Благодаря экспансии капитала Земля сейчас перенаселена в 3.5-5 раз. Одновременно автоматизация и робототизация непрерывно уменьшают количество реальных рабочих мест. Сейчас в сфере обслуживания (отстойник безработицы) в Мире занято больше 50 % занятых (в США – 85 %). А ведь человек формируется в труде. Труд реальный формирует Человека, сфера обслуживания формирует лакея. На эти социальные проблемы накладываются проблемы сырьевые и экологические. При современных темпах добычи уголь закончится через 110 лет, железо – 75 лет, медь – 65 лет, нефть – 62 года, серебро – 25 лет, золото – 22 года. Уже сейчас во многих странах катастрофически недостает пресной воды. Несмотря на «зеленую революцию», сбор зерна в среднем по Миру дает 345 килограмм на человека. Но ведь 400 кг/чел – нижний предел голода. Доходит до абсурда. Пища человека дает ему мощность примерно 80 Ватт. При подсечно-огневом земледелии на производство еды для одного человека тратится примерно 600 Ватт, К.П.Д. получается процентов 13. В 2017 году среднемировое производство энергии было 25 киловатт на человека, К.П.Д. современной Продвинутой (куда?) экономики примерно 0.32 %, раз в 40 меньше (у лидеров раз в 70-75!), чем у дикарей. И это прогресс!? Фактически вся производимая энергия идет коту под хвост, на внутреннее трение.
Во всех стран мира «элиты» оторвались от их народов. Согласно А. Дж. Тойнби, этот отрыв отвечает переходу развития общества с восходящей ветви на нисходящую. Оно и понятно. Переход от подъема к упадку означает, что дальнейшее усложнение системы невозможно из-за исчерпания системных резервов в обществе. Видя, что усложняться не получается, «элита» решает спасать себя за счет народа.
Термоядерное оружие сделало войны между крупнейшими государствами невозможными. В то же время экономика перешла от классического капитализма к посткапитализму. Сейчас Мировая экономика контролируется несколькими сотнями транснациональных корпораций, которые сами контролируются еще меньшим числом транснациональных банков. Описанного Адамом Смитом капитализма нет и в помине. Свободный рынок существует только как фантом, элемент пропаганды, так же как конкуренция и малый бизнес. Общность опасностей и интересов национальных «элит» привели к объединению их верхушек в космополитическую мировую «элиту», перед которой стоят две проблемы: перенаселенность Земли, грозящая потерей биосферой своей устойчивости, и нарастающая бессмысленность, с точки зрения «элиты», физического наличия ватников.
Образование мировой «элиты» произошло в начале 60-х годов. Именно тогда эта мировая «элита», через Римский клуб и другие свои «мозговые извилины», выработала общую политику, нацеленную на решение указанных проблем в её интересах. А именно – создание условий для уменьшения численности населения Земли за счет массового вымирания низших классов. Осуществляется эта политика отстранением большинства населения от реальной политики, разрушением систем образования и здравоохранения, разрушением национальных и общечеловеческой культур и заменой их суррогатом поп-культуры, превращением человека – творца в человека - потребителя примитивных удовольствий, разрушением семьи, разрушением выработанных миллиардами лет эволюции моральных принципов.
Одним из инструментов этой политики является пропаганда (все СМИ в мире полностью контролируются мировой «элитой»). Еще в 60-е годы ХХ века А. Дж. Тойнби писал (Цивилизация перед судом истории. СПб., «Ювента», 1995, с. 381): «В искусстве «регулирования» есть несколько степеней, но даже самая низшая её степень зловеща. Эта низшая степень – пропаганда – так же стара, как старейшие из миссионерских религий и политических партий. Пропаганда любого вида есть оскорбление человеческого достоинства и угроза честности и разумности, являющихся неотъемлемым моральным реквизитом жизни общества. И все же даже самая хитрая пропаганда невинна по сравнению с «промыванием мозгов», осуществляемым различными способами умственной и духовной пытки, и можно себе представить, что «регулирование» способно достигнуть еще большего размаха». Прошедшие с того времени годы показали, что его опасения были обоснованными. Массовость вассерманов – одно из подтверждений.
Но политика эта – страусова. Еще неизвестно, когда лучше умереть, сегодня, или – завтра. Ведь деградация общественных качеств людей происходит во всех слоях общества, и в «элите» тоже. Уже по той причине, что прогресс возможен, только если люди видят мир таким, какой он есть. Если же они непрерывно лгут другим, то рано или поздно начинают сами верить в свою ложь. А Природа этого не принимает. Обмануть можно кого угодно, но не природу. Деградация элиты ускоряется еще быстрым увеличением числа её «прилипал»: спортсменов, артистов, пропагандистов, бюрократов среднего и нижнего звеньев, проституток обоего пола, организованной преступности, и другой подобной публики.
Уже сам факт выработки такой «политики» говорит о нездоровом психическом состоянии её разработчиков. Но деградация «элиты» неизбежно приведет к распаду ныне единой «элиты» на мафиозные группировки, разборки между которыми неизбежно перерастут в обмен ядерными оплеухами. Так уж лучше до этого не доживать.
Можно ли увернуться от этого скатывания в пропасть типа черной дыры? Для сделывания любого дела есть условия необходимые, и есть условия достаточные. Чтобы сказать что-то про условия, достаточные для выживания человечества, надо владеть точной информацией об обществе, ресурсах, государственной машине и ее состоянии. У меня таких знаний нет и не будет. Ведь я не собираюсь спасать человечество. Моя цель проще –
попробовать обратить внимание хотя бы нескольких человек, способных к действию, понять, в каком положении общество оказалось, и чем это кончится, если ничего не делать.
Поэтому я могу только описать условия, необходимые для продления существования человека на Земле до пределов, поставленных Природой. Понятно, что я не бог, могу и ошибаться.
Общество больно. Болезнь – «атомизация», то есть полный распад связей между людьми. Родственных, профессиональных, политических, культурных, и других. Представьте себе, что в столе, за которым вы сидите, старик Хоттабыч, выдрав три волоска из бороды и пробормотав чего-то над ними, мгновенно все атомы углерода, кислорода, водорода и других элементов заменил атомами гелия или аргона. Не завидую вам. Произойдет взрыв мощностью, раз в сто большей, чем тротиловый эквивалент вашего стола. С обществом та же история. При разрыве связей оно рассыпается, и может держаться как целое только внешними скрепами. Так погибли Древние Греция, Карфаген, Рим. Поэтому первое, что необходимо для излечения, это восстановить связи между людьми. «Высшая радость для человека – это радость человеческого общения» (Монтень).
Связи эти разрушены материальным неравенством. Восстановить материальное равенство, а с ним и единство общества можно, только ликвидировав денежную систему. Не я это придумал. Первым был Ликург, который ввел в Спарте железную монету, а золото и серебро запретил. И Спарта оставалась моральным эталоном для Греции до тех пор, пока этот закон исполнялся, в течение примерно 400 лет. Такой же совет был дан Цезарю. «Итак, ты должен предусмотреть меры, направленные на то, чтобы народ, развращённый подачками и раздачами зерна из казны, имел занятие, которое не позволило бы ему причинять ущерб государству. Это и произойдёт, если ты лишишь деньги, это величайшее из всех зол, их значения». (Г. С. Крисп. Первое письмо к Цезарю.//Сочинения, М., «Наука», 1981). Уже в ХХ веке, беспокоясь о будущем Советского союза, Иосиф Сталин писал: «Для того, чтобы подготовить действительный, а не декларированный переход к коммунизму, нужно… путём постепенных переходов… поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путём постепенных переходов заменить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или какой-либо общественно-экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества.» (И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. М., ГИПЛ, 1952).
Денежная система возникла для обслуживания рыночной экономики, деньги – всеобщий эквивалент. Но большие деньги есть еще и средство власти, ими властители оплачивают услуги своих холопов. Как всеобщий эквивалент деньги отжили своё. Вся мировая экономика контролируется небольшим числом транснациональных фирм и банков, никакой свободной игры спроса и предложения в ней в реале нет. Современные компьютеры вполне способны просчитать все потребности и все возможности их удовлетворить для всех землян, и установить баланс между потребностями и возможностями. Реальность сказки про мужика, привезшего на базар воз пшеницы, а с базара домой - мешок цыбули, осталась в XIX веке. А как средство власти деньги развращают «элиту» вседозволенностью, а «массы» - безнадёгой. И в итоге толкают общество в пропасть.
Второе условие – замена стремления к росту всего: объема производства, численности населения, прибылей бизнеса, - стремлением к достижению состояния стационарного (то есть динамического) равновесия общества людей с биосферой. Необходим жёсткий контроль постоянства численности населения. В то же время природа требует, чтобы женщина рожала 4-6 раз за свою жизнь. Если для выполнения этих двух требований нужна новая форма семьи – её надо создать. Всё равно старая семья развалилась. Как строить новую – это вопрос к специалистам: психологам, медикам, биологам.
Необходим переход техники на возобновляемые источники энергии и сырья при полной утилизации отходов. Единственно допустимый рост – рост научных знаний об окружающей природе и о природе человека.
Третье условие – полная деурбанизация. Города возникли как центры власти, силы, и схроны для богатства, или как последнее прибежище излишнего населения деревни. Условия жизни в городах не отвечают природе человека, сложившейся за 4.5 миллиарда лет эволюции. Без деревенского окружения города давно бы вымерли. Все млекопитающие перестают размножаться, если их численность на некоторой территории превышает некий предел. Чем больше город, тем больше проявляется этот факт. Шпенглер правильно говорил: «горожанин, - кочевник, паразит». Нужно восстановить единство человека и природы.
Четвертое условие. Политическая система нового общества может быть только единым Мировым государством в форме прямой демократии. Иначе неизбежны межгосударственные противоречия, гонка вооружений, и всё вернется на круги свои. Современные сети ЭВМ вполне допускают осуществление прямой демократии. Существующая же сегодня представительная так сказать «демократия» ничего общего с властью народа не имеет. Это - камуфляж диктатуры финансовой олигархии.
Пятое условие. Согласно закону однонаправленности вектора развития, самопроизвольный переход к образу жизни, основанному на описанных принципах, невозможен, и провал в пропасть неизбежен. Но в случае сознательного управления системой этого запрета нет. Да, «Сама машина едет только в пропасть». Но с шофером такой итог не обязателен. Но шофер нужен и опытный, и хорошо знающий местность. Сейчас разложение общества зашло так далеко, что к самоорганизации оно не способно. Для его спасения нужен диктаторский режим. Установить такой режим революционным путем невозможно из-за полного разложения низов, их деклассированности, развале классового сознания. Единственный элемент общества, способный осуществить такой переход, есть «элита». Но для этого она должна осознать, что у нее самой нет другой возможности уцелеть.
И последнее. Вся операция перехода должна проводиться в условиях полной гласности. Каждый человек на Земле должен иметь возможность всегда узнать, что делается, как делается, и зачем. Ведь делается это для каждого. И никакой пропаганды. Правда, и только правда.
Мне скажут – это фантазия, бредни. Согласен. Но выбор-то невелик: либо так, либо – в пропасть. Остается надежда, что, мягко говоря, «Нужда заставит»! (Мой первый армейский старшина высказывал эту мысль более ярко).
Это всё.