Заседание Госсовета РФ - обеспечение импортозамещения в предстоящие 1,5 - 2 года
18 сентября 2014 года Владимир Владимирович Путин провел заседание Государственного Совета, с темой заседания - развитие отечественного бизнеса и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке в условиях членства России в ВТО.
На заседании было продекларировано, что введенные против России санкции представляют не что иное, как отказ от базовых принципов ВТО со стороны ЕС и США. Нарушается принцип равенства условий доступа всех стран – участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, игнорируется режим наибольшего благоприятствования в торговле и принцип справедливой и свободной конкуренции.
В связи с этим была поставлена главная цель - с целью защиты от недобросовестной конкуренции использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, ёмкий внутренний рынок, с последующим заполнением его качественными товарами, производимыми реальными секторами отечественной экономики.
В качестве приоритетных шагов при этом было предложено обеспечить доступность кредитов (под 3-4% годовых) и создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса. В качестве других важных мероприятий с целью достижения декларируемой цели было предложено развитие соответствующей инфраструктуры и подготовка квалифицированных специалистов для реального сектора.
В целом весь спектр мероприятий должен обеспечить не максимальное импортозамещение продукцией, не уступающей зарубежной по качеству и цене, но и выход конкурентной продукции на внешние рынки, с тем, чтобы наращивать не только поставки сырья, но и конечной продукции машиностроения, станкостроения и других отраслей. При этом объём замещения должен быть не менее 100 миллиардов долларов США, или 4 триллионов рублей; сроки реализации – два, максимум три года; количество новых рабочих мест при этом будет создано – не менее 1 миллиона человек.
В. Путиным было продекларирована необходимость в предстоящие 1.5 -2 года совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, сделать то, на что раньше потребовались бы, может быть, даже годы.
Заседание Госсовета РФ состоялось 18 сентября 2014, а уже 20 сентября я получил приглашение возглавить проект, позволяющий заложить базу для обеспечения не только импортозамещения, но перехода к 6-му технологическому укладу, с возвратом производства в России во всех сегментах.
Основная проблема обеспечения импортозамещения
Основной проблемой импортозамещения, о которой не упомянул ни один из участников, является то, что обеспечение конкуренции возможно лишь при одновременном соблюдении нескольких требований:
(1) обеспечение себестоимости российской продукции на уровне конкурентов;
(2) обеспечение проектирования технологий и миллионов наименований продукции (любой) и оборудования для их производства;
(3) обеспечение производства миллионов наименований продукции, устаревающей в течение 1 – 6 месяцев – это возможно когда оборудование способно оперативно переналаживаться на новый вид продукции.
Только в этом случае можно конкурировать с миллионами наименований постоянно обновляющейся продукции конкурентов. Одновременное выполнение этих условий составляет коридор, в котором должна находиться любая инновационная программа, способная обеспечить конкуренцию.
Действительно, в условиях, когда количество инженерно - технических работников в Китае приблизительно в 100 раз, а в США в 8 раз превышает количество специалистов в России сложно говорить о возможности на равных конкурировать с Китаем и даже с США. Задача перемещается в разряд архисложных вследствие необходимости еще и обновления продукции каждые 1-6 месяцев, по причине ее устаревания.
Все это хорошо известно американским разработчикам системы "Сократ", которая положена в основу закона о возврате производства в США.
Конец экономической модели управления странами
Как уже говорилось ранее, по представлениям американских ученых каждые несколько сотен лет человечество осуществляет очередной революционный шаг в области технологий. Так, технологическая революции ХIХ – ХХ вв. обеспечила мир обилием недорогих продуктов. Ныне мир стоит на пороге новой революции – генерации и использования инноваций, что приведет к созданию бесконечного потока ранее совершенно невероятных технологий, генерируемых с немыслимой астрономической скоростью. При этом руководство США осознает тот факт, что реализация новой стратегии обеспечения генерации инноваций любой другой страной, кроме США делают невозможным для США преодоление неконкурентоспособности, с превращением страны во второсортную страну – должника (так в тексте Rebuilding America’s Economic Competitiveness).
Одновременно, американцы убеждены, что нынешний кризис начался не в 2008 и даже не в 1994, когда Китай девальвировал юань, а гораздо раньше - примерно 60 лет назад - сразу после Второй Мировой Войны, когда США перешли от технологической модели управления экономикой, когда во главу угла ставилось наращивание производственных мощностей и технологий, к нынешней – экономической, когда государство полностью самоустранилось от управления экономикой кроме, как через изменение кредитной ставки.
Переход от технологической модели управления экономикой к экономической к 80-м годам прошлого столетия привел к огромному отставанию США, прежде всего от Японии, в ключевых секторах - мирокроэлектронике, приборо- и автомобилестроении. Я помню это время - уже в середине 70 - х годов, к примеру, японские Фануки (роботизированные системы управления, полностью на БИСах) на голову превосходили все зарубежные системы программного управления - Оливетти, Шмоли и т.д. не говоря уже о системах на транзисторах, производимых в СССР
В то же время переход к технологической модели управления в период с 1983 по 1991 продемонстрировал впечатляющие темпы экономического роста все 8 лет (с 1983 по 1991): среднегодовой прирост ВВП – 3.8%, создание 20 миллионов новых рабочих мест, из них 82% высококвалифицированных, а, следовательно, высокооплачиваемых, падение безработицы до 5.5% и т.д.), использование технологических методов управления экономикой при разработке и развитии основных высокотехнологичных военных систем во многом способствовали окончанию "холодной" войны, краху СССР и выводу США в безусловные лидеры.
Однако пришедшая к власти Администрация Президента Джорджа Буша - старшего снова перешла к использованию традиционных решений в экономике на принципах экономического планирования. Это мотивировалось как политическими причинами, так и достижением поставленных в этот период целей – обеспечением подавляющего технологического преимущества над СССР и Японией в ключевых секторах - микроэлектронике, приборо- и автомобилестроении. Как оказалось, это было ошибкой – ныне методы технологического планирования (со всем известными результатами) используют Китай (с 1994), Индия и Япония.
Ныне ситуация осложняется тем, что уже просто использования методов технологического планирования недостаточно для опережения Китая, Индии и Японии - для сохранения статуса сверхдержавы и высокого жизненного уровня должна быть поставлена задача обеспечения технологического преимущества над всем миром на протяжении нескольких поколений, с поддержкой государством решения широкого спектра задач, во всех секторах, частных и государственных, там где наиболее важной задачей является обеспечение преимущества над конкурентами.
Для этого в США вместо старой отжившей свое экономической системы управления (только за счет процентных ставок) разворачивается глобальная система гибкого управления экономикой, своеобразная супер-Академия Наук, объединяющая возможности не только США, но и возможности академий наук стран – сателлитов. Начиная с 2005 г. система "Сократ" на базе Поколения – 3 находится в различных фазах разворачивания на национальном уровне 4-х стран, в т.ч. 2-х европейских.
Предполагается, что новая технологическая модель управления экономикой позволит создать новые рабочие места и обеспечить рост промышленного производства, прежде всего не за счет экономических мер (бесконечной накачки экономики деньгами, с главной целью – получения прибыли), а технологических - за счет отслеживания новых технологий и определения глобальных экономических угроз, с последующим получением конкурентных преимуществ, за счет обеспечения технологического преимущества над другими странами, с одновременной защитой интеллектуальной собственности. Законопроектом предполагается проведение и других мер с целью возврата бизнеса и рабочих мест в США: регистрация Министерством торговли всех американских компаний, имеющих значительные производственные мощности за рубежом, введение льготного налогового режима, использование грантов Агентства экономического развития (EDA) и Национального института стандартов и технологий (NIST).
Уже созданы "Комиссия по Экономической Безопасности" при Министерстве Торговли, а также "Комитеты по Стратегии Технологий" на уровне каждого штата, для контроля за развёртыванием и взаимовыгодным (симбиотическим) использованием технологической модели управления на федеральном уровне и на уровне штатов, с использованием в качестве источников технологий, как внутренних ресурсов (организации, штата, государства), так и внешних ресурсов на основе альянсов (организаций, штатов, государств). Допустимы любые комбинации привязки к той или иной базе при развертывании системы, в зависимости от того, что лучше всего работает для экономической системы страны (возможно для страны наиболее выгодно осуществить развертывание вокруг научных учреждений, промышленности или правительственных организаций, нежели вокруг штатов).
В технологической системе управления базовой является констатация того факта, что конкурентные преимущества компании или страны проистекают прежде всего от выявления технологий, которые имеют ключевое значение для обеспечения решения соответствующих задач, будь то удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя или необходимость обеспечить обороноспособность страны в настоящем и будущем. Для выявления того, какая из технологий является лучшей при решении соответствующих задач потребителя, информация о всех технологиях уже должна быть в базе, поэтому первой задачей развертывания технологической модели управления является начальный сбор информации в базу, используя для этого максимально автоматизированный интерфейс с пользователем.
И это не просто информация, каковой в интернете миллионы тонн, а специализированная высокоуровневая экономическая, социальная, промышленная и технологическая информация, которая может быть использована в первую очередь там, где может быть оказано наибольшее влияние на наибольшую часть экономики, в т.ч. это и информация о культурных, организационных и бюрократических помехах в различных секторах экономики США (научного сообщества, рынка ценных бумаг, Правительства, промышленности и трудовых ресурсов), с последующим определением средств устранения помех.
При этом заявленные цели опережения конкурентов на целые поколения реализуются путем использования симбиотических стратегий. Симбиотические аспекты технологических стратегий позволяют организациям использовать технологию друг друга для создания конкурентного преимущества, которое они не смогли бы создать, действуя в одиночку. Результатом будет использование технологий по всей США и странам - союзникам крайне согласованным, гибким и независимым способом, обеспечивая конкурентные преимущества как США (и их союзникам) в целом, так и всем её организациям. Более того, поскольку использование технологии является основой всего конкурентного преимущества, то при использовании технологий в США согласованным способом, результат таков, что все остальные ресурсы США – рабочая сила, денежные средства, природные ресурсы и т.д.— также используются крайне согласованным, гибким способом, дополнительно увеличивая конкурентное преимущество США и всех её частных и общественных организаций.
Согласно концепции разработчиков технологической модели управления экономикой конкурентные преимущества в компании ли или на национальном уровне имеют место лишь вследствие контроля технологиями, которые имеют решающее значение для удовлетворения текущих и будущих потребностей потребителя. С этой точки зрения, выявление таких технологий в технологической системе начинается с выявления как могут соотноситься текущие и будущие потребности потребителя (в т.ч. страны) с возможностями тех или иных технологий, с выявлением, кроме того и симбиотических соотношений технологий между собой (возможность сосуществования их совместно с друг другом в течение длительного времени).
Последовательность разворачивания системы в той или иной отрасли заключается в сборе данных для отраслей, в которых планируется обеспечение лидерства, с последующим выявлением ограничений, мешающих достижению лидерства, с разработкой симбиотических стратегий (методов маневрирования), направленных на преодоление ограничений и достижение лидерства.
Организационно предполагается охват технологической системой всех государственных учреждений, образования, финансового сектора и промышленности, с координацией возможностей всей страны с целью обеспечения технологического лидерства в тех или иных областях.
В идеале все участники на территории США будут не только знать обо всех технологиях США в реальном масштабе времени, но и за счет использования симбиотических технологий будут использовать это знание для создания новых технологий, которые будут вновь доступны всем участникам инновационного процесса и т.д.
Это приведет к взрывному характеру развития и этому ничто не способно помешать.
Новая индустриально – экономическая модель (НИЭМ). Переход к 6-му технологическому укладу
Опыт общения с разработчиками системы "Сократ" (США) показал, что система "Сократ", используемая ныне как основа технологического управления экономикой, действительно обеспечивает генерацию конкурентоспособных технологий. Например, с целью обеспечения конкурентных преимуществ компании GM относительно компании Nissan система "Сократ" производит поиск слабых мест в использовании технологий компанией GM, с подбором подходящей технологии (с целью компенсации слабых мест), с получением в итоге максимальной эффективности и меньших эксплуатационных затрат по сравнению с Nissan.
Известно, что коммерциализация научных технологий крайне неэффективна. Однако в связи с тем, что система "Сократ" разворачивается во всех организациях по всей территории США, инструменты, используемые в системе, позволяют легко найти путь коммерциализации исследований в области тех или иных технологий, начиная с поиска субъектов, обеспечивающих решение соответствующих задач, кончая созданием технологических альянсов вплоть до уровня обеспечения посевного финансирования и продвижения уже готовых изделий.
Тем не менее, использование лишь одной системы "Сократ", как основы технологического управления экономикой недостаточно для обеспечения технологического отрыва от тех или иных стран и тем более для обеспечения конкуренции с Китаем. Технология может быть скопирована конкурентами, с использованием ее в дальнейшем для производства продукции, но с меньшей стоимостью. Это означает, что через короткое время после выпуска первых же образцов изделий на основе новой технологии она будет известна китайцам, которые не замедлят использовать ее в генерации новых изделиях и конкурировать с ними будет чрезвычайно сложно, вследствие прежде всего того, что на одного американского или российского специалиста приходится, соответственно, 13 или 100 китайских специалистов, а также более низкой себестоимости продукции.
Есть масса и других причин, вследствие которых реализовать технологическое преимущество в нынешних условиях не удастся - обеспечение конкуренции с Китаем (также и любыми другими конкурентами) возможно лишь при одновременном соблюдении нескольких требований:
(1) обеспечение себестоимости российской или американской продукции на уровне китайской;
(2) обеспечение проектирования технологий и миллионов наименований продукции (любой) и оборудования для их производства;
(3) обеспечение производства миллионов наименований продукции, устаревающей в течение 1 – 6 месяцев – это возможно когда оборудование способно оперативно переналаживаться на новый вид продукции.
Только в этом случае можно конкурировать с миллионами наименований постоянно обновляющейся продукции Китая и третьих стран.
Одновременное выполнение этих условий составляет коридор, в котором должна находиться любая инновационная программа, способная обеспечить конкуренцию с Китаем.
В силу того, что проект AIP (автоматизированная инновационная платформа), о котором уже упоминалось, является коммерческим, в данной статье будут показаны только экономические предпосылки решения (1) проблемы - обеспечение себестоимости американской (или российской) на уровне китайской.
(1) Обеспечение равной себестоимости продукции, произведенной в Китае и России.
Задача возврата производства анализировалась в различных работах. При этом в качестве основной причины снижения конкурентоспособности промышленности правильно назывались высокие внутренние издержки, а в качестве обеспечения конкурентоспособности предлагалось либо использовать меры протекционизма, либо манипуляции с валютой. Однако, как правильно отметил Владимир Мау в интервью "Газете.ру" - "аргументы, что низкий валютный курс стимулирует развитие производства, уже не работают: китайский импорт все равно оказывается дешевле", что объясняется как заниженным курсом юаня, так и тем, что в распределенной стоимости того или иного изделия, при равной стоимости материала и энергии, стоимость изготовления (амортизационные отчисления, зарплата и пр. производственные расходы) для стран Азии и США (или России) разные, но явно выше. При этом использование мер протекционизма по широкой номенклатуре товаров в условиях ВТО рассматривать не имеет смысла.
Тем не менее, имеется путь, позволяющий вернуть производство большей части номенклатуры товаров (и оборудования) в США (Россию) без потерь в заработной плате населения, манипуляций с валютой и введения мер протекционизма, с достижением лидерства во всех научно – технических секторах.
В силу обстоятельств, перечисленных ранее, в статье не рассматриваются меры протекционизма и операции с валютой.
Известно, что основными ключевыми характеристиками, определяющими спрос той или иной продукции, являются цена, а в конечном итоге - себестоимость и качественные характеристики изготовления продукции. При равных качественных характеристиках продукции, а также равной стоимости сырья и энергии, оборудования и других накладных расходов выигрывает страна (компания) в продукции которой наименьшая, распределенная на одно изделие стоимость рабочей силы (при сравнении США или России и, например, Китая - это Китай).
Уменьшить себестоимость большей части номенклатуры товаров возможно путем увеличения количества изготавливаемой продукции за единицу времени, что позволяет уменьшить распределенные на одно изделие производственные расходы, в т.ч. распределенную на одно изделие стоимость рабочей силы, при даже одновременном росте заработной платы.
При этом количество, выпускаемой за день продукции является функцией общих затрат на производство без учета стоимости материалов и комплектующих (далее расходы на производство) и себестоимости продукции, определяясь, приближенно, следующим соотношением:
количество продукции = расходы на производство / (k * себестоимость продукции)
Здесь к - расходы на производство в себестоимости продукции в относительных единицах (0-1).
Как показывают расчеты, уменьшение в себестоимости продукции доли распределенных - расходы на производство до уровня 10 - 15% себестоимости обеспечивает равную себестоимость товаров для идентичных автоматизированных производств в странах со средней заработной платой, отличающейся в 10 и более раз.Отличие состоит в том, что равный бюджет на зарплату может гипотетически обеспечить в Китае запуск дополнительных производств, с выпуском продукции в 2 раза больше, с большим в 2 раза доходом у предпринимателя.
Я не показываю соответствующие расчеты - они занимают достаточно большой объем - до 16 страниц.
Необходимо отметить, что при применении данной модели организации производства, в части дохода у предпринимателя, например, Россия становится инвестиционно в 5 раз более привлекательна, чем Германия и США, тем не менее проигрывая Китаю в части дохода, при одном и том же бюджете заработной платы, в 1.8 – 2 раза . Резюмируя, можно отметить, что предприятия различных стран, действуя в рамках описанной модели организации производства могли бы выпускать идентичные товары с одинаковой себестоимостью, несмотря на разницу в заработной плате в 10 и более раз.
При этом возможны два встречных процесса:
- бизнес будет стремиться в страны с более дешевой рабочей силой, в т.ч. и в Россию;
- рабочая сила будет стремиться в страну с большей зарплатой, прежде всего в США и Германию.
В какой - то момент миграция бизнеса и рабочей силы закончится с заработной платой во всех странах достаточно близкой, с тенденцией роста ее в дальнейшем в одинаковой мере для всех стран.
При развитии ситуации по этому сценарию:
- все страны будут выпускать идентичные по ценам те или иные товары, количество которых будет определяться только спросом внутри стран;
- заработная плата во всех странах будет стремиться к равновесной величине, с тенденцией к росту.
От идеи до производства
В настоящее время автор данной статьи получил приглашение возглавить проект, позволяющий заложить базу для обеспечения не только импортозамещения, но и перехода к 6-му технологическому укладу, с возвратом производства в России во всех сегментах.
Проект, даже в первой версии позволяет автоматизировать большую часть процессов, как при создании новых технологий, так и при проектировании новой продукции и соответствующего оборудования для ее производства, с обеспечением в дальнейшем ускоренного вывода в производство, с оперативной переналадкой оборудования на ту или иную продукцию в соответствии с требованиями рынка, с обеспечением при этом равной себестоимости российской и китайской продукции.
Ближайшим конкурентом одной из подсистем проекта - подсистемы генерации технологий может быть только система генерации технологии "Сократ" (США, ныне 3-я генерация, 1-я генерация была разработана в 1983).