговорочной капитуляции. В силу этого можно предполагать, что крупнейший китайский IT-гигант пойдёт на давно ожидаемую «фрагментацию» мирового рынка, де-факто создав свой собственный кластер технологий, независимый от Соединённых Штатов и их ведущих корпораций.
Судя по всему, начало процессу разделения глобального мирового рынка высоких технологий происходит уже на наших с вами глазах: в ответ на эти санкции Huawei объявила, что уже к осени 2019 года представит на суд общественности свою собственную операционную систему, получившую название HongMeng OS. Скорее всего, детище Huawei будет основано на том же исходном коде системы Linux, что и её нынешние конкуренты — американские операционки Android от Google и iOS от Apple. Исходный код Linux был передан в общественное достояние ещё в 1991 году, а многие особенности его работы даже стали стандартными для отрасли.
В своё время именно открытость Linux и его противостояние с проприетарным (патентованным и платным) программным обеспечением от Microsoft и Apple стало основой успеха этой операционной системы. За тридцать лет развития Linux в него было вложено около 73 тысяч человеко-лет труда программистов-добровольцев. В результате стоимость ядра Linux на сегодня достигла отметки в 11 млрд долл. И вся эта мощь вполне может встать на службу Huawei, причём помешать сотрудничеству свободных программистов с китайским IT-гигантом и возникновению ещё одного, теперь полностью китайского, клона Linux администрация Дональда Трампа уже не сможет.
Сложнее дело обстоит с аппаратными архитектурами: x86, характерной для компьютеров, ноутбуков, серверов и суперкомпьютеров, а также ARM, которая используется в смартфонах, планшетах, маршрутизаторах и другом мобильном оборудовании. Обе эти архитектуры — проприетарные, а их держатели, компании Intel, AMD и ARM, уже объявили о прекращении своего сотрудничества с Huawei. Но в распоряжении Huawei есть действующая лицензия на ядра процессоров с архитектурой ARM, которая позволит китайцам какое-то время продержаться до разработки своего собственного ARM-процессора. Сложнее дело обстоит со «старшей» архитектурой, x86 и её развитием, amd64. У КНР нет официального доступа к новейшим ядрам x86/amd64, но уже к 2025 году в США истекает патентная защита на новейшие дополнения стандарта amd64, а сама x86 и вовсе давным-давно вышла из-под патентной защиты. В силу этого Huawei, да и любая другая китайская компания, уже сейчас может использовать практически весь объём наработок Intel и AMD. Китайцам достаточно внести минимальные изменения в свои процессоры x86/amd64, после чего никакие судебные иски даже в самих США им будут не страшны.
Впрочем, скорее всего, китайским компаниям в той или иной мере всё равно закроют доступ в США — административно-бюджетное управление Белого дома определило срок для исполнения своих запретов для американских компаний, которые вели бизнес с Huawei. Он составит два года и реально учитывает то, что на сегодняшний день китайское оборудование настолько широко используется в США, включая критически важные структуры, и его невозможно поменять мгновенно одним только административным запретом. Скорее всего, подобных мер можно ожидать и со стороны КНР — в стране уже развернулось стихийное движение по отказу от продукции Apple, Microsoft и других американских компаний, которое однозначно найдёт поддержку на уровне государства.
Фактически, мы с вами живём в начале первой глобальной технологической войны. Своими решениями Белый дом не только инициировал рождение новой китайской IT-экосистемы, но и предопределил её жесткое противостояние с американской. Более того, это противостояние не ограничится только США и КНР, в него так или иначе будет вовлечён весь мир.
P.S. Публикация влиятельной американской газеты New York Times, посвящённая возможностям кибератаки на российские энергосистемы через «закладки» в аппаратном и «спящие коды» в программном обеспечении систем управления, вызвала сверхрезкую реакцию со стороны действующего президента США, который назвал авторов статьи «предателями» и «врагами Америки». Практически одновременно реальная возможность такой атаки была продемонстрирована в Аргентине, где «по неизвестным причинам» произошёл полный «блэкаут», то есть отключение энергоснабжения, затронувшее также Уругвай и — частично — Чили. В ответ на высказывания Трампа редакция New York Times отметила, что, по мнению их источников, американские спецслужбы не уверены в компетенции нынешнего «хозяина Белого дома», а потому предоставляют ему только частичную информацию о своих возможностях и действиях.