Среди многих известных пасхальных традиций есть одна, пожалуй, самая распространенная – красить на Пасху яйца. Откуда она берет начало? Церковное предание донесло до нас следующую историю:
После Воскресения и Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Мария Магдалина пришла к кесарю Тиберию, правившему тогда Римской Империей, в состав которой входила и Иудея, где и происходили почти все события, описанные в Новом Завете.
В те времена при аудиенции у царя принято было приносить дар. Что могла принести женщина, раздавшая свое имущество и последовавшая за Христом? Она принесла яйцо. Но скромный дар этот содержал в себе особый смысл, ведь яйцо – древний символ начала жизни и возрождения.
Мария пришла к правителю с проповедью, поэтому, протянув ему свой дар – яйцо, сказала: «ХРИСТОС ВОСКРЕС!» На что удивленный император воскликнул: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это поверить также трудно, как в то, что это белое яйцо может стать красным». И в ту же минуту это самое яйцо изменило свой цвет, – из белого стало красным. Но красным стало не только пасхальное яйцо, красный цвет стал символом Пасхи, напоминая нам о пролитой на кресте Крови, все омывшей и преобразившей. И мы, вслед за святой равноапостольной Марией Магдалиной, одаривая пасхальным яичком, говорим: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Есть в России и еще одна распространенная «традиция» – ходить на Пасху на кладбище, но, в отличие от первой, возникшая совсем недавно – всего несколько десятков лет назад. Но, Церковный Устав исключает поминовение усопших не только в самый день Пасхи, но и во всю последующую неделю, именуемую Светлой седмицей, даже новопреставленных в эти дни не отпевают, - над ними вместо обычного Последования поется Пасхальный канон. Почему? Потому что Пасха – торжество вечной жизни, упразднение смерти. Во всю Светлую седмицу в храмах открыты Царские Врата, символизируя распахнутые двери Царствия Небесного, а в Царствии Небесном - нет смерти. Откуда же тогда возникла эта «традиция»?
После революции 1917 года советская власть начала непримиримую борьбу с Церковью Христовой, закрывались храмы, верующие подвергались преследованиям. Для большинства верующих единственным местом, где можно было собраться вместе и помолиться на Пасху, были кладбища, при которых кое-где даже уцелели храмы. Не для поминовения усопших, и тем более не для того, чтобы выпить и поесть, ходили они на Пасху на кладбища. Трапеза и, тем более, выпивка на кладбище – традиция языческая и ничего, кроме огорчения нашим усопшим она не приносит. Утешением для них является наша молитва, панихиды, отслуженные на их могилках, да еще милостыня, за них раздаваемая. Но всему свое время. И Церковный Устав отводит для этого особый день – второй вторник после Пасхи, именуемый Радоницей. В этот день православные приходят на кладбище к своим усопшим с пасхальной вестью, служат панихиды, молятся о них, веря, что у Бога все живы.
Есть предание о преподобном Дионисии, по прозвищу Щепа. В 1463 году, на Пасху, он спустился в пещеры, чтобы покадить во время пасхальной утрени. Дойдя до места, которое называлось «община», от переполнившей его радости Дионисий воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!». И вдруг в ответ Дионисию из гробов грянуло дружное: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!».