Мир, увиденный глазами пятилетнего мальчишки, живущего с мамой, а отец погиб на войне; мир, данный в нежных акварельных разводах – книжки с картинками, кинотеатр, водокачка, дворовые куры: предметный, такой вещественный и таинственный мир…
Смешные и грустные истории, переплетающиеся так плотно, что единство – и организующее жизнь – не позволяет порою разделить их.
Смерть прабабушки, и потрясение от слов тёти: Все там будем; необыкновенность обыкновенного; директор совхоза Коростелёв, давно появившийся в доме, твёрдо обещающий мальчику, что он никогда не умрёт.
Сюжетный стержень, в отсутствие которого обвиняли Веру Панову критики, достаточно прост: вырастание человека, и всё, сколь возможно полно, сопутствующее этому.
Сюжетный стержень крепок и красив, учитывая плавную неспешность речи, насыщающую реальность всё новыми и новыми подробностями жизни: уникальными, о чём говорит такая простая их неповторимость.
Судьба Веры Пановой была достаточно крута: до вознесения наверх, к простору известности, Сталинским премиям ей пришлось много испытать, и это, испытанное, обогащая, вырабатывало и особую мелодику фразы, её – кажется – тонкие, но уловимые разводы: как узоры на отполированной древесине.
Первая книга, принесшая Пановой известность – «Спутники»; в дальнейшем критика принимала книги Пановой неровно, и шишек на её долю доставалось столько же, сколько похвал.
Работала Панова разножанрово, разнообразно и продуктивно: вот, например, пьеса «Верность» - дающая вариант столкновения образов жизни…
Надежда Милованова, два её брата…
У Надежды нет дома, разъезжая с мужем, фотохудожником, с каким сошлась против воли братьев, набирает онтологический опыт, порой и не задумываясь об этом
В «Сентиментальном романе» сумма молодых людей проходит сквозь события русского двадцатого века: буря и натиск даны в чистом, словно, виде; и простецкие, казалось бы, судьбы, вдруг дают возможность участвовать в переустройстве мира: слишком крутом и решительном.
Страстные жизни в страстные времена.
Страшные?
Ну да, конечно, но гущь жизни показана весьма колоритно.
Как жизнь в первый послевоенный год в совхозе – разворачивается повествование «Ясного берега».
Скотные дворы надо ремонтировать; и рождение телёнка становится событием; борьба за удои – логична; сельская жизнь небогата.
Многие книги Пановой становились известны, но, думается, самая ЕЁ книга – с наибольшей душевностью, отдачей и теплотой отданная миру – это именно повесть «Серёжа».