Патриарх возмутился «волюнтаризмом» Минпросвещения, которое кулуарно попыталось убить предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов РФ» (это инициатива Кирилла), превратив его из отдельной программы в часть курса «История нашего края».
Понятно, что эти обвинения относятся лично к Кравцову, который объективно является одним из слабейших министров в кабинете Мишустина и должен быть заменён. То, что им возмутился сам Патриарх, делает судьбу Кравцова предрешённой, хотя, убеждён, он попытается оправдаться и сделать вид, что это случайная ошибка.
Однако потенциальное урезание ОДНКР — это далеко не самое худшее, что произошло в образовании. Как я регулярно говорю со слов преподавателей, школа при Кравцове переживает серьёзную деградацию вопреки бравурным отчётам министра президенту о некоем нравственном возрождении в образовании.
Первое - несмотря на красивые и правильные слова, в школе по-прежнему господствует принцип "образовательных услуг", многие из которых коммерциализованы (прежде всего, подготовка к ЕГЭ, которая невозможна без платных репетиторов).
Второе — в школе по-прежнему не возвращено почётное отношение к учителям, у них нет реальных механизмов воспитания и устрашения разнузданных детей. Школьники открыто ругаются матом в коридорах, а учителя загнаны бюрократией и погоней за программой. Министерство не видит в учителе человека, который формирует личность детей, оно видит в учителе человека, который должен писать красивые отчёты.
Третье — школы по-прежнему переполнены (в крупных городах), учителя работают на две ставки, нередко по две смены. Огромный дефицит кадров, молодые не выдерживают сумасшедшей нагрузки и быстро уходят. Нередко предметы ведут непрофильные учителя.
Четвёртое — несмотря на гимны, разговоры о важном и советников по воспитанию патриотическое воспитание на очень невысоком уровне. Зачастую все эти инициативы превращены в мероприятия для галочки, такое отношение передаётся детям. К примеру, тема СВО вообще не заметна в школьной жизни, если только отдельные учителя сами не организовывают сбор помощи раненым или приглашают ветеранов.
Пятое — учебные программы по-прежнему полны странностей и перекосов, где-то огромный перегруз данных, а где-то примитивная подача. Учебники составлены так, что в них нет правил — чтобы ученик искал их в Интернете (ага, именно это он будет делать без пригляда родителей). Несмотря на процесс стандартизации учебников, их по-прежнему очень много, и даже в соседних школах программа может сильно отличаться, так как много отдано на откуп учителям.
Так что проблема с ОДКНР — это капля в море того безобразия, что происходит в школах. Собственно, сам этот предмет преподаётся абы как и нередко воспринимается родителями как досадная нагрузка. Вообще, при таком раскладе даже удивительно, что среди наших школьников много порядочных ребят и даже героев, которые спасали людей в Крокусе.
Школьное образование требует серьёзного переосмысления — не очередной реформы, а возвращения к практикам классической традиционной школы, когда не гнались за баллами и отчётами, а думали о воспитании человека.