Патриотический постмодерн
Сообщество «Форум» 09:52 15 мая 2020

Патриотический постмодерн

Главный храм ВС РФ как символ безвременья
32

Итак, эпопея с храмом в парке "Патриот" вроде бы завершается. На самом деле она по хорошему даже и не началась. Поскольку в общественное пространство была нарочито вброшена частность, которая всех задела. Страсти и закипели. Однако обе стороны дискуссии прошли мимо главного. Главное же здесь вовсе не в изображении Сталина, Путина и Шойгу, а в том, что сам храм с художественной и религиозной т.з. - это типичный модернизм в традиционной оболочке. Но даже многие из тех, кто в других ситуациях упорно и убежденно борется против церковного модернизма, в данном случае горой стоят за храм («Сталина не замай!»). Уже немало материалов опубликовано о главном художнике проекта Даши Намдакове - буддисте с довольно-таки демоническим уклоном. Инициатива его приглашения принадлежит Шойгу. Как известно, он тувинец, а Тува - это традиционно буддийский регион. При этом представители РПЦ (такие, как о. Леонид Калинин) не увидели в происходящем ничего плохого. И вовсе не потому, что привыкли прогибаться перед властями. А потому, что скорее всего на самом деле искренне не увидели.

Убрать или не убрать пресловутые фрески - это глубоко второстепенный, конъюнктурный вопрос, поскольку здесь вся глобальная художественная концепция весьма далека от православной традиции. Федор Конь, Андрей Рублев и Дионисий просто перевернулись в своих гробах. Думаю, что Нестеров, Васнецов и Корин тоже. На фоне того убожества, которое можно сегодня лицезреть в главном храме ВС РФ, фрески в московском метро - выдающийся образчик монументальной живописи.

Советская культура была изначально богоборческой и выстраивала свой, новый культ, но там по крайней мере была какая-то логика, стройность концепции. Родина Мать на Мамаевом кургане, упомянутые фрески в метро, да даже и Мавзолей - это логично и серьезно само по себе, как бы к этому не относиться с позиций тех или иных религиозных идеалов и ценностей. Про все это можно сказать что угодно, кроме того, что там есть шиза и эклектика. Сегодня же, создавая новую гражданскую религию, у нас теряют как богоборческую цельность раннесоветской культуры, так и то преодоление богоборчества, которое происходило в культуре позднесоветской, взамен предлагая, не историческое, традиционное Православие (от него все это несоизмеримо далеко), но, по сути, вполне постмодернистское, эклектическое соединение всего со всем (ну, кроме нацизма, естественно). Храм в парке "Патриот" - это именно постмодернистский продукт, и не наличие или отсутствие в нем изображений тех или иных политических деятелей, а художественный эклектизм и беспомощность общей концепции вынуждает меня относиться к данному произведению более чем критически. То, что и многие "церковники" купились на сталинистско-антисоветские разборки, вместо того, чтобы говорить о главном - есть свидетельство серьезного вырождения и здесь, в этой части современного российского общества.

У Дионисия или художников советской эпохи, сколь бы они не противоречили друг другу, была внутренняя цельность, выражавшаяся и в цельности их произведений. Это была классика с ее логоцентризмом, наличием веры в абсолют (какой – это следующий вопрос) и продуманной иерархией. Все это невозможно без духовной глубины, наличия классической матрицы сознания. Если есть классическая матрица, то дальше можно говорить о том, чем ее конкретно наполнить. И в конечном счете в русской традиции все равно рано или поздно начинает преобладать православный взгляд на мир (как это уже и начинало происходить в позднесоветскую эпоху). Сегодня разрушена сама матрица, поэтому наша современность (точнее, уже постсовременность!) и не может породить ничего, кроме беспомощного барахтанья в море симулякров, цепляния за какие-то остатки исторической памяти, которая тоже уже сильно нагружена новыми мифами. «Православие» становится во всем этом не источником духовной глубины и цельности (без чего невозможна вообще никакая традиция), а всего лишь условным маркером, за которым может скрываться что угодно. Но и это, то, что скрывается, в свою очередь, ничего серьезного в себе не несет. Просто очередной ярлык, который притворяется формой некоего содержания, и немалому числу людей кажется, что ничего другого вообще нет и никогда не было. Но снаружи выглядит мощно.

При этом многие полемисты воспринимают все всерьез. Да будет вам, господа! Какая уж там «религия войны»! Если бы было хотя бы так! Беспомощное барахтанье в воспоминаниях, попытка примазаться к победам прошлых поколений, не имея собственных…

Меньше всего хотелось бы как-то принижать творчество г-на Намдакова. Это очень известный и весьма талантливый художник. Я бы у себя дома его работы не стал держать, но это вопрос моего личного выбора, основанный на художественном вкусе и религиозных предпочтениях. Сам по себе он, конечно, имеет право на полноценную реализацию своего творческого потенциала. Естественно, в публичном пространстве. Как, впрочем, и православные люди, еще сохранившие адекватное представление о собственной традиции, имеют право иметь кардинально иные художественные предпочтения. Но поскольку его творческая энергия устремлена в сторону, фундаментально противоположную православной традиции, видимо, правильнее всего было бы предоставить ему возможность творческой самореализации где-нибудь подальше от Православной Церкви. Буддист, руководящий оформлением православного храма – это постмодерн в чистом виде.

Зачем вообще нужен этот храм в парке «Патриот»? Почему нужно всюду совать какое-то неоправославие, из которого убрана, можно сказать, старательно выполота органичная связь с собственной традицией? Если в данном случае перед нами военный, армейский комплекс, то не логичнее было бы в центре его возвести памятник героям войны? Например, тем безымянным воинам, чьи не погребенные останки до сих пор в немалом количестве наполняют наши леса?

Думаю, что сей шедевр архитектуры и монументальной живописи решительно не понравился бы ни Сталину, ни нашему святому Царю Мученику. Там с художественным вкусом и пониманием культуры дело обстояло качественно лучше…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
15 мая 2020 в 05:06

Хороший материал, для обсуждения без истерик, по большому счету. Вот, к примеру, автор упрекает, что все клюнули на мелочь - фрески святого Владимира и Сергия, не заметив главного, нелепость самого храма. Не совсем так, эта идея давно витает в воздухе, неоднократно озвучивалась. Для меня с момента сбора денег на его строительство.

Не соглашусь с автором, что Советская страна была богоборческая , это опять же черный и неблагодарный миф. Автор под эту теорию даже подверстывает монументальное искусство, скажем памятник Родина-мать. Красная цивилизация никогда не была богоборческой. Да часть клириков понесли заслуженное возмездие - за Иудин грех всего клира, за то, что встали на сторону разношерстного Белого по названию и Черного по сути движения. Одним словом - это навет!

Именно народ, простолюдин построил страну светского христианства, со символами величия, прекрасными во всех отношениях. Скажите, автор, разве Храм науки на Ленинских горах он плох и вступает в противоречие с канонами времен Рублева и Феофана Грека. И уж никак не уступает ХХС. И то, что Христос был распят дважды, то неоспоримый факт, но это отдельно.

А вот то, что учинили современные клирики и МО, то вами точно подмечено - это религиозный пост модерн. Правда вы немного дисориентируете. В начале текста называете это модерном, затем - постмодерном. А это именно религиозный пост-модерн, времен пост правды.

15 мая 2020 в 11:02

Я не говорил, что вся советская культура была богоборческой. Писатели-деревенщики, композитор Свиридов, Илья Глазунов, Анна Ахматова и многие другие - они мыслили и творили в русле как раз христианской традиции. Но начальный большевистский импульс был, конечно, богоборческим, здесь мы с Вами никогда не сойдемся. Все это постепенно преодолевалось в позднем СССР, но тут произошла новая революция, в ходе которой ломали классическую матрицу сознания. В итоге имеем поколение ЕГЭ и прочее. А про модернизм в начале это я сознательно написал для тех, кто с ним борется в Церкви, а тут начал петь дифирамбы. Это неточное, так сказать, обыденное выражение в данном случае. В итоге постмодерн, конечно.

15 мая 2020 в 15:00

Илья Глазунов, Анна Ахматова - есть перевёртыши. Нечего из них лепить героев нашего времени.
Лично по мне, так в Новом Мире Лучший Храм это Хорошая Школа и Университет, а так же качественная и достойная Больница. И всё это доступно одинаково всем и каждому Человеку.
Нынешние же перевёртыши всё сделали наоборот, - Больницы и Школы ликвидировали почти наполовину, - а новоделов, которые этого Семенко не возбудили до этого, - понастроили.

15 мая 2020 в 05:07

Мой вам искренний плюс.

15 мая 2020 в 05:38

Уже немало материалов опубликовано о главном художнике проекта Даши Намдакове - буддисте. Инициатива его приглашения принадлежит Шойгу. Как известно, он тувинец, а Тува - это традиционно буддийский регион. При этом представители РПЦ (такие, как о. Леонид Калинин (еврей) ) не увидели в происходящем ничего плохого. ==========.

Очень смешно, тувинец приглашает тувинца оформить декор, одобряет еврей а строят таджики-узбеки. А на корячках значит Ванькам ползать.

15 мая 2020 в 06:34

Владимир Петрович,разве в Сретенском монастыре новодельный храм Новомучеников чем-то принципиально отличается от этого воинского храма? Мне кажется ничем,может быть только он чуть-чуть культурнее храма МО,не такой зверский,всё-таки это центр Москвы.

Но то,как роскошный,шикарный,огромный новодельный храм нагло выпер на переферию из общего пространства монастыря главный его исторический храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери - это тоже модерн,постмодерн и всё такое. К Православию это тоже имеет мало отношения.
Для чего стоили,для богатых людей,которые в центре живут? Для больших пожертвований,для борьбы с Советским прошлым?

15 мая 2020 в 10:13

Теперь,когда Шойгу станет креститься перед Парадом Победы,многие с ухмылкой посмотрят на это действие.

15 мая 2020 в 10:17

Лучше бы этого не начинал делать и не делал бы в будущем.

15 мая 2020 в 10:56

К тому храму немало вопросов богословского плана, но в целом он интересный весьма. Могу привести другой пример современной церковной архитектуры, который мне в целом очень нравится - новый собор в Переделкино. Вот это действительно органичное сочетание модерна и традиции. Ну, внутри подпортили обилием софринского золота. Без этого у нас не могут, видимо.

15 мая 2020 в 08:05

""Там с художественным вкусом и пониманием культуры дело обстояло качественно лучше…"

Все было том, в модерне, нынче, в модерне ничего нет - одна шиза.

15 мая 2020 в 09:58

Страшная штука - искусство! Особенно - искусственное...

15 мая 2020 в 12:15

"Советская культура была изначально богоборческой" ?

Может антирелигиозной? Так ведь религия к Богу отношения не имеет. Или вы что, всерьёз думаете, что махать кадилом - это значит Богу служить? А устанавливать социальную справедливость - это "богоборчество". Богоборчество - это кресты ставить на могилах Советских солдат... Это "бессмертный полк" без Советских знамён и Коммунистической символики.

15 мая 2020 в 15:20

Виктор, мы однако вместе вычленили настоящее богоборчество в этом прихлебателе культу золотого тельца = капитализму = сатанизму. Фарисею и садукею есть имеющемуся в своей истинной сути.

15 мая 2020 в 15:25

Виктор, вы правильно подметили, что махать кадилом - это не значит, что этим Богу служить. Настоящее служение также не в посте и молитве находится, - это путь только для начинающих духовных младенцев.
Настоящее Служение Богу - это стремление к утверждению Нового Мира.
А такие как Семенко, они только лишь предатели СССР, а значит и Нового Мира и Бога Живого.

15 мая 2020 в 14:31

"Советская культура была изначально богоборческой".
За такое утверждение гореть вам в аду Семенко.
Советская Культура Созидала именно Новый Мир по Заветам Иисуса Христа, - как Первого Коммуниста и Интернационалиста на Земле. А Бог Он как известно в Духе Правды и Действия находится, а не там где талдычат по фарисейски, а в духе с Богом даже близко не находятся.
В конечном итоге сам ты Семенко есть предатель СССР = Нового Мира, поэтому и не понимаешь всех попыток Преображения в среде тех, кто к этому стремится от чистого Сердца.

16 мая 2020 в 21:10

"За такое утверждение гореть вам в аду Семенко"
- Пусть сначала расскажет, что имел в виду!

15 мая 2020 в 19:25

В своем крайнем выступлении на Ютубе "Перспективы светлые" Андрей Девятов, бывший полковник ГРУ и основатель направления - небополитика, прошелся по этому храму через символы и другие разведпризнаки с точки зрения орденской разведки. Цвет храма черно-серо-зеленый - это цвет Ада! Считает, что это будет последним пристанищем Путина, куда бы его не захоронили первоначально. И проводит аналогию с Борисом Годуновым, имевшим незаконные поползновения на царствование.

В любом случае это нечто сатанинское, что не удивительно для представителя масонерии Шойгу. Подкрепляет такой вывод и строительство там же инфекционного концлагеря смерти!

15 мая 2020 в 21:40

Круги на полях......

15 мая 2020 в 21:49

Конечно, было бы хорошо, если бы храм помолившись сработал расторопный ярославский мужик в ремешке, перетягивающем волосы, но…
Но не переживайте, что архитектор буддист – всякая душа христианка.
Не расстраивайтесь, что постмодерн – лучшие люди ругали Эйфелеву башню, а теперь она символ Парижа.
Не бойтесь, что цвет зелёный – тут кто-то волновался, что хорошая наводка для врагов, так будет маскировка.
Не задавайтесь вопросом, почему в парке «Патриот» - Дух дышит, где хочет.
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»

15 мая 2020 в 22:04

Отличный храм! Жаль только фрески позбивали с этими, совремёнными...Это храм-памятник нашему мрачному времени. По крайней мере, откровенно показан цвет православия. Вспомним как оформлен конференц-зал в ватикане (см.) Там по центру распятие в риптилоидной интерпретации. Не постеснялись ведь. А в ватикане величайшая в мире наворованная библиотека и если они выставили такое изображение, значит знают нечто, чего мы не знаем. Так и тут. Вот в русских былинах образ церкви как изображён?("Михайло Потык"(см) Там богатырь встречает деву- оборотня и колдунью Марью лебедь БЕЛУЮ (в вар. Авдотья Лиходеевна). Она вынуждена прикинуться таковой, чтобы Михайло взял её замуж (правда потом она сводит его в могилу), но это оборотень -"лебедь белая" прям как храмы на Руси. А этот храм без всякого "оборотничества", такой какой и должен быть. По крайней мере грамотный человек увидит и отшатнётся в ужасе.

16 мая 2020 в 00:47

Главный имперский храм России тоже строил не православный, и тоже эклектичен, но впечетляет, побольше бы такой эклектики. В храме Новоиерусалимского монастыря есть что-то эклектичное, от еврейской синагоги. Само российское Православие, это эклектика иудаизма, византийства, язычества, католицизма, так что если в нынешнем храме присутствуют буддистские мотивы, то это в русле российской православной традиции, впитывающей в себя традиции верований разных народов – это имперский, интеграционный стиль, его развитие, постмодерн, как на полотнах Глазунова. Хорошо, что в России будет и такой храм, и буддистам приятно, а то у всех конфессий в москве есть храмы, а у них нет, вот теперь будет и и у них место паломничества.

16 мая 2020 в 06:50

образование может искалечить тракториста так, что пропадёт не только урожай, но и все колхозы со страной.

16 мая 2020 в 09:26

=====Алексей Громов==Очень смешно, тувинец приглашает тувинца оформить декор, одобряет еврей а строят таджики-узбеки. А на корячках значит Ванькам ползать======

Даши Намдакове не просто тувинец, а практикующий буддист. Но хорошо известно, что все буддисты начисто отрицают Бога творца и бессмертие души. С точки зрения православных традиций, допускать таких людей к строительству православных храмов нельзя. Точно также нельзя допускать строить храмы неправославным китайцам, таджикам и узбекам.
Храм есть Дом Божий. И с самых наидревнейших времен строительство храмов и их украшение почиталось подвигом благочестия. Посторонние люди иного исповедания к такому строительству никогда прежде не допускались. То что такое сегодня происходит, говорит о деградации, вырождении и полной потере понимания что можно делать, а чего нельзя.

Этот новый храм от верха до низа построен на нумерологии:
Диаметр барабана главного купола составит 19,45 метров. 1945 год — окончание Великой отечественной войны. Диаметр самого купола - 22,43 метра. В нем будет восемь окон. В этих цифрах зашифровано точное время подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии - 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты.
Высота звонницы составит 75 метров. В 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.
Высота малого купола составит 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне. При этом купол храма представляет собой шлем святого благоверного князя Александра Невского.
Высота Храма вместе с крестом по проекту составит 96 метров - в 960 году родился Святой князь Владимир, в честь которого будет освящен нижний храм.
В основание храма вбито 435 свай, длина каждой из которых - 15 метров. Сумма цифр 4+3+5 равняется числу 12, что соответствует числу апостолов.

Это полный отстой. Православный храм ВСЕГДА строится для молитвы, а не для
иных целей, не для разгадывания числовой каббалистической нумерологии, и всякого рода шарад и ребусов.

Этот храм не может вообще называться православным. Потому что для этого нет никаких оснований. Если называть его "православным", то обязательно надо ставить кавычки.

Кто будет молиться в этом храме? То, что это будут настоящие, а не ряженые православные, сильно сомневаюсь. А то что этот храм будут посещать, восторгаться и участвовать в богослужениях те кто называет себя "православными", в том не может быть ни малейших сомнений.

16 мая 2020 в 10:47

А, интересно, рекордное колличество погибших, послевоенную судьбу фронтовиков и искалеченных, проигрыш в холодной войне, как продолжение ВОВ, слив империи-победительницы, опускание потомков-победителей, разграбление и поругание страны-победительницы и пр. не как в цифрах не увековечили? А как же, в конце концов, сама православная символика, так напоминающая нацистскую?.. Вопросов больше, чем ответов.

16 мая 2020 в 10:07

Я уже писал о том, что этот храм нарушает церковные традиции.
Говорил, что стены этого храма возводятся из бетона. Что это значит? То что будет очень плохая акустика. Чтобы был слышно слова священника в алтаре или диакона на амвоне, и чтобы можно было разобрать слова песнопения, то потребуются микрофоны и прочая акустическая аппаратура. Стало быть вместо живого пения, вполне можно будет запустить фонограмму.
Теперь о куполах. Купола этого нового храма "облицованы листами нержавеющей стали с односторонним напылением нитридом титана золотистого оттенка".
Этого делать нельзя. Это АБСОЛЮТНО недопустимо, потому что в церкви не должно быть абсолютно никакой имитации, все должно быть натуральным. (никаких микрофонов и пение под фонограмму. Только живой голос).
А нитрид титана, является всего лишь имитацией, эрзацем, поделкой под золото.
Для православного человека золото в первую очередь всегда является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы.
Как пел Владимир Высоцкий:
"Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал"….
А что символизирует металл титан? Известно, что он был назван в честь одного из титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Геи. Если у греков титан, это богоборец Прометей, то в Библии это Денница, Люцифер, дракон, сатана. Люцифер - несущий свет, Денница - светозарный.
Так что свет, который исходит от покрытых титаном куполов - символизирует свет не Христа а Люцифера, свет падшего ангела и богоборца.
Убежден, что из всех возможных средств имитации золота, металл с названием "титан" был выбран далеко не случайно. Ведь существует множество имитаций под-золото, но из всех выбрали именно эту.

Как известно, миром правят не слова, а знаки и символы. Поэтому понимание смысла и значения знаков и символов - архиважно.

16 мая 2020 в 10:47

В народе этот новый называют "камуфляжный собор" из-за серо-зелёного цвета.
Что такое камуфляж?

Камуфляж - это мимикрия, маскировка для того чтобы не обнаружили.
Этот храм называется Храм Воскресение Христа.
Стало быть такой необычный окрас храма, можно толковать как попытку – закамуфлировать это событие(Воскресение Христа).
Но Христос говорит, что камуфяж не нужен. И что надо не маскироваться надо, а : "Проповедуйте Евангелие всей твари". Напомню, что в Евангелии центральное событие – Воскресение Христа.
Также сказано: "Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет". (Лук.11:33)

Тогда возникает вопрос. От кого проектировщики это храма, хотели камуфляжем скрыть факт Воскресения Христа?

Еще можно отметить, что такая маскировка, говорит о том, что проектировщики не надеются на Бога. Они надеются только на себя.
Они этим камуфляжем как бы говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Береженого, Бог бережет. Потому что для них никакой гарантии на то, что Бог защитит, нет.

Только так, окрас этого неправославного и "камуфляжного храма", можно трактовать символически и раскрыть его истинный смысл.

16 мая 2020 в 11:26

Совершенно глупые,делетантские умозаключения. Это от безделья.

16 мая 2020 в 12:30

«Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Рутц свою старую портянку, и аж заколдобился: "Ничего ещё раз сгодится"

16 мая 2020 в 13:56

=====Борис-309 Потапов-846==Не расстраивайтесь, что постмодерн – лучшие люди ругали Эйфелеву башню, а теперь она символ Парижа======

Церковное и светское - две большие разницы. Если сооружение светское, то каждый вправе высказывать свое личное мнение и вкусовые пристрастия.
Но если храм строят и называют православным, то мы должны обсудить в начале, соответствует храм православным канонам и традициям или не соответствует. А нравиться что в этом храме или не нравиться – это второстепенно и третьестепенно.

=====Не задавайтесь вопросом, почему в парке «Патриот» - Дух дышит, где хочет=====

Совсем напротив. Надо задаться вопросом и определиться, какой "дух" дышит в храме и парке.

=====Всегда радуйтесь======
И когда на лоб или на руку чип пришпандорят, тоже надо будет радоваться и веселиться?

16 мая 2020 в 14:25

====Борис-309 Потапов-846===«Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко======

Понятно. Когда возразить нечем – всегда переходят на личность. В методичке для форумных троллей, даются рекомендации, что когда аргументы закончились, надо не только перейти к обсуждению личности но и придираться к не туда поставленной запятой, несогласованию падежей, опискам, стилистике и пр.
Так что можно и дальше продолжить следуя методичке.

16 мая 2020 в 17:20

У вас нудные, длинны тексты - "портянки", называются, а тут повторение с изменениями и дополнениями. Скучно. Хотел пошутить. Обидеть не хотел. Извините.

16 мая 2020 в 20:00

====Борис-309 Потапов-846====У вас нудные, длинны тексты - "портянки", называются, а тут повторение с изменениями и дополнениями======

А кто вас, уважаемый Потапов принуждает читать мои тексты? Не нравится, не читай.

==== Скучно. Хотел пошутить. Обидеть не хотел. Извините======

Мне не за что извинять. Лично меня "обидеть" можно только в одном и единственном случае, если высказать одно только предположение, что я вообще способен на кого то обижаться.
Повторяю еще раз, с изменениями и дополнениями. Про меня можно писать и говорить все что угодно, что кому заблагорассудится.
С моей стороны никаких "обид" не будет. Это полностью исключено. Гарантирую и обещаю на все 100%.