Авторский блог Виктор Кузнецов 16:29 10 августа 2019

Партийные комитеты закрытых городов Челябинской области: анализ рассекреченных архивных документов

Городские комитеты КПСС были созданы в закрытых городах Урала в 1956 году на базе функционировавших политических отделов градообразующих предприятий. Анализу их деятельности и вкладу в развитие засекреченных населенных пунктов посвящена эта статья.

В начале 1990-х гг. в Российской Федерации (РФ) начались демократические реформы, благодаря которым начался процесс рассекречивания документов, созданных Коммунистической партией Советского Союза (КПСС), хранящихся в центральных государственных архивах с грифом секретности «особая папка». В соответствии с распоряжением Президента РФ от 22 сентября 1994 г. № 489-рп для выявления массива документов, подлежащих рассекречиванию, была создана межведомственная комиссия. 17 февраля 1995 г. вышел Указ Президента РФ «О подготовке и изданию официального сборника архивных документов по истории создания ядерного оружия СССР», раскрывающих хронологию и основное содержание проводимых в стране работ. В соответствии с этим указом была сформирована правительственная комиссия для изучения архивных документов по атомному проекту СССР и выработке предложений по их рассекречиванию для последующей официальной публикации.

Комиссию возглавил первый заместитель Министра РФ по атомной энергии Л.Д. Рябев. В число членов комиссии вошли руководители центральных архивов, сотрудники Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, представители научной общественности. В состав комиссии был включен и академик В.В. Алексеев, директор Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, который в числе первых российских ученых проявил инициативу, посчитав крайне необходимым и актуальным изучение этой очень важной и самой закрытой страницы российской истории. Ученому-историку удалось окунуться в безбрежное море материалов, хранящихся в архиве Президента РФ. Просматривая совершенно секретные папки с несколькими сургучными печатями, которые с 1940-1950-х гг. еще никто не распечатывал, перед изумленным взором историка открывались тревожные донесения советских разведчиков о создании атомной бомбы в США и предстоящих бомбардировках Советского Союза, грозные приказы военачальников с предупредительными мерами, срочные распоряжения государственных деятелей и оригинальные предложения ученых о сооружении уникальных промышленных объектов, наконец, суровые сводки бедственного положения населения городов и сел, разрушенных в ходе недавно отгремевшей Отечественной войны[1].

Аналогичная работа по рассекречиванию документов началась с мая 1999 г. и в Государственном архиве Челябинской области (ГАЧО), после чего были сняты ограничения по допуску исследователей к документам Челябинского областного исполнительного комитета депутатов трудящихся, Челябинского областного комитета КПСС с грифом «Особая папка» и городских комитетов КПСС закрытых городов, расположенных на территории Челябинской области, – Челябинск-40 (65) (ныне г. Озерск), Челябинск-70 (ныне Снежинск), Златоуст-36 (ныне г. Трехгорный) за период с 1956 г. по 1991 г. Кроме областных и городских партийных органов были рассекречены документы политических отделов и партийных комитетов управлений строительства и предприятий атомной промышленности, функционировавших с 1947 г. по 1956 г.

Ученые оперативно отреагировали на возможности исследования открывшихся архивных документов и стали активно вводить их в научный оборот, что позволило им провести анализ деятельности первичных партийных организаций, политорганов и партийных комитетов, обосновать их место и роль в строительстве и эксплуатации промышленных объектов создаваемой атомной отрасли.

Первыми такими исследователями стали челябинские ученые-историки В.Н. Новоселов и В.С. Толстиков, которые опубликовали свои научные работы по рассекреченным документам ГАЧО.[2] Они же написали и защитили в 1999 г. по этим документам докторские диссертации,[3] что позволило ввести архивные документы в научный оборот. В процессе кропотливого и системного анализа этих документов удалось получить определенную ясность в череде событий начального периода строи­тельства предприятий атомной промышленности на челябинской земле. Ученые также установили, что одной из главных проблем создания атомной промышленности на Урале был вопрос о кадрах руководителей и специалистов.

Из архивных документов выяснено, что определяющую роль в формировании уникальных коллективов атомщиков сыграли кадры предприятий Челябинской области. Для работы на объектах атомной отрасли осуществлялся тщательный отбор кандидатур. В первую очередь на них направлялись коммунисты и комсомольцы. Личная ответственность за отправку отобранных специалистов была возложена на первого секретаря Челябинского обкома партии А.А. Белобородова. В соответствии с решением правительства СССР в 1946-1950 гг. только в Челябинск-40 (ныне г. Озерск) было направлено более трех тысяч руководящих работников, инженеров, специалистов, ученых, врачей, педагогов, техников, квалифицированных рабочих, младшего обслуживающего персонала. Многие из них впоследствии стали крупными руководителями предприятий атомной отрасли, учеными мирового уровня.

Среди первых девятнадцати руководителей и ученых, удостоенных звания Героя Социалистического труда за особый вклад в создание ядерного оружия, был Б.В. Громов, возглавивший первое радиохимическое предприятие в Советском Союзе, на котором получены первые килограммы обогащенного плутония для первой советской атомной бомбы. В этой же группе награжденных были А.И. Комаровский – начальник «Челябметаллургстроя» и главный инженер «Челябметаллургстроя» В.А. Сапрыкин, инженер ферросплавного завода Б.В. Брохович, который возглавлял химкомбинат «Маяк» в течение семнадцати лет.

Подобная практика отбора и направления высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров имела широкое распространение при формировании трудовых коллективов объекта «Б» (Лаборатория «Б», на оз. Сунгуль) в апреле 1948 г. и завода № 933 (Златоуст-36, ныне г. Трехгорный) в июне 1952 г.

На строительных площадках объектов особой государственной важности из прибывающих членов партии были сформирова­ны первые партийные организации, основной задачей которых было объединение коммунистов, мобилизация их на выполнение поставленных партией и правительством задач.[4] После введения объектов промышленности в эксплуатацию число партийных и комсомольских организаций постепенно увели­чивалось, поэтому возникла необходимость руководства их деятельностью. В начальный период на объектах были введены должности парторгов ЦК ВКП (б), а по мере роста числа партийных организаций созданы политические отделы. На эти партийные органы был возложен широкий круг повседневных проблем, связанных не только с организацией строительства жилья, дорог, школ, детских садов, спортив­ных сооружений и других объектов поселковой инфраструктуры, но и создания нормальных бытовых условий жизни. Политотделы руководили пар­тийными организациями до августа 1956 г., когда в закрытых населенных пунктах, которым был установлен статус городов и рабочих поселков областного подчинения, в ходе состоявшихся первых партийных конференций были избраны городские комитеты (ГК) КПСС.

Решение ЦК КПСС о создании городских комитетов партии в закрытых городах было встречено коммунистами в закрытых городах положительно. В г. Трехгорном первая партийная конференция состоялась 8 августа 1956 г.[5], в г. Озерске – 16–17 августа1956 г.[6] После преобразования рабочего поселка Челябинск-70 в город районного подчинения Снежинск Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 мая 1957 г., в этом населенном пункте также появилась возможность образования горкома КПСС. На первой городской партийной конференции, состоявшаяся 29 июня 1957 г., был избран городской комитет партии первого созыва, который стал подчиняться Челябинскому обкому КПСС[7].

После окончания первых городских партийных конференций состоялись пленумы и заседания бюро горкомов КПСС, на которых были избраны члены бюро, ревизионных комиссий, обсуждены кандидатуры освобожденных работников горкомов и утверждена организационная структура городских партийных организаций.[8] В целях оперативной организации работы вновь избранных комитетов КПСС в первую очередь необходимо было сформировать их аппарат из работников, имеющих опыт организаторской и партийно-политической работы. Поэтому в аппараты горкомов были переведены сокращенные работники политотделов предприятий. На заседаниях бюро обсуждались кандидатуры на освобожденную партийную работу, которые рекомендовались на соответствующие должности и утверждались на пленумах ГК КПСС.[9]

ГК КПСС в уральских закрытых городах функционировали в течение 35 лет, до 1991 г. С 1956 по 1964 гг. городские партийные конференции в закрытых городах проходили ежегодно, а, начиная с 1964 г. стали созываться один раз в два-три года. За весь период деятельности ГК КПСС было проведено в среднем по 19 городских партийных конференций, на которых обсуждались наиболее важные вопросы производственной деятельности градообразующих предприятий, а также актуальные проблемы развития жилых рабочих поселков и городов. Во всех первичных и цеховых партийных организациях накануне городских партийных конференций проводились отчетно-выборные собрания в соответствии с графиками, утверждаемыми на заседаниях бюро ГК КПСС. В работе партийных конференций, как правило, принимали участие представители Челябинского областного комитета КПСС, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну: секретари обкома КПСС, заведующий отделом партийных органов и их заместители, а также инструкторы обкома, отвечающие за работу горкомов партии закрытых городов.

На партийных конференциях избирался составы горкомов партии, которые состояли, как правило, из наиболее достойных представителей градообразующего предприятия и управления стро­ительства. Зачастую это были руководители различного ранга, а также представители трудовых коллективов и общественности.

ГК КПСС в закрытых городах осуществляли партийное руководство работой первичных партийных организаций в период между партийны­ми конференциями. Для более детального обсуждения стоящих задач и проблем развития городов и предприятий, не реже чем один раз в два-три месяца созывались пленумы горкомов. В период между пленумами организацией партийной работы занимались члены бюро и секретари ГК КПСС. Из состава членов горкомов партии на первых организационных пленумах, которые проводились непосредственно после очередной партийной конференции, избирались первые и второе секретари ГК КПСС. Первый секретарь горкома курировал работу градообразующего предприятия, второй секретарь – работу строительного управления.

Высшими руководящими органами горкомов партии являлись бюро ГК КПСС, состоящие из 7-9 человек. Членами бюро являлись, как правило, секретари ГК КПСС, ди­ректор градообразующего предпри­ятия, первый секретарь горкома комсомола. Аппарат горкомов состоял из организационного, идеоло­гического, промышленно-транспортного отделов и сектора партийного учета.

Избранные городские партийные комитеты первого созыва состояли из бывших работников политических отделов предприятий. Поэтому в первые годы их деятельности использовались проверенные временем и накопленным опытом формы и практика партийной работы. Вместе с тем от вновь избранных органов коллективно­го руководства требовалась серьезная перестройка и корректировка стиля деятельности. Планирование работы горкомов осуществлялось ежемесячно и на перспективу. Разделы планов предусматривали организационные вопросы, мероприятия агитационно-пропагандистского направления и идеологического воспитания всех категорий жителей населенных пунктов, работу по партийному руководству комсомольскими организациями, а также внутрипартийную деятельность.

Одной из главных задач партийных органов закрытых городов была обеспечение безусловного выполнения градообразующими предприятиями государственного оборонного заказа. Разнообразными формами партийной работы, через коммунистов и партийные организации предприятий, обеспечивалась мобилизация трудовых коллективов на повышение производительности труда и качество выполнения производственных планов.

Среди основных направлений работы горкомов партии закрытых городов были: осуществление партийного контроля за хозяйственной деятельностью руководителей городских предприятий и организаций; руководство партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями; идеологическое воспитание и политическое просвещение всех категорий населения; организация партийной учебы; взаимодействие с городским Советами депутатов трудящихся по вопросам обеспечения населения необходимыми видами бытовых услуг, развития и благоустройства жилищной инфраструктуры; совместная работа с правоохранительными органами по соблюдению населением законности и правопорядка и другие.

Деятельность ГК КПСС закрытых городов имела свои особенности, которые отличали их от аналогичных партийных структур в открытых для проживания населенных пунктах. Эти особенности заключались в том, что: функционирование горкомов партии было сосредоточено на безусловном выполнении государственного оборонного заказа градообразующими предприятиями; горкомы партии осуществляли свою деятельность во вновь построенных населенных пунктах, что требовало от них особое внимание уделять строительству объектов городской инфраструктуры; повседневная деятель­ность партийных работников осуществлялась с соблюдением требований режима секретности и накладывало особую ответственность за сохранение государственной тайны, все делопроизводство носило гриф «секретно». Соблюдение правил секретности вызывало затруднения в получении, обработке и хранении информации, составления отчетности, снятия и постановки коммунистов на партийный учет и т.п. Вся документация горкомов партии сдавалась на хранение в Челябинский областной партийный архив.

Городские комитеты КПСС в закрытых городах Челябинской области, как и аналогичные партийные органы в других городах страны прекратили свою деятельность на основании указов Президента РФ № 79 от 23.08.1991 г. «О приостановлении дея­тельности Коммунистической партии РСФСР» и № 169 от 6.11.1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР».

Во исполнение этих указов президиум и исполнительный комитет городского Совета народных депутатов г. Златоуст – 36 принял решение: «Приостановить деятельность ГК КПСС и партийных организаций, разрешив ГК КПСС провести для этого необходимые организационные мероприятия. Исполкому гарантировать трудоустройство и социальную защищенность освобожденных работников аппарата ГК КПСС. Для охраны имущества и проведения инвентаризации создать комиссию под руководством заместителя председателя Горисполкома. Предприятиям, организациям и учреждениям города направить все усилия на поддержание достигнутых объемов производства, продолжать подготовку к работе в зимних условиях, принять меры, направленные на обеспечение своевременной и качественной уборки урожая»[10].

В последние месяцы функционирования горкомов партии первые секретари сделали все возможное для трудоустройства бывших номенклатурных и технических работников горкомов. Те, кому на момент ликвидации горкомов позволял возраст выйти на пенсию, были уволены в связи с выходом на заслуженный отдых. Учитывая большой опыт организаторской работы, высокую профессиональную подготовку большинство бывших партийных работников, определенную корпоративность и тесные связи номенклатурных работников в закрытых городах были переведены на работу в градообразующие предприятия и в организации городской инфраструктуры.

Подводя итог деятельности ГК КПСС закрытых городов Челябинской области за весь период работы, необходимо отметить их важную роль в обеспечение бесперебойной работы градообразующих предприятий, весомый вклад в строительство инфраструктуры населенных пунктов и обеспечение работников и членов их семей жильем и жизненно необходимыми бытовыми товарами и услугами.

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Кузнецов В.Н. Атомные закрытые административно-территориальные образования Урала: история и современность. Предисловие. Ч.2. Постсоветский период / отв. ред. А.В. Сперанский. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016. С. 13.

[2] Новоселов В.Н., Толстиков В.С. Тайны сороковки. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1995; Новоселов В.Н., Толстиков В.С. Атомный след на Урале. Челябинск, 1997; Новоселов В.Н., Толстиков В.С., Клепиков А.И. История Южно-Уральского строительства. Челябинск: «НИК», 1998; Толстиков B.C. Социально-экологические последствия развития атомной промышленности на Урале. (1945-1998). Челябинск, 1998; Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале. Челябинск, 1999.

[3] Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале, Толстиков В.С. Социально-экологические последствия развития атомной промышленности на Урале: Исторический аспект.

[4] Новоселов В.Н. Создание атомной промышленности на Урале. Челябинск, 1999; Кузнецов В.Н. Общественно-политическая жизнь в закрытых городах Урала. Первое десятилетие. Екатеринбург, 2003.

[5] Воронина Н.А., Кривошеев И.А., Щедрин Л.П., Слово о Приборостроительном: История общественных организаций завода. Челябинск, 2005. С. 268.

[6] ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 1. Л.Л. 1-139.

[7] ОГАЧО. Ф. П-2847. Оп. 1. Д. 3. Л. 77; ОГАЧО. Ф. П-2845. Оп. 1. Д. 1. Л.Л. 1-5.

[8] ОГАЧО Ф. П-2469. Оп.1. Д. 3. Л.Л. 1, 2.

[9] ОГАЧО Ф. П-2469. Оп.1. Д. 3. Л.Л. 2, 3.

[10] Воронина Н.А., Кривошеев И.А., Щедрин Л.П., Слово о Приборостроительном: История общественных организаций завода. Челябинск, 2005. С. 327 – 328.

1.0x