Госдума поддержала в первом чтении очередные поправки в законодательство, касающиеся пенсионной реформы.
Проблемы в пенсионной реформе остро стоят не только в России, но и в Европе, и в США. Одна из главных составляющих, которая делает эту проблему сложной - общее старение населения. Если мы говорим не о развивающихся странах с высокой рождаемостью, то везде демографическая картина, в общем-то, одинакова. Количество детей в семьях очень небольшое, в некоторых странах просто не обеспечивается воспроизводство населения. Наша страна тоже приближается к этой ситуации.
Есть такой термин – демографическая пирамида. Стандартная пирамида – это когда следующее поколение приходит большим по численности - на смену предыдущему. Новое поколение, большее по численности, должно содержать выходящее на пенсию поколение, меньшее по численности. Но в развитых странах, в силу очень низкой рождаемости, пирамида уже имеет вид прямоугольника, либо и того хуже, когда следующее поколение в сравнении с уходящим меньше по численности. При этом нужно иметь в виду, что продолжительность жизни растет. Поэтому количество пенсионеров в расчете на одного работающего человека всё время возрастает. Соответственно, поддержка выходящего на пенсию населения, с точки зрения нагрузки на работающее поколение, также возрастает. Это действительно объективная проблема, которая существует - повторюсь - не только в России, но и в большинстве развитых стран. И основной вопрос заключается именно в этом.
Хочу отметить, что любые разговоры о страховом характере пенсии бессмысленны в таких обстоятельствах, потому что все страховые отношения построены с расчетом на нормальную пирамиду. И если бы в России повысилась рождаемость, то подобного рода нагрузка не вызывала бы никаких проблем в будущем. К сожалению, наша демографическая картина негативна.
По поводу накопительных схем пенсии - её самая главная идея в том, что можно определенную часть пенсии работающего населения превращать в некие активы, которые должны, как минимум, не падать в цене, а лучше расти, чтобы обеспечить эти пенсии. Но мы живем в условиях депрессивной экономики и количество инвестиционных активов, тем более активов высокого качества, которые могли бы служить этим целям, просто не достаточно для того, чтобы решить эту проблему. Соответственно, накопительная часть тоже не может служить гарантией.
На мой взгляд, решить проблему может только радикальный перевод пенсионных обязательств в сферу бюджетных отношений. Иначе говоря, пенсии должно выплачивать государство непосредственно из бюджета. Это единственное решение, и оно могло бы быть принципиальным. Но решиться на него наше нынешнее правительство не может. Поскольку либеральный крен в его мировоззрении, наоборот, заставляет действовать по логике, что государство должно снимать с себя максимум всяких обязательств в экономической и социальной сфере. Мы это знаем: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Бесконечные метания, которые мы наблюдаем в области пенсионной реформы все последние годы, свидетельствуют о глубоком непонимании фундаментального характера проблемы и неспособности найти в себе силы признать, что она решается только на путях бюджетных механизмов.