Авторский блог Владислав Шурыгин 13:31 19 мая 2020

Край Арктический

Объединение Архангельской области с Ненецким автономным округом выглядит абсолютно логичным

Власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа заявили о начале процесса объединения двух этих субъектов Российской Федерации.

Предполагается, что референдум об объединении пройдёт уже в этом году, скорее всего — одновременно и совмещено с референдумом по внесению поправок в Конституцию РФ.

Причин для такого объединения более чем достаточно. Ненецкий автономный округ и Архангельская область относятся к так называемым регионам-«матрёшкам». НАО является самостоятельным субъектом Федерации и одновременно — составной частью Архангельской области. Другие регионы-«матрёшки» — это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые, будучи самостоятельными регионами, в то же время входят в состав Тюменской области.

Напомним, Ненецкий АО — самый малочисленный регион России с населением, живущим преимущественно традиционным укладом, но с мощной добывающей промышленностью. Его население, по данным Росстата на 1 января 2020 года, составляет всего 44 100 человек. В Архангельской области проживает почти 1 миллион 100 тысяч человек.

Оба региона завершили 2019 год с бюджетным профицитом. Согласно данным Минфина об исполнении бюджетов на 1 января 2020 года, доходы консолидированного бюджета Архангельской области составили около 107,9 млрд руб., причем четвертая часть из них пришлась на межбюджетные трансферты. Доходы НАО составили 24,5 млрд руб., а на дотации, субсидии и другие поступления из других бюджетов в этой сумме приходится лишь 14%.

Основу экономики НАО составляют доходы от нефтегазовой отрасли, в частности, налоги компании «Роснефть». И, с точки зрения финансов, объединение формально выгоднее Архангельской области — её подушевой валовый региональный продукт составляет 465 тыс. рублей, а в НАО — 6,95 млн. рублей, т. е. почти в 15 раз выше. При перерасчёте на число жителей объединённого субъекта Федерации, название которого пока не утверждено (есть варианты «Арктический край», «Поморский край» и другие), его ВРП в 818 млрд. рублей в подушевом исчислении составит примерно 715 тысяч рублей.

Многие эксперты склонны усматривать в грядущем объединении более политический и геостратегический аспект, чем экономическую целесообразность. Оба региона расположены в арктической зоне России, которой сегодня на федеральном уровне придаётся особое значение. Оба субъекта входят в зону Северного морского пути, который с каждым годом приобретает все более важное стратегическое значение. И сейчас из сферы планов на отдалённое будущее всё больше становится рабочим проектом. Начинается формирование его инфраструктуры, модернизация существующих и строительство новых портов, создание энергетической и транспортной сети.

Арктика — это ещё и важнейший геополитический плацдарм, бескрайний ледяной щит, прикрывающий Россию с Севера, главного стратегического направления, по которому с начала «холодной войны» (такое вот совпадение!) планировалось нанесение основных американских ударов. Арктика — это районы патрулирования подводных ракетоносцев, это аэродромы дальних истребителей, это радиолокационные сети, раскинутые над Северным полюсом. Сегодня в Арктике наши интересы плотно пересекаются с интересами США, Канады, Норвегии и Дании. Каждая из этих стран имеет свои претензии на богатства в условном треугольнике Архангельск—Северный полюс—Чукотка. В этом треугольнике сосредоточены потенциальные очаги грядущих конфликтов. С целью остановить северный прорыв России «коллективный Запад» сейчас выдвигает тезис о том, что Арктика является «общим достоянием человечества», подразумевая, что данный регион должен быть открыт для всех. Высказываются предложения подписать международный договор об Арктике, устанавливающий здесь правовой режим, идентичный правовому режиму для Антарктиды (при этом США заявляют об исключительных правах на Луне и других космических телах). От слов уже переходят к делу — недавний визит трёх американских и одного британского эсминца в северную часть Баренцева моря, где военных кораблей НАТО не было уже 20 лет, свидетельствует об этом со всей очевидностью. Тем самым по факту подразумевается свободный доступ с севера вглубь российской территории. И эти планы, конечно, не совпадают с экономическими, геополитическими и оборонными интересами нашей страны, представляя системную угрозу для её национальной безопасности.

Сегодня российская армия возвращается в Арктику, откуда ушла почти четверть века назад из-за безграмотной политики тогдашнего руководства. Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило ещё в марте 2011 года. И с того момента началось восстановление военной инфраструктуры в этом регионе: идёт развертывание новых арктических бригад, восстанавливаются аэродромы, разворачиваются новые радиолокационные станции, системы ПВО, построена уникальная база «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа…

В рамках этих преобразований и экономического развития российского Заполярья предстоящее объединение Архангельской области с Ненецким автономным округом выглядит абсолютно логичным.

Илл. Александр Борисов. "Весенняя полярная ночь" (1897)

1.0x