пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 04 июня 2025
Авторский блог Анатолий Бирский 19:30 3 ноября 2021

Переход к новой модели страны и ограничение по времени

У нашей страны на переход к новой Модели есть менее 8 лет. В условиях дефицита времени для этого следует использовать Проектный метод

Есть основание считать, что в 2020 году наша страна вошла в стадию «упадок и ликвидация» своего жизненного цикла. Напомним, жизненный цикл сложной системы включает следующие стадии: зарождение и становление, зрелость, упадок и ликвидация. Устойчивую негативную тенденцию, соответствующую стадии «упадок и ликвидация», можно преодолеть, если наша страна перейдет на стадию «зарождение и становление» своего нового жизненного цикла.

С большой вероятностью распад (ликвидация) Российской Федерации (РФ) произойдет до 2029 года, если сохранится существующая модель РФ. Об этом в статье по адресу

https://zavtra.ru/blogs/rossijskaya_federatciya_mozhet_izbezhat_raspada

Следовательно, сохранение и развитие России требует кардинально изменить существующую модель страны.

Отметим, что у России уже был исторический опыт успешного принципиального изменения модели страны. В начале ХХ века был осуществлен переход от устаревшей модели Российской империи к принципиально новой перспективной Советской модели.

Модель РФ исчерпала себя. Ее особенностью является сырьевой тип экономики, и соответствующая ей феодальная политическая система. Нужно отдать должное этой модели. Она была необходима и реализована вовремя. Сыграла важную тактическую роль - спасла Российскую Федерацию (РФ) от быстрой деградации и распада при демонтаже Советской модели.

Однако, в стратегической перспективе нынешняя модель РФ оказалась не способна остановить медленную деградацию страны, а тем более обеспечить ее развитие.

На фоне обострившегося глобального кризиса Капиталистической системы, модель РФ становится еще более неадекватной внешним условиям и положению, сложившемуся в стране. Подробно об этом в статье по адресу https://zavtra.ru/blogs/polozhenie_nashej_strani_i_perspektivi

В настоящей статье рассмотрены следующие тезисы.

Во-первых, необходимо определить и создать предпосылки для перехода страны на новую модель.

Во-вторых, в условиях дефицита времени следует, использовать Проектный метод для разработки и осуществления новой Модели. Поскольку это самый быстрый способ, учитывая, что у РФ на кардинальные преобразования имеется менее 8 лет!

В-третьих, успешный переход к новой Модели возможен лишь в том случае, если удастся объединить усилия «сверху» и «снизу». «Снизу» нужно в первую очередь разработать и согласовать эскизный вариант новой Модели нашей страны. «Сверху» следует сформировать Стратегический субъект, способный осуществить переход РФ на эту Модель, и обеспечить этот переход необходимыми ресурсами.

1. Предпосылки перехода нашей страны на новую модель

Ниже названы четыре предпосылки, сформулированные в самом общем виде. Все они необходимы, посколько отсутствие любой из них сделает переход на новую модель невозможным. Можно утверждать, что эти предпосылки являются не только необходимыми, но и достаточными.

Переход к новой модели возможен, если имеем:

– Проект, содержащий описание новой модели страны и способа перехода к ней от существующей модели РФ (далее Проект).

- Стратегический субъект (большая организованная группа активных и разумных граждан), способный обеспечить реализацию Проекта.

- Квалифицированные кадры, материально - технические, финансовые и другие ресурсы.

- Благоприятные внешние и внутренние условия.

Все эти предпосылки уже есть или могут быть созданы в течение 1 года

Названные предпосылки широко встречаются на практике. Например, при строительстве больших домов, кораблей, самолетов, электростанций и т.д. То есть, всегда необходимо и достаточно наличие: проекта (описание модели сооружения), специализированной строительной организации, средств и ресурсов, а также благоприятных внешних условий.

В настоящее время у нашей страны есть возможность и благоприятные условия для перехода к новой модели при активном участии разумных граждан, и при содействии патриотической части в политической элите РФ.

Недостатки существующей модели РФ и необходимость перехода к новой модели осознавали многие граждане уже давно. Публикации, претендующие на статус «проект России», появились еще в нулевых годах. К наиболее известным среди них относятся:

1) Проект Россия (авторы анонимные), 2005. www.proektrussia.ru

2) А.Кобяков, В.Аверьянов и др. Русская доктрина, 2007. www.rusdoctrina.ru

3) И.А. Гундаров. Социогуманизм как альтернатива капитализму и коммунизму (Российский Проект) – М.: Поколение, 2009.

4) М. Калашников. СССР Версия 2.0. – М.: Алгоритм, 2014.

5) С.С. Сулакшин и др. Нравственное государство. От теории к проекту – М.: Наука и политика, 2015.

Общий недостаток названных проектов и других известных проектов следующий. Они не содержат полное описание, даже в общих чертах, устройства и принципа действия разрабатываемой ими социальной системы – нашей страны. В них отсутствует четкая постановка задачи, а также требования к проектируемой модели страны. Не определены показатели и численные значения параметров, описывающих целевое состояние страны. Основная причина указанных недостатков, видимо, в том, что руководители авторских коллективов ранее не занимались проектной работой, не имели опыт работы в проектном институте над разработкой и осуществлением новых сложных систем.

После принятия летом 2014 года закона №172 ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» опубликованные документы, предлагающие новые подходы к развитию России, их авторы стали называть «стратегиями», а не «проектами».

У многих читателей есть непонимание, в чем состоит различие стратегии развития России (стратегия) и проекта развития России (проект).

Поясним суть их различий. Термины «стратегия» и «проект» используются применительно к теме «развитие России». В законе 172 ФЗ развитие объекта понимается как его изменение, направленное на достижение «цели развития», то есть состояния объекта, которое желаемо для Субъекта, осуществляющего его развитие. Целевое состояние объекта должно иметь количественные и (или) качественные показатели. Иначе говоря, основное содержание стратегии развития РФ составляет описание целевого состояния России и пути достижения этого целевого состояния.

Основное содержание проекта развития России составляет описание новой модели страны (общественного строя) и способа осуществления этой модели. Отметим, что новая модель страны может являться главной целью (целевым состоянием РФ) в Стратегии развития страны, тогда «стратегия» и «проект» совпадают по смыслу. Например, такое определение главной цели развития России имеется в Программе КПРФ.

2. Разработку новой Модели страны и ее практическую реализацию следует осуществлять проектным методом

Следует опираться на документы ГОСТа на создание сложных систем. В них описаны стадии, которые необходимо преодолеть на пути к созданию сложной системы.

Например, эти стадии описаны в документе ГОСТ 34.601-90. Наиболее общие стадии следующие:

- Определение организации, исполняющей функцию Заказчика на создание и реализацию новой Модели страны (далее Системы).

- Формирование требований к Системе.

- Техническое задание.

- Эскизный проект.

- Технический проект.

- Подготовка Системы к вводу в действие, в том числе ее опытная эксплуатация.

Почти все широко известные публикации по теме «развитие России» содержат описание не проектного, а эволюционного способа изменения модели страны, состоящего в частичном совершенствовании отдельных элементов модели РФ

По сути, они являются фрагментарными. Иначе говоря, авторы этих публикаций стремятся улучшить функционирование существующей модели страны, без ее принципиального изменения.

Опираясь на названные стадии в документе ГОСТ 34.601-90 можно сделать оценку минимального необходимого времени, чтобы успеть перевести нашу страну на принципиально новую модель, и избежать, таким образом, ее гибель в обозримом будущем.

Начнем с конца, с ввода в действие новой Модели страны. Потребуется не менее 2 лет, чтобы осуществить перестройку старой Модели страны на новую Модель. Такой малый срок возможен потому, что достаточно перевести на новую Модель не всю страну, а ее основные части (институты). Кроме того, для подготовки можно использовать время, действуя параллельно с процессом опытной эксплуатации новой Модели в тестовых регионах. Это время может составить тоже около 2 лет. Итак, минимальное время - 4 года необходимо для проведения опытной эксплуатации новой Модели страны в тестовых регионах, и на ее реализацию уже в масштабе страны.

Для реализации новой Модели на тестовых регионах также потребуется не менее 2 лет, после завершения разработки Технического проекта на новую Модель. В свою очередь, подготовка этого Технического проекта, содержащего детальное описание проектных решений, также потребует не меньше 1 года. Его можно будет создать лишь после разработки Эскизного проекта, содержащего принципиальные проектные решения по новой Модели, что потребует не менее полгода. Разработка и согласование Технического задания на новую Модель потребует тоже около полгода. Таким образом, потребуется не менее 4 лет на разработку Технического задания, Эскизного проекта, Технического проекта и его реализацию в тестовых регионах.

Теперь возникает главный вопрос о Заказчике на новую Модель страны. В этой роли может выступать лишь патриотическая часть властной элиты. Только у нее есть необходимые ресурсы на разработку и реализацию новой Модели страны. Времени на формирование организации, выступающей в роли Заказчика, почти не осталось. Поскольку ожидаемый крайний срок распада страны – это 2029, то есть осталось около 8 лет. Но, на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) потребуется не менее 8 лет. Значит, организация «Заказчик» должна быть создана в начале 2022 года. Это очень трудная задача, поскольку подавляющее большинство представителей властной элиты будут препятствовать этому, так как они стремятся по разным причинам сохранить существующую Модель страны как можно дольше.

В сложившихся условиях вероятность избежать распада России очень мала. Но, она есть, и мы должны стремиться использовать этот шанс

3. Об Общественном экспертном совете по теме Образ будущего

В то время, пока будет формироваться Заказчик на разработку новой Модели страны, и будет происходить согласование Технического задания на нее, следует провести общественную экспертизу публикаций по теме Образ будущего. Таким образом, можно сэкономить время, действуя параллельно. Для этого необходимо создать Общественный экспертный совет (далее Совет), способный провести сравнительный анализ материалов о Моделях нашей страны. Появится возможность сократить время на разработку Технического задания и Эскизного проекта. Ниже рассмотрим основные положения об Общественном экспертном совете.

Состав и принцип действия Совета. Он состоит из участников с правом решающего голоса и сторонников. Совет регулярно, очно и дистанционно, проводит заседания, посвященные сравнительному анализу публикаций об Образе будущего. Решение принимается большинством в 2/3 голосов участников. Сторонники Совета оказывают посильную помощь его работе. Они имеют право совещательного голоса на заседании. Количество участников Совета не ограничено, но не менее 12. Количество сторонников Совета не ограничено. Председатель и Секретарь Совета организуют его работу.

Требования к участникам Совета:

- неангажированность - стремление к объективной оценке рассматриваемой Модели;

- патриотичность - стремление к процветанию нашей Родины;

- разумность - наличие высшего образования, и длительная работа в сфере умственного труда (более 5 лет);

- интерес к вопросам о положении нашей страны и перспективах.

В заседании Совета по сравнительному анализу публикаций участвуют Представитель автора рассматриваемой на Совете новой Модели страны (Образа будущего), а также Оппонент (конструктивный критик). Он является представителем автора одной из конкурирующих Моделей страны.

Принцип действия Совета аналогичен работе «Суда присяжных», на начальном этапе работы Совета. В дальнейшем будет использоваться принцип действия Ученого совета, когда к работе Совета присоединится значительное количество квалифицированных специалистов.

Он действует независимо от органов власти. Объективность и научная обоснованность являются качествами, присущими рекомендациям Совета. В своей работе он опирается на известную методическую базу. В ней используется Дедуктивный метод, Системный подход и другие аналитические средства, проверенные практикой. Эффективной работу Совета позволяет обеспечить наличие разработанной методики.

Общественный экспертный совет стремится к плодотворному сотрудничеству на благо нашей Родины с органами госуправления, с политпартиями и другими общественными организациями.

Оценка необходимых ресурсов. На начальном этапе для организации работы Совета не требуются значительные финансовые и материально-технические ресурсы. Поскольку основная работа будет проводиться дистанционно. Очные заседания можно проводить небольшими группами. Для этого не требуется аренда дорогого помещения.

Новизна. На начальном этапе работы Совета наиболее близким к нему по принципу действия (прототипом) является «суд присяжных». В дальнейшем прототипом будет Ученый совет.

Отличие от прототипа состоит в выборе темы заседаний Совета и в подборе соответствующих ей участников. Другим важным различием является тестирование участников с решающим голосом на их понимание смысла вопроса, выносимого на их решение.

В случае создания и деятельности Совета последствия будут позитивные. Появится структура, способная придать значительный импульс деятельности разумных и активных граждан в направлении развития страны, чтобы преодолеть нынешнюю тенденцию к деградации и ликвидации России. Негативных последствий для страны и народа не ожидается.

Шанс на развитие нашей страны значительно снизится, если по разным причинам не удастся создать и наладить деятельность Совета или другой аналогичной структуры. Поскольку, скорее всего, эта тема совсем не будет широко обсуждаться. По умолчанию будет сохраняться нынешняя модель страны как можно дольше, вплоть до распада России. Аналогичная ситуация была в жизненном цикле СССР на этапе «упадок и ликвидация».

Первоочередные задачи. Начать следует с поиска разумных и активных представителей здоровых сил российского общества, которых интересует тема Образ будущего. С ними следует обсудить и согласовать положение нашей страны и перспективы. Например, можно использовать для этого одноименную статью по адресу https://zavtra.ru/blogs/polozhenie_nashej_strani_i_perspektivi

Затем сформировать из них Совет, и начать систематическую работу по теме Образ будущего России.

Выводы

1. Наша страна является сложной социальной системой и для нее действует известная закономерность о жизненном цикле сложных систем. То есть в своем жизненном цикле она проходит следующие стадии: зарождение и становление, зрелость, упадок и ликвидация. В 2020 году государство РФ вошло в стадию «упадок и ликвидация» своего жизненого цикла.

В РФ повторяются многие характерные особенности СССР на этапе «упадок и ликвидация». В частности, несменяемость высших чиновников во власти, догматизм, отсутствие социальных лифтов для талантливой молодежи, власть не предлагает народу позитивный Образ будущего, по умолчанию стремясь сохранить в будущем существующее положение в стране.

2. Избежать ликвидации в 21 веке наша страна может, если до 2029 года принципиально изменит свою Модель и перейдет на стадию «зарождение и становление» своего нового жизненного цикла. Такая возможность объективно существует у больших саморегулирующихся социальных систем (социальных организмов). В этом состоит их принципиальное преимущество перед биологическими организмами и техническими системами.

У России уже есть исторический опыт кардинального обновления модели страны. В начале ХХ века был успешно осуществлен переход от устаревшей модели Российской империи к принципиально новой Советской модели.

3. Разработку новой Модели страны и ее практическую реализацию следует осуществлять проектным методом. Поскольку он позволяет наиболее быстро и обоснованно перейти на новую Модель. Основные стадии создания новой Модели и ее осуществления описаны в документах ГОСТа на создание сложных систем. Например, эти стадии описаны в документе ГОСТ 34.601-90.

4. Переход на новую Модель страны необходимо успеть совершить до вероятного срока ее распада, ориентировочно до 2029 года. Разработка и реализация новой Модели по наиболее быстрому проектному методу потребует около 8 лет. Резерв времени почти отсутствует. В сложившихся условиях успех будет лишь в том случае, если объединить действия «сверху» и «снизу», то есть усилия представителей патриотической части элиты и разумной части общества. Вспоминаются широко известные слова И.В. Сталина о том, что на индустриализацию и на другие кардинальные реформы в СССР времени есть всего 10 лет, «иначе нас сомнут». Теперь Судьба отвела России еще меньше времени, всего 8 лет, на решение еще более масштабной задачи.

5. Активизировать работу по теме Образ будущего России следует с создания Общественного экспертного совета «снизу». На его основе следует провести сравнительный анализ опубликованных материалов о новой Модели страны и пути ее осуществления. Это позволит выиграть время, действуя параллельно с процессом формирования политического Стратегического субъекта «сверху». Поскольку создание такого Субъекта для проведения «революции сверху» - это очень трудная задача, учитывая, что большинство представителей властной элиты стремятся сохранить существующее положение в стране. Успех «революции сверху» будет лишь в том случае, если она получит поддержку «снизу».

1.0x