Пчёлко Александр, Поляк Григорий. Арифметика для 2 класса. 1957. — М. : Наше Завтра, 2022. — 128 с.
О том, что дважды два — четыре, человечество знает несколько тысяч лет. Но каждому из нас когда-то приходилось узнавать об этом заново и впервые для себя. И не только об этом, но также про сами понятия цифры, числа, правила их сложения, вычитания, умножения и деления. Причём этот процесс узнавания, как выяснилось, не сводится к заполнению уже готовых «ячеек памяти» — он влияет на формирование и освоение новых способов мышления. Наглядный пример тому — известная история с маленьким Карлом Гауссом, который, пока его одноклассники решали задачу о сумме чисел от 1 до 100, сразу дал правильный ответ — 5050, а на вопрос о том, как ему удалось его так быстро найти, ответил, что сложил два крайних числа этого ряда, 1 и 100, после чего умножит это цифру на количество таких пар в ряду, то есть на 50. Дело здесь, как вы понимаете, не в умении хорошо считать в уме, а как раз в ином способе мышления.
Простенькая на вид книжечка по арифметике для второго класса начальной школы в действительности представляет собой часть большого проекта по развитию у детей навыков математического мышления, который создавался Александром Спиридоновичем Пчёлко в течение почти четверти века и был обобщён в монографии "Методика преподавания арифметики в начальной школе" (1958), где не только давались теоретические обоснования, но и обобщался опыт преподавания по новым учебникам, выпущенным в 1954 году. С хронологической точки зрения учебники арифметики для 1-4 классов за авторством А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляка выходят за рамки «сталинской школы» (а преподавание по ним продолжалось вплоть до 1969 года), но по сути своей они являются одним из лучших продуктов её развития.
Неслучайно сейчас они заново востребованы и достаточно широко переиздаются: запрос на качественное образование в современном российском обществе чрезвычайно высок, а это образование лучше всего строить на качественном фундаменте, способном впоследствии выдерживать самые большие дополнительные нагрузки. Такой фундамент и помогают заложить в сознании ребёнка — даже современного, заражённого информационными вирусами, — учебники по арифметике почти 70-летней давности.
двойной клик - редактировать изображение