Авторский блог Завтра рекомендует 10:30 14 апреля 2021

Перспектива пилотируемой космонавтики в историческом масштабе

опыт прогноза

Кризис

Существует довольно большое количество научных и публицистических работ на тему стратегического планирования космической деятельности и развития пилотируемой космонавтики как в России, так и в мировом масштабе. В краткосрочной перспективе, горизонте планирования 10–50 лет, все эти материалы с довольно высокой детализацией и достоверностью описывают возможные пути развития мировой космонавтики.

Практически все работы на тему стратегического планирования (даже серьёзные научно-исследовательские работы по заказу государственных институтов планирования и регулирования космической деятельности) основаны на оптимистической уверенности в перспективности пилотируемой космонавтики по умолчанию, в экстенсивном пути развития (в наращивании космических средств, космических полётов дальше и дольше) и в благоприятном общественном мнении и экономической ситуации.

Константин Петрович Феоктистов, Василий Петрович Мишин (одни из основателей практической пилотируемой космонавтики в России) в последние годы своей жизни и научной деятельности серьёзно критиковали развитие пилотируемой космонавтики, предлагали альтернативные пути, набор задач и космических средств. Представляется, что эта критика была обусловлена именно глубоким пониманием проблем и чётким знанием, с чего и как все начиналось, какие были предпосылки для возникновения отечественной ракетно-космической отрасли и какую роль в этом играли конкретные исторические личности (С.П. Королёв, М.В. Келдыш, Д.Ф. Устинов, В.П. Глушко, Н.С. Хрущёв).

Представляется, что ещё одним серьёзным поводом для критики является проблема целеполагания космической деятельности, особенно в части пилотируемых космических полётов. В период «золотого века» мировой космонавтики, который длился 10–15 лет с момента запуска первого искусственного спутника Земли, были установлены все возможные (на данном технологическом уровне цивилизации) рекорды, достигнуты приоритеты, решены основные научно-практические задачи, включая доставку грунта с другого небесного тела и обеспечение длительного пребывания человека в космическом пространстве.

Дальше сам собой (на самом деле — в силу объективных причин) возник своеобразный «потолок» развития, некий стазис, и началось экстенсивное, не всегда оправданное разрастание отрасли в силу необходимости обеспечивать самоподдерживающийся конвейер. Единственным реальным продуктом этого конвейера многие десятилетия является сохранение и поддержание компетенций пилотируемых космических полётов.

Но, как говорит восточная мудрость, стояние на месте — это движение назад. Деградация потенциала ракетно-космической отрасли — свершившийся факт. И надо оговориться, что эта ситуация типична для всех «старых» членов космического клуба, начавших космическую деятельность в 60‑х годах прошлого столетия.

Успешность и значимость космических проектов сыграли злую шутку с космонавтикой, последствия которой мы видим только теперь. Избежав этапы развития, через которые проходили, например, авиация или подводная техника, космонавтика так и не стала полноценной самодостаточной отраслью хозяйства.

Во многом это определено тем, что мы так и не начали реального освоения космического пространства. Нет внеземного производства, нет городов на других планетах, нет космических «железных дорог», нет космической экономики. То, что мы сейчас называем практической космонавтикой, — а это орбитальные группировки военных и гражданских спутников, — по сути является обслуживающим инструментом для других областей деятельности, малой частью того, чем могла бы стать космонавтика.

Космонавтика, в особенности пилотируемая и научная, очень быстро стала атрибутом державности и символом развитой экономики («можем себе позволить»). В период острого соперничества этот и многие другие атрибуты были необходимы и поддерживались государством. Когда такая необходимость пропала, развитие космонавтики затормозилось вплоть до стагнации.

Проанализируем, почему так произошло, есть ли для этого объективные причины, так ли сильно важна роль личности в истории, какие исторические процессы влияют на возникновение и развитие подобных областей деятельности. И попытаемся сделать прогноз перспективности пилотируемых полётов в космос в ближайшие 100 лет.

Для этого, прежде всего, необходимо увидеть и понять тот мир, в котором мы сейчас живём, где геополитическое противостояние, глобальный экономический кризис, климатические изменения, технологические тренды и трансформация научного познавания мира влияют на все аспекты нашей повседневной жизни, мировоззрение и, в конечном итоге, на желание и возможность осваивать космос.

Мир, в котором мы живём

Мы живём в мире, переживающем очередную промышленную революцию. Как известно, вместе с революцией в технологиях, промышленном производстве и организации труда происходят значительные перемены в общественном устройстве и мировой экономике.

В результате первой промышленной революции возникли механизация ручного труда, урбанизация, новая транспортная инфраструктура на основе железных дорог, установился капитализм, образовались новые государства и новые основы международной торговли и политики, могущество Британской империи достигло своей кульминации, начались и закончились переделом политического и экономического влияния европейские (наполеоновские) войны.

Вторая промышленная революция стала спусковым крючком Первой мировой войны. Возникли массовое конвейерное производство, новые виды оружия (в том числе массового поражения), новые виды транспорта (авиация, подводный флот, автомототранспорт). Произошёл очередной передел политического и экономического характера. Перестали существовать несколько империй, возникли новые государства, была создана Федеральная резервная система США.

Мощнейший потенциал изменений, вызванных новыми технологиями, переменами в общественном устройстве, возникновением глобальных экономических механизмов и дроблением мира ещё и по идеологическому принципу, привёл к началу Второй мировой войны и ещё большему технологическому развитию, новым видам военной и гражданской техники и, в конечном итоге, к появлению ядерных технологий и ракетной техники.

Развитие атомной и ракетной промышленности дало толчок в направлении третьей промышленной революции, обусловленной автоматизацией производственных, научных и технологических процессов посредством вычислительной техники. Мир стал меньше за счёт развития коммерческой авиации, сетей связи, спутниковой группировки военного и гражданского назначения, вычислительных сетей. Появился интернет. Доллар превратился в резервную мировую валюту, не привязанную к золоту, нефть стала не только энергоносителем, но и важнейшим производственным ресурсом. Рухнул СССР.

Мир вошёл в период перманентного динамического, экономического и политического передела, глобальная война заменилась непрекращающейся серией локальных войн на периферии «цивилизации».

Раздутая промышленная и финансовая инфраструктура мировой экономики, уничтожающая ресурсы, подрывающая экологию, но при этом имеющая очень низкий коэффициент полезного действия, нарастающий хаос в мировой политике и мироустройстве, глобальный экономический кризис, развитие новых технологий производства, глобальной вычислительной сети — всё это приводит к возможности — а может, и необходимости — очередной смены правил игры.

Четвёртая промышленная революция характеризуется не роботами и беспилотниками, не интернетом вещей и аддитивными технологиями и даже не системами компьютерного проектирования, моделирования и анализа больших данных. Главным является отказ от массового производства, автоматизация (цифровизация) практически всех технологических и организационных процессов, включая процессы госуправления и экономического регулирования, отказ от глобальных цепочек поставок и распределения продуктов.

Ещё один признак четвёртой промышленной революции — появление огромного количества «лишних людей», обусловленное изменением структуры профессиональных знаний и организации труда.

Изменения общественного устройства, геополитические изменения, экономический передел, вызванные началом новой промышленной революции, мы можем наблюдать уже сейчас. Среди них: отказ от норм международного права, которые мешают изменениям мироустройства, кризис существующей мировой финансовой системы и появление криптовалют, обострение застарелых военно-политических конфликтов и возникновение новых, атомизация общества, упадок промышленного производства и снижение потребления.

Обострение геополитической ситуации, вызванное желанием усилить или изменить контроль над ключевыми ресурсами, также следует рассматривать в рамках изменения индустриального уклада и устройства глобальной экономической системы. В этом смысле возникновение пандемий — а главное, их последствий — следует рассматривать как элегантную и сравнительно безопасную альтернативу мировой «горячей» войне, как средство разрушения «старого» индустриального уклада. Система, основанная на глобальных цепочках поставок и распределения продукции, избыточной инфраструктуре и значительных людских ресурсах, уже меняется на цифровую экономику, дистанционные способы организации труда и госуправления с тотальным контролем над населением с помощью интеллектуальных вычислительных систем.

Вершиной четвёртой промышленной революции предполагается создание разнообразных систем искусственного интеллекта, деурбанизация, безлюдные производства, снижение потребления, автономизация жизнедеятельности (включая производство энергии), безотходное производство.

Подчеркнём, что мы не являемся апологетами или энтузиастами подобного развития цивилизации и не считаем подобный результат безальтернативным. Более того, на эмоциональном уровне мы понимаем, что данная тенденция ведёт к возникновению самой жёстокой диктатуры всех времён и народов, в которой миллиарды людей подлежат «утилизации». Мы только констатируем факт планомерной и масштабной работы по созданию технологических предпосылок для такого развития событий.

На протяжении тысячелетий наша цивилизация строилась на социально-экономическом неравенстве. Редкие и неудачные попытки создания обществ с более справедливым устройством до сих пор не вышли из разряда политических утопий. Экономическая система с расслоением общества на бедных и тех, у кого сконцентрирована львиная доля богатств и ресурсов, на протяжении веков трансформировалась, но по‑прежнему составляет основу нашей цивилизации.

Такое распределение ресурсов позиционируется как следствие их ограниченности, с одной стороны, и заложенного в человеке стремления к конкуренции внутри своего биологического вида — с другой. Оговоримся: мы не придерживаемся этих позиций и считаем их примитивным обоснованием сложившегося порядка неэффективного хозяйствования на основе нарастающего потребления и манипуляционной политической системы, нацеленной на сохранение данного мироустройства.

Изменить такое положение вещей, на наш взгляд, способна только радикальная трансформация правил игры — создание альтернативных цивилизационных моделей, возможность эволюционного, постепенного изменения. Однако в условиях нарастающего системного кризиса и деградирующей экологии такой сценарий представляется маловероятным — слишком мало времени и слишком сильное сопротивление.

В прошлой истории нашей цивилизации схожие процессы на уровне регионов и государств приводили к миграции народов и экспансии вовне. Но в настоящее время наша цивилизация является глобальной, а значит — «герметичной» в рамках целой планеты. «Безопасная» экспансия внутри «герметичной» цивилизации невозможна, только очередной передел зон влияния, поддерживаемый очередной промышленной революцией, военными конфликтами и новой модернизацией тысячелетнего порядка вещей.

Представляется, что у человеческого вида нет другой альтернативы в историческом масштабе, кроме экспансии за пределы планеты. Парадоксальным образом это не только может позволить реализоваться в новых мирах идеям справедливого общества равного труда, всеобщего благополучия и полной реализации творческого потенциала каждого, но и привести к постепенному изменению мироустройства на родной планете человеческого вида.

Краткая история авиации

Если рассмотреть историю развития науки и техники, то можно увидеть сходные тенденции в образовании и развитии многих технических и технологических отраслей — судостроении, авиастроении, автомобилестроении, вычислительной технике и даже ракетостроении.

В каждой из этих отраслей путь развития складывался от удела одиночек-энтузиастов, через этап спортивно-технического творчества и соревновательной практики к использованию инноваций в военном деле и далее — к коммерческому использованию. Разумеется, это довольно упрощённая схема, но она хорошо коррелирует с реальной историей развития техники.

Единственная из рассматриваемых нами отраслей, которая развивалась не по этой схеме, — это космонавтика. Она очень быстро перепрыгнула от голого энтузиазма к многомиллиардным проектам государства. В России это произошло исключительно благодаря личности С.П. Королёва и ситуации того времени — идеологическому противостоянию, научно-техническому и военному соревнованию капиталистической и социалистической систем.

Во многих странах созданы собственные огромные ракетно-космические отрасли, имеющие глубокое взаимодействие и даже сращивание с военно-промышленным комплексом, им подпитываемые, плоть от плоти идеологической машины социально-экономического неравенства и уничтожения себе подобных. Однако сама идея освоения Вселенной в том виде, как это представляли себе основоположники теоретической и практической космонавтики, до сих пор остаётся маргинальной, во многом утопической.

По большому счёту, активных, деятельных сторонников пилотируемых полётов в космос ещё очень мало, это уже не удел энтузиастоводиночек, но до сих пор дело отдельных пассионариев, своеобразной субкультуры, «паразитирующей» на тактических интересах военнопромышленного комплекса и межгосударственной конкуренции.

Если обратиться к истории авиации (в других схожих отраслях события развивались примерно тем же образом), мы действительно можем увидеть, что сама идея «летания по небу» существовала на протяжении многих веков, но только с появлением новых технологий в рамках очередной промышленной революции, а также с качественным скачком научно-практических знаний об аэродинамике появилась возможность практической реализации вековой мечты.

Но кем это было реализовано? Энтузиастами-одиночками, маргиналами в глазах «нормального» общества! Разумеется, государственные и даже военные структуры не оставались в стороне от этой «гонки за ветром», потрачены существенные ресурсы, привлечены лучшие умы и… полный крах, «виноград слишком зелен». Гонку выигрывают никому не известные братья Райт.

Далее, как в «эффекте домино», появляются другие успешные авиационные проекты, вырастает целая субкультура авиаторов-первопроходцев, это всё ещё забавное явление для остального общества, рискованное хобби, не имеющее никаких индустриальных перспектив. Проблема в том, что для поддержания любого увлечения нужны ресурсы, проще говоря — деньги.

Самый простой способ заработать на рискованном увлечении — продавать его как развлекательный аттракцион, а затем устраивать призовые соревнования с привлечением тех же энтузиастов, но с финансовыми возможностями.

История развития авиации через установление всё новых и новых рекордов могла продолжаться ещё очень долго, авиационная техника развивалась, но по‑прежнему значимых индустриальных перспектив с точки зрения мировой экономики не просматривалось. Правда, стала нарождаться индустрия строительства аэропланов как спортивного инвентаря.

Грядущий передел экономического и политического влияния, растущая напряжённость между участниками геополитических процессов, развитие военного дела под новые реалии второй промышленной революции — всё это заставило военных руководителей обратить внимание на очередную техническую новинку — аэроплан. Авиация изменила поле боя радикально и навсегда. И хотя уже никто не мог подумать, что идея полёта утопична, до экономически эффективных транспортных авиационных систем было ещё очень далеко.

Попытки коммерциализировать авиацию в промежутке между мировыми войнами, несмотря на достаточное развитие технологий и производства, существенного успеха не имели: по‑прежнему всё сводилось к рекордам, соревнованиям в интересах развития боевой авиационной техники и наращивания научнопрактического опыта.

В течение Второй мировой войны авиация в своих различных ипостасях пережила скачкообразное развитие от тихоходных бипланов до реактивных истребителей. Была создана огромная инфраструктура разработки и производства авиационной техники, могучая авиационная отрасль, которая в таких масштабах была больше никому не нужна — война окончена!

Представляется, что именно наличие суммы технологий и масштабной инфраструктуры, не соответствующей более нуждам военной машины, дало толчок развитию коммерческой авиации во всём мире. Разумеется, это не единственная и, наверное, не основная причина бурного роста индустрии авиационных перевозок. В контексте данной работы важнее проследить эволюционное развитие отдельно взятой технологии от маргинальной идеи к индустрии, глубоко интегрированной в мировую экономику.

Космическая индустрия

Необходимо определиться с терминологией. Что такое космическая индустрия и индустрия вообще в контексте данной статьи? В 1985 году в издательстве «Машиностроение» вышло первое издание замечательной книги «Космическая индустрия» Всеволода Авдуевского и Георгия Успенского. В этой работе академично, системно, исчерпывающе изложены все возможные технологии, технические средства и методы исследования и освоения Солнечной системы. Однако, на наш взгляд, наименование книги не соответствует её содержанию.

Технические средства, транспортные системы, оборудование и инструменты, методы и технологии — это всё же не вся индустрия, а индустриальная инфраструктура. Индустрия (промышленность) — это, прежде всего, экономика, то есть наличие рынка, спроса и предложения, продукта и потребителя.

Благодаря отцам-основателям практической космонавтики на базе авиационной и оружейной промышленности была создана ракетно-космическая отрасль, которая до сих пор не стала самостоятельной индустрией и не выбралась из опытно-экспериментального производства штучного «товара» по заказу единственного потребителя — государства. Масштабность ракетно-космической отрасли, объёмы финансирования, внимание со стороны политического истеблишмента и общественности не должны вводить нас в заблуждение. Космической индустрии пока не существует ни в одной стране мира.

Отличительной чертой индустрии, на наш взгляд, является серийное или даже массовое производство, а также устойчивый и массовый спрос на продукт этого производства. На примере коммерческой авиации можно установить, что основными продуктами этой индустрии являются авиационная техника и грузопассажирские перевозки. Разумеется, сама по себе индустрия воздушного транспорта является только частью большой экономики.

Отметим, что превращение суммы технологий, технических средств и энтузиазма пассионариев в индустрию происходит только тогда, когда в этом есть потребность у большой экономики. Транспортная система нужна для перемещения грузов и пассажиров, генерация электроэнергии необходима для обеспечения производства и жизнеобеспечения, промышленное производство создаёт продукты, необходимые и для транспорта, и для жизнеобеспечения, и для генерации энергии, и для массового потребителя. Оборот товаров и услуг, промышленное производство, коммуникации и транспорт, финансовая система — всё это вместе составляет большую экономику.

Однако, как видно на примере авиации, для возникновения массового спроса необходимо наличие предложения, то есть возможностей и технических средств. Мы не строим промышленные фабрики на Луне или в поясе астероидов, солнечные орбитальные электростанции и космические «железные дороги» не только потому, что нам это не нужно, но и потому, что мы это не можем.

И вновь, как в предыдущие исторические периоды, на передний план выходят усилия отдельных пассионариев, которые почему‑то хотят сделать то, что они делают. Илон Маск и команда компании SpaceX уже работают над революционной транспортной космической системой, которая по идее должна обеспечить регулярное, экономически эффективное грузопассажирское сообщение между земной и космической инфраструктурой. Многоразовая транспортная система Starship будет способна за один пуск выводить на орбиту Земли экипаж в 100 (!) человек или до 100 тонн грузов. Ввод в эксплуатацию подобного технического средства радикально изменит правила игры в ракетно-космической отрасли, приведёт к закрытию многих государственных космических программ, но главное — создаст возможность для возникновения настоящей космической индустрии.

Экспансия

В истории человечества не раз было так, что вслед за первопроходцами, исследователями, путешественниками рано или поздно начиналась миграция народов, экспансия в новые земли. И всегда она случалась по единственной причине — поиск лучшей жизни. Более сытой, более свободной, сложной и опасной, но совершенно новой жизни.

Суровость и неопределённость жизни в новых землях никогда не останавливала экспансии — наоборот, в путь отправлялись самые предприимчивые, самые способные и смелые люди, готовые на любые жертвы и неудобства ради свободы и будущего своих детей. Из этих людей формировались новые этносы, которые во многом определяли дальнейший ход истории нашей цивилизации.

В настоящее время наш мир — это уже не город, страна или земной шар. С началом космической эры наш мир стал намного больше, он вырос как минимум до размеров Солнечной системы. Почти каждый день в новостях или социальных сетях мы видим новые снимки с других планет, это становится обыденностью. Мы в обычных разговорах, а не в научных собраниях обсуждаем наличие воды на Луне или Марсе, возможности жизни на Венере или Титане, новости с космической орбитальной станции попадают в топ обычных новостей, а не научных сводок.

Казалось бы, начнётся завтра регулярное транспортное сообщение с Марсом, сразу выстроится очередь желающих переселенцев. Космос, однако, намного более сложное место для жизни, нежели самые суровые территории на Земле. Нужны веские причины для того, чтобы эмигрировать на другую планету в поисках лучшей жизни.

Получается, что для масштабной экспансии в Солнечную систему условия жизни на Земле должны стать намного хуже, чем мы имеем сейчас? Возможно. Катастрофические изменения климата, деградация биоценоза, разрушенная экология, перенаселение, масштабная война — вот причины, по которым большие группы людей будут искать лучшей жизни в других мирах.

Выбор места для создания полноценной автономной колонии в Солнечной системе, к сожалению, не так велик. Некоторые эксперты называют богатый (как предполагается) полезными ископаемыми пояс астероидов, другие называют землеподобный Марс, наиболее смелые рассуждают об экзопланетах в других звёздных системах. Крайне перспективен, с точки зрения автономной цивилизации, холодный, но очень богатый необходимыми ресурсами (включая углеводороды) спутник Сатурна — Титан.

Мы уверены, что в любом случае рано или поздно космическая экспансия начнётся. Ведь альтернатива — гибель цивилизации, несмотря на любые ухищрения, трансформации системы мироустройства и промышленные революции. Возможно даже, что на определённом историческом этапе технологии пилотируемых полётов в космос будут забыты и утеряны, человечество откроет их заново, как было уже не раз с другими технологиями в истории земной цивилизации. Потому что другой альтернативы просто нет.

Так есть ли у пилотируемой космонавтики перспективы в историческом масштабе?

Марк Серов, космонавт-испытатель

Алексей Щиканов, ректор Технологического университета

Публикация: "Изборский клуб" №1-2 (87-88)

1.0x