Памяти С.А.Шатохина. – М., Опричное Братство, 2021. – 112с.
Приснопоминаемый Сергей Антонович Шатохин (13.03.1939 – 19.11.2014), памяти коего и посвящён данный Сборник, был, что общепризнано, в первую очередь, геополитиком и философом, причём и тем, и другим «вне рамок системы»… Термины «геополитика» и «философия» имеют греческое происхождение, и в греческом языке более явственна, нежели в русском, «игра смыслов» в сих, и производных от них словах. Посему издатели дали вольность себе присвоить своему мемориальному Сборнику греческое заглавие: «Από τη γεωπολιτική την θεοπολιτική. Από τη φιλοσοφία την σοφία» (на русском се выглядит так: «От геополитики – к теополитике. От любомудрия – к мудрости»). В сем заглавии, на взгляд составителей, удачно отображаются линии Судьбы и Миссии (по гречески, αποστολή, «апостолат», что многознаменательно) С.А.Ш., а также «степени» его персонального идейного и духовного «возхождения».
Сборник содержит ряд материалов, как «воспоминательного» свойства (проф. И.Шаблинский, д-р И.Дмитриев, режиссёр А.Васильев, поэт и историк Г.Павленко и др.), так и «феноменологического» свойства, осмысляющих «феномен» Шатохина (д-р О.Бахтияров, поэтесса Нина Карташёва, ген. В.Скоробогатов, о.Роман Бычков и др.), хотя, конечно, чётко «отграничить» их друг от друга едва ли возможно: в каждом «воспоминании» содержится и попытка осмысления «феномена Шатохина», а в каждом феноменологическом очерке – имеется воспоминательный момент…
В качестве своеобразного «дополнения» в Сборник включены две печатные работы самого С.А.Ш. Как неоднократно отмечалось в сопутствующих текстах друзей, соратников и учеников, вспоминавших С.А.Шатохина, собственно «печатных» трудов С.А.Шатохин «оставил» крайне мало… Его «сильная» сторона – устные выступления, чаще всего виртуозные импровизации… Для настоящего Сборника отобраны были два, достаточно репрезентативных, на взгляд составителей, текста, отражающих два главных умственных «интереса» С.А.Ш.: философию и геополитику. Философия Н.Гартмана – се была тема его диссертации (так и оставшейся незащищённой), ну а очерк «Основания Геополитики» говорит «сам за себя».
В последнем очерке С.Шатохин артикулирует крайне важную тезу: «Термин «геополитика» имеет греческое происхождение (гео - земля, политика - государственная деятельность). Геополитика - молодая наука, находящаяся в стадии становления. В России, самой геополитической стране, геополитике не повезло ни в дореволюционный период, ни в советское время… <До Революции> германские геополитики, антагонисты Франции, по союзническим соображениям в России были не приняты, а проблематика геополитики развивалась русскими военными географами… В Советском Союзе, после прихода Гитлера к власти в Германии, реакция на геополитику была «радикально-советской» - употребление термина «геополитика» в 1934 году было законодательно запрещено. После краха Советского Союза в начале 90-х годов термин вернулся. Дилетанты всех цветов и красок с упоением стали числить себя геополитиками. Только странно всё-таки - разные «респектабельные ученые» и академики не утруждают себя чтением классиков геополитики. Банальные рассуждения о величии России и собственной значимости - это и есть современные геополитики, за редкими исключениями. Если эту тенденцию интеллектуалов-маргиналов не преломить, то геополитику ждёт жалкая участь»...
Действительно, современная «геополитика» в России стала прибежищем не только «дилетантов всех цветов и красок», но и «прибежищем шарлатанов и негодяев» и много кого ещё, только не серьёзных изследователей… Исключения можно, буквально, пересчитать «по пальцам одной руки»… Это – покойные ныне проф. В.Цымбурский, полк. Е.Морозов (редактор «Русского Геополитического Сборника»), тот же проф. С.Шатохин, м.б. ещё два-три менее «громких имени»… да, вот пожалуй, и всё… Гр-на А.Дугина, репрезентуемого в «медиа» в качестве «главного эксперта по геополитике в РФ», мы «дилетантом», конечно, не назовём: его «место» где-то посредине меж «шарлатанами» и «негодяями»… Выскажем несколько соображений «за геополитику» in toto.
«Общеупотребительное» деление, выдающееся ныне за геополитический «мейнстрим», государств-организмов на «континентальные» и «морские», теллурократии и талассократии, не то чтобы вовсе «неверно», оно – не неверно, а неполно. Ибо существует, так сказать, «третья позиция», по ту сторону атлантического «Левиафана» и евразийского «Бегемота»… Это «позиция» соотносима с т.ск. «июдейской геополитикой», ибо по представлениям июдейских «коллег», и Левиафан, и Бегемот – равно обречены быть «закланы» в снедь на мессианском Пире по пришествии Машиаха. «Еврейская эсхатология, Книга Иова, пророки, апокалиптические писания полны ссылок на этот миф, который часто по-разному истолковывается и часто приспосабливается к политическим обстоятельствам» (Ф.Нойманн). Однако, возможна ведь и «четвёртая позиция» в отношении как собственно сего Мифа, так и его «проекции» на «политические обстоятельства». Позиция Истинно-Православных Христиан. Они – тоже «мессионисты», но их понимание «Мессианского Царства» и «Мессианского Пира», скажем так, несколько «отличается» от подхода июдейских «коллег»… Господин и Свершитель «Эсхатона», Мессия ИПХ – Господь Исус Христос также «обещался» под конец времён «накормить» Своих Верных «мясцом» Левиафана и Бегемота – и вопрос о том, «кто же на самом деле» повеселится и полакомится на «Мессианском Пире» довольно обоюдоостр… Здесь – та «область», где происходит своего рода περιχώρησις, «перихореза», «взаимопроникновение» Геополитики и Биополитики, Геополитики и Теополитики… С.А.Шатохин не был, что называется, «практикующим православным», он был, скорее «вольным Богоискателем», но именно в силу некоей своей «незашоренности» застывшими «догмами» (или, скорее, «псевдодогмами»), его «версия Геополитики» была близка «геополитике Катакомбной Церкви ИПХ»… «На Суд, где Свидетели – Громы, Меч Острый – в Устах Судии» (Вяч. Иванов), наследию, оставленному русским геополитиком и философом С.А.Шатохиным, поистине, «есть что» привнести в качестве «свидетельского показания»…






