Авторский блог Алексей Гордеев 00:00 16 мая 2013

Патриарх в Китае

Вре­мя для ви­зи­та бы­ло вы­бра­но бо­лее чем сим­во­ли­че­с­ки — ведь, что бы ни го­во­ри­ли про улуч­ше­ние сна­ча­ла со­вет­ско-ки­тай­ских, а за­тем и рос­сий­ско-ки­тай­ских от­но­ше­ний, по­сле смер­ти Ста­ли­на, а в осо­бен­но­с­ти — по­сле ХХ съез­да КПСС — они, мож­но ска­зать, умер­ли, и в этом по­смерт­ном, тлен­ном со­сто­я­нии пре­бы­ва­ют вот уже поч­ти 60 лет

В Свя­тую Сед­ми­цу, ког­да пра­во­слав­ная цер­ковь сла­вит Вос­кре­се­ние Хри­с­то­во, на­чал­ся ви­зит па­т­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла в Ки­тай.
То есть вре­мя для ви­зи­та бы­ло вы­бра­но бо­лее чем сим­во­ли­че­с­ки — ведь, что бы ни го­во­ри­ли про улуч­ше­ние сна­ча­ла со­вет­ско-ки­тай­ских, а за­тем и рос­сий­ско-ки­тай­ских от­но­ше­ний, по­сле смер­ти Ста­ли­на, а в осо­бен­но­с­ти — по­сле ХХ съез­да КПСС — они, мож­но ска­зать, умер­ли, и в этом по­смерт­ном, тлен­ном со­сто­я­нии пре­бы­ва­ют вот уже поч­ти 60 лет.
Не­до­ве­рие, не­по­ни­ма­ние, на­сто­ро­жен­ность, а по­рой, как во вре­ме­на "куль­тур­ной ре­во­лю­ции" и со­бы­тий на Да­ман­ском, от­кры­тая враж­деб­ность — всё это на­столь­ко да­ле­ко от по­ис­ти­не брат­ских от­но­ше­ний меж­ду дву­мя ве­ли­ки­ми на­ро­да­ми по­сле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны ("Рус­ский с ки­тай­цем — бра­тья на­век!"), что воз­рож­де­ние, вос­кре­ше­ние этих от­но­ше­ний ви­дит­ся се­го­дня не­воз­мож­ным, не­ве­ро­ят­ным чу­дом — тем бо­лее, что за это вре­мя Ки­тай фак­ти­че­с­ки пре­вра­тил­ся во вто­рую сверх­дер­жа­ву со­вре­мен­но­го ми­ра, а Рос­сия, по­те­ряв уже боль­ше чет­вер­ти ве­ка ис­то­ри­че­с­ко­го вре­ме­ни, на­про­тив, пе­ре­жи­ва­ет эпо­ху но­вой сму­ты и раз­дроб­лен­но­с­ти.
Тем не ме­нее, на­ша стра­на бла­го­да­ря её при­род­ным бо­гат­ст­вам, на­ли­чию фун­да­мен­таль­ной на­уки и вы­со­ких тех­но­ло­гий, а так­же зна­чи­тель­но­го ар­се­на­ла ядер­но­го ору­жия пред­став­ля­ет со­бой — на­ря­ду с США и КНР — од­ну из сто­рон "гло­баль­но­го тре­у­голь­ни­ка" XXI ве­ка — тре­у­голь­ни­ка да­ле­ко не рав­но­сто­рон­не­го, тре­у­голь­ни­ка очень "не­пра­виль­но­го", но, тем не ме­нее, яв­ля­ю­ще­го­ся тем фун­да­мен­том, на ко­то­ром сто­ит со­вре­мен­ный мир.
Как со­об­ща­ет сайт Па­т­ри­ар­хия.ру: "В со­став офи­ци­аль­ной де­ле­га­ции, со­про­вож­да­ю­щей Его Свя­тей­ше­ст­во, вхо­дят: пред­се­да­тель От­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей Мос­ков­ско­го Па­т­ри­ар­ха­та ми­т­ро­по­лит Во­ло­ко­лам­ский Ила­ри­он; ру­ко­во­ди­тель Ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но­го се­к­ре­та­ри­а­та Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хии епи­с­коп Сол­неч­но­гор­ский Сер­гий; пред­се­да­тель Си­но­даль­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го от­де­ла В.Р. Ле­гой­да; за­ме­с­ти­тель пред­се­да­те­ля От­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ба­ла­шов; по­мощ­ник пред­се­да­те­ля ОВЦС про­то­ди­а­кон Вла­ди­мир На­зар­кин; ру­ко­во­ди­тель лич­но­го се­к­ре­та­ри­а­та Свя­тей­ше­го Па­т­ри­ар­ха М.Г. Кук­сов.
В пе­кин­ском аэ­ро­пор­ту "Шо­у­ду" Пред­сто­я­те­ля Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви встре­ча­ли за­ме­с­ти­тель ди­рек­то­ра Го­су­дар­ст­вен­но­го уп­рав­ле­ния по де­лам ре­ли­гий при Го­су­дар­ст­вен­ном Со­ве­те КНР Чжан Лэ­бинь, Чрез­вы­чай­ный и Пол­но­моч­ный По­сол Рос­сии в Ки­тае А.И. Де­ни­сов".
Не­смо­т­ря на столь низ­кий — по су­ти, ми­ни­маль­но до­пу­с­ти­мый — уро­вень дип­ло­ма­ти­че­с­ко­го про­то­ко­ла, со­сто­я­лись встре­чи Па­т­ри­ар­ха Ки­рил­ла с пер­вы­ми ли­ца­ми КНР, в том чис­ле — с Пред­се­да­те­лем КНР Си Цзинь­пи­нем.
Бес­пре­це­ден­тен и сам ви­зит ре­ли­ги­оз­но­го де­я­те­ля та­ко­го ста­ту­са в "крас­ный Ки­тай", и его дип­ло­ма­ти­че­с­кое на­пол­не­ние. Сто­ит от­ме­тить, что в ию­не про­шло­го го­да со­сто­ял­ся "под­го­то­ви­тель­ный" ви­зит в КНР де­ле­га­ции РПЦ во гла­ве с ми­т­ро­по­ли­том Ила­ри­о­ном, и про­ве­ден­ная тог­да ра­бо­та, су­дя по все­му, не про­па­ла да­ром.
В Ки­тае со­хра­ня­ет­ся ус­той­чи­во от­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние к ре­ли­ги­ям, осо­бен­но — к хри­с­ти­ан­ст­ву, ко­то­рое для Ки­тая свя­за­но го­да­ми по­ли­ти­че­с­ко­го уни­же­ния, ино­ст­ран­ной ко­ло­ни­за­ци­ей, "опи­ум­ны­ми вой­на­ми" и так да­лее. В ча­ст­но­с­ти, во вре­мя вос­ста­ния ихэ­ту­а­ней в 1901 го­ду от рук вос­став­ших по­гиб­ли 222 пе­ре­шед­ших в пра­во­сла­вие ки­тай­ца, поз­же ка­но­ни­зи­ро­ван­ные Рус­ской пра­во­слав­ной цер­ко­вью в сон­ме но­во­му­че­ни­ков. По­это­му пе­кин­ское ру­ко­вод­ст­во дер­жит все церк­ви в же­лез­ных ру­ках. Ес­ли вы при­хо­ди­те в цер­ковь, то вам ее от­кры­ва­ют на вре­мя, но она всё рав­но при­над­ле­жит го­су­дар­ст­ву, и за ча­сы ра­бо­ты го­су­дар­ст­ву долж­на быть за­пла­че­на круп­ная сум­ма, ис­чис­ля­е­мая сот­ня­ми дол­ла­ров. Ки­тай смо­т­рит на хри­с­ти­ан­ские церк­ви как на ин­ст­ру­мент ино­ст­ран­но­го вли­я­ния — то есть при­мер­но так, как Кремль се­го­дня смо­т­рит на "не­пра­ви­тель­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции", ко­то­рые фи­нан­си­ру­ют­ся из-за ру­бе­жа.
Поэтому поездку патриарха Кирилла в КНР можно считать результирующим вектором двух очень благодатных для России тенденций: с одной стороны, активной политической позиции самого предстоятеля РПЦ (в этой связи вспоминаются его визиты на Украину и в Польшу), а с другой стороны — желанием китайского руководства не просто улучшать отношения с Кремлём, но вернуть этим отношениям характер истинного союзничества и братства, что невозможно без признания и уважения как его политического достоинства, так и его традиционной мировоззренческой основы, которой для России на протяжении последней тысячи лет является пра­во­сла­вие.
Та­ко­му раз­ви­тию си­ту­а­ции пре­пят­ст­ву­ет мощ­ное про­за­пад­ное лоб­би в ны­неш­нем рос­сий­ском ру­ко­вод­ст­ве, ко­то­рое раз­ду­ва­ет ан­ти­ки­тай­ские на­ст­ро­е­ния в на­шем об­ще­ст­ве, вся­че­с­ки пы­та­ясь ос­ла­бить со­труд­ни­че­ст­во двух ве­ли­ких дер­жав Ев­ра­зии и все­го со­вре­мен­но­го ми­ра, а ес­ли по­лу­чит­ся — то и спро­во­ци­ро­вать чрез­вы­чай­но вы­год­ный США и их са­тел­ли­там кон­фликт меж­ду Рос­си­ей и Ки­та­ем. Это же про­за­пад­ное лоб­би са­мым ак­тив­ным об­ра­зом вы­сту­па­ет про­тив Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви и про­тив её пред­сто­я­те­ля, ко­то­рые от­ста­и­ва­ют пра­во на­шей стра­ны на соб­ст­вен­ную иден­тич­ность в со­вре­мен­ном ми­ре. По­это­му ви­зит па­т­ри­ар­ха Ки­рил­ла в КНР мож­но счи­тать не­об­хо­ди­мым ша­гом в де­ле про­ти­во­сто­я­ния на­ро­дов ми­ра аме­ри­кан­ско­му гло­ба­лиз­му.

1.0x