Отттепельная клюква
Сообщество «Салон» 14:18 30 ноября 2016

Отттепельная клюква

ретро-жанр и смысл-перевёртыш
10

"Кто мы — фишки или великие?

Гениальность в крови планеты.

Нету "физиков", нету "лириков" —

Лилипуты или поэты!".

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ

За последние годы в современном российском кинематографе наметился жанр, который можно обозначить как "оттепельная клюква" (публицист и общественный деятель Егор Холмогоров назвал это "хрустом нарезного батона" по аналогии с "хрустом французской булки").  Особенность новоявленного жанра — смысл-перевёртыш. Положительными героями рисуются… антигерои — те, на кого в 50-60-х годах писались разгромные фельетоны, кто был аутсайдером системы: пижоны-модники, ресторанные лабухи, фарцовщики, шлюшки, подпольные дельцы-"цеховики". Впрочем, смысл-перевёртыш может выстраиваться иным, более хитрым способом: поэты, учёные, общественные деятели, лауреаты всяческих премий подаются ярыми антисоветчиками — их травят коллеги, преследует КГБ, у них обнаруживаются предки-белогвардейцы или родственники за границей. Таким образом, жизнь в СССР представляется убогой и — дикарской с точки зрения самых разных слоёв населения, ибо мучаются все — от жуликов до работяг, от манекенщиц до генеральских жён. Более того: страдают даже чекисты и партийные боссы. Но! Диваны с уютными валиками и патефонные пластинки (тёплый шорох и голос Петра Лещенко). "Шипр" и шифон. Фестиваль и фильдеперс. Сирень, Сокольники и "Красная Москва". Этакая мазохистская ностальгия.

Тринадцатисерийный проект "Таинственная страсть" (2016), созданный по роману Василия Аксёнова, полностью укладывается в концепцию жанра. Тут есть всё: и манящие парижские шмотки, и рок-н-ролл, и коллективный адюльтер, но главное — борьба с ненавистным режимом. Перед нами — судьбы интеллигентов-шестидесятников, которые, как выясняется, были гонимы и преследуемы. Гонения выглядят странно: многомиллионные тиражи, приглашения на светские рауты, диалоги с властью, пьянки-гулянки в лучших ресторанах Москвы, а ещё — роман с французско-подданной красавицей и прочий Коктебель. Мелькают фемины с начёсами а-ля Брижитт, звенят бокалы (а чаще — гранёные стаканы), бренчит гитара, выкрикиваются хлёсткие рифмы. Но поэты — в неволе. Поэтов — прессуют. Никита — орёт. КГБ — пасёт. И не даёт. Например, герою не позволяют крутить роман с женой престарелого мэтра. Смысл-перевёртыш: в описываемую эпоху такие поступки осуждались. Нынче — приветствуются и одобряются. Любовникам — сочувствуют. Антисоветским словесам — аплодируют. И всё так миленько подано: красивые образованные люди в кабаках да Коктебелях борются с волюнтаризмом. Возникает вопрос: господа, кому вы были бы нужны вне СССР и без СССР? Конкретно вы, со своими стихами и песнями? Советская власть подняла и возвеличила поэта до статуса "властителя толпы", который настолько "больше, чем поэт", что ему не нужно думать о хлебе насущном.

В сериале с броским названием "Фарца" (2015) героями ретро-времён выступают юные джентльмены удачи. Те, кому в духе Остапа Бендера было скучно строить социализм. Их четверо, как хрестоматийных мушкетёров. Главный герой в первой серии признаётся, что его любимый персонаж — д’Артаньян. В голове зрителя происходит маленькая буря и смещение понятий. Мушкетёры — это исторический символ благородства, дружбы и лихости, а фарцовщики… как бы тоже. Увы. Так устроены ассоциативные цепочки. Авторы проясняют ситуацию: не все из этой бравой четвёрки хотели вот так провести всю жизнь — стремление помочь другу в беде толкает ребят в сторону позорного и опасного бизнеса. А в целом они симпатичны и трепетны — не только выплясывают твист, но и проникновенно поют песню Окуджавы: "Когда внезапно возникает ещё неясный голос труб…"

Дивно и пафосно показан расстрел именитого валютчика Яна Рокотова — в замедленном темпе, мощно, стильно, с музыкой. Мне могут возразить: никто этим фильмом не пытался доказать, что фарцовка — это стопроцентно правильное решение, ибо навязчиво манифестируется печаль главгероя. Ещё бы! Он когда-то хотел стать писателем. Вместе с тем, один из его товарищей — самый крутой и бесшабашный — прямо говорит, что уход из "коммерции" — это возвращение к тусклой жизни, к очередям и бедности. К обыденщине. К серости. Да. Тут снова, как и в кино-хите 2008 года "Стиляги", звучит это слово: "серость". Унылая бытность в советских декорациях. Получается, что в тот момент убежать от блёклой невыразительности можно было, только свернув с генерального советского пути. Теперь вспомните карикатуры тех лет или, например, короткометражку 1961 года "Иностранцы", где явлены всё те же фигуранты — фарцовщики, стиляги и сопутствующая им крашеная девица. Тогда они рисовались, как моральные — и физические (!) — уроды, сейчас их же изображают в качестве не то честных "ковбоев" и борцов за денежные знаки, не то заблудших, но очень уж симпатичных овечек. Авторы нам транслируют: у фарцовщиков — своя сермяжная (точнее, нейлоново-неоновая) правда. Как была она — правда — у следователей, которые ту фарцу ловили. Этакий поединок: мушкетёры против гвардейцев кардинала, Робин Гуд против Гая Гисборна. Никто не ужасен — все одинаково ущербны средь советской обшарпанности. Мелькают реальные фигуранты эпохи — Михаил Светлов, Геннадий Шпаликов, Андрей Миронов, Наталья Фатеева… И — всенепременный Василий Аксёнов. Симпатично и наполненно. Разве что — перевёрнуто. Полуправда. Полуправильность. Полуреальность. А как известно, полуправда страшнее лжи: последнюю можно перечеркнуть и высмеять, а вот половинчатость всегда таит опасные нюансы.

Ещё один широко разрекламированный сериал "Однажды в Ростове" (2015) объединил расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году и криминальную эпопею братьев Толстопятовых, державших в страхе весь Ростов-на-Дону. В кадре — группа молодых мужчин, одетых в советскую форму, однако они вполне по-эсэсовски швыряют трупы окровавленных людей в неглубокий, наспех вырытый ров. Финал Новочеркасского расстрела. События были спровоцированы безграмотной и неумной продовольственной политикой Никиты Хрущёва, когда целые регионы оставались без снабжения, а цены на основные продукты питания взлетали "по просьбам трудящихся". Но… ощущение от фильма — дикое. Постоянно чудится… оккупация. Кем — кого?! Смысл-перевёртыш в его крайней, разрушающей стадии: советская власть поступала со своими же гражданами, как озверевшие враги на захваченной территории.

Кому какое дело, что страна в 1960-х запускала человека в Космос? Солнечное настроение 1960-х тоже не являлось досужей выдумкой фантастов и молодёжных прозаиков (хотя — см. "Таинственную страсть"!). Безусловно, у каждого явления имеются две стороны — светлая и тёмная, день и ночь, смех и слёзы. Советский Союз представлял собой грандиозный замысел, однако он не был Эдемом. Человек вообще не может выстроить Рай на земле, ибо он — не Бог. Это аксиома, и её грешно оспаривать. Раздражение вызывает именно тот факт, что нам бесперебойно открывают исключительно мрачную сторону "оттепельного" бытия. Нам прямо говорят: эти победы, красоты, романтические ЛЭПы и космические дали — всего лишь обманчивая ширма, за которой творились бесчинства, унижения и расстрелы. У зрителя, особенно молодого, тут же возникает вопрос: "А зачем тогда нужен этот Гагарин, если экономика — нулевая? Где мясо-то? Картошка и та — мелкая!" Следом несутся побасёнки, транслируемые "историками быта" и участниками передач "про СССР" — к примеру, о дамских панталонах, якобы купленных в ГУМе Ивом Монтаном с целью устроения глумливой выставки… Которой никогда не было. Все эти фильмы, сериалы и медиа-продукты — криво препарированные сплетни, слухи, толки бабок на лавке. Так интереснее! Рядовой филистер, отпахавший смену в офисе (на должности инновационного мерчендайзера!), не хочет никаких умностей — ему или смешное, или сексуальное, или страшное. Почему бы не про ужасы почившего "совка"? И вот сидит оно, похрустывая передержанной пиццей, и ужасается серому кошмару 1960-х! Смысл-перевёртыш — наше всё. Рейтинги — обеспечены.

…Современные киношники любят создать свой вариант культовой ленты. А что, если бы они замахнулись на те — оттепельно-хрущёвские — сюжеты? Получилось бы фееричное. Пофантазируем? Илья Ковригин от Тоси уходил бы к Анфисе — единственной секс-богине в этом "непрезентабельном стойбище". Учительница Левченко из "Весны на Заречной улице" спешила бы к радиоприёмнику не ради музыки Рахманинова, а для того, чтобы настроиться на американскую волну. Заодно она просвещала бы валенка-работягу Савченко в области западной культуры и прочего модернизма. Дима Горин возвращался бы в свой комфортабельный банк с разбитой харей и растоптанными очками: нечего соваться к быдлу со своей романтикой! Владелец подпольной химчистки Бочкин из "Лёгкой жизни" считал бы себя крутым боссом, а не загнанным придурком без целей и мечты. Он бы поплёвывал на своих бывших сокурсников и водил бы по ресторанам стильных дам. Но женился бы он на спекулянтке Марго — сейчас в превеликой моде союзы молодого попрыгунчика с бабёнкой 50+. Разумеется, королева бензоколонки, намаявшись с хамами-водителями и дураком-начальником, всё-таки поступала бы в балет на льду. И потом летела бы в Париж, дабы остаться там навсегда. Забавненько? И безобразно.

Евгений Евтушенко когда-то написал: "О, нашей молодости споры, / о, эти взбалмошные сборы, / о, эти наши вечера!". Так было или не было? Когда же он обманывал себя и людей? Тогда или теперь, когда о нём и его приятелях снимают сериал со смыслом-перевёртышем??

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
3
10 мая 2020
Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
5
Комментарии Написать свой комментарий
30 ноября 2016 в 14:24

Сменилась власть,сменилась и идеология.Хрущев украл власть у народа.Диктатура пролетариата сменилась на диктатуру буржуазии.Поэтому все Евтушенки и стали предателями сегодня.

30 ноября 2016 в 14:45

Спасибо за отличную статью!!! Конечно, прежде ,чем сносить Мавзолей , надо снести мозги у постсоветского населения (народа). Чем и заняты россиянские СМИ. А назойливая трансляция западных фильмов с темой унижения России и злобной карикатуры на русских ни в какие рамки не лезет.

30 ноября 2016 в 18:32

К фильму "Таинственная страсть".

Поток скучной, однообразной оттепельщины ширится. Продюссеры и режиссеры нащупали для себя золотую жилу, одобряемую властями тему. Их герои – откровенные паразиты, презирающие народ и страну в которой живут. Пакостящие, подличающие, предающие друг-друга.

Их пытаются представить «властителями дум» советского времени. Будто бы нынешнему поколению чрезвычайно интересна их жизнь и борьба. Что эти откровения «Мы были…», которыми периодически поучает престарелый писатель-диссидент интервьюера жаждут миллионы свободных теперь российских граждан.

Непрерывная цепь проблем, которую создавали герои, для себя и окружающих уже тогда была не интересна и не нужна большинству, не нужна и сейчас. Но в идейном плане фильм, если его молодёжь и посмотрит до конца, свой выход оправдает – ещё один плевок в советское общество.

Основной их идеи не видно. Налицо лишь фрагменты-штампы из сегодняшней либеральной догматики переложенной на 50-80 годы, что делает повествование совершенно неправдоподобным. А уж от откровенных ляпах, типа чтения стихов в коровнике, только остаётся взмахнуть руками: чур меня, чур! Хорошо ещё, что не взбрендило продрежиссёрам эту сцену снять в свинарнике! Сразу видно, что эти «больше чем поэты» ничего не знают о стране в которой жили и живут.

30 ноября 2016 в 19:44

Абсолютно типичное явление для интеллигенции - уничтожать собственную среду обитания.
Орлеанисты спровоцировали французскую революцию, и в результате сами попали на гильотину.
Русский Серебряный век сидел, исполненный гражданской скорби, по кабакам, и жуя рябчиков, запивая «Вдовой Клико», стенал о «невыносимой пошлости жизни», звал «очистительную бурю». Буря явилась, смела всё к чёрту, и «упоительные вечера», и «Дачников».
60-ничкам досталось самое жуткое наказание - НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ.
К ним вернутся уже не при их жизни.

30 ноября 2016 в 23:00

Спасибо Галине Иванкиной за очень нужную статью,
а Игорю Самочеляеву за обстоятельный комментарий.
Очень кстати Игорь заговорил о чтении стихов в свинарнике.
Но, на мой взгляд, некоторые «стихи» (например, лживое рифмоплётство «Бабий Яр») грех читать даже в свинарнике.

Солидарен с очень точной оценкой Марка Тальберга:
«60-ничкам досталось самое жуткое наказание - НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ».

1 декабря 2016 в 08:07

Про невостребованность 60-сятникав можно и поспорить. Поэты собирали стадионы, песни бардов, кто-только не пел у костра под гитару. Сколько фильмов было снято (Шукшин, Шпаликов, Хуциев, Данелия, Шахрай...) ,сколько книг и стихов написано, сколько было аллюзий на это время и творчество 60-сятников в более позднее время ("Мне нравится, что я больна не Вами", "Фотограф щёлкает, и птичка вылетает", "Юнона и Авось"...).
В чем невостребованность? Некоторые спились и умерли молодыми, так и Пушкин не дожил до лет Вознесенского и Евтушенко. У всего, увы, есть конец.

Гораздо более страшная невостребованность у нынешних "художников", удел которых мастерить бездарные примитивные поделки. Не такие уж и далекие времена - эти 60-е, а не могут деятели телевизионных искусств передать аромат времени, его настроение. Как когда-то прекрасно это делали Михалков (Пять вечеров), Швейцер (Золотой теленок), Казаков (Покровские ворота). Последний фильм Говорухина о Довлатове, хоть как-то, передает дух 60-х, а остальное "творчество" - куча дешевого, цветастого и безвкусного барахла.
Вот, где невостребованность - целое поколение не рождает талантов, а паразитирует на чужих темах и сюжетах!

1 декабря 2016 в 19:40

Статья Галины Иванкиной и почти все комментарии к ней
опубликованы на форуме МГУ:Мехмат:65: КОМПРОМАТ
http://msu65mm05.unoforum.pro/?1-3-0-00000004-000-15-0#025

4 декабря 2016 в 21:29

Болдырев и Катасонов - слепые щенки в поиске Эволюционого Марша

1. Катасонов (40.49):
"Я думаю, что сказать, что Путин на сто процентов либерал, я бы не стал... он прекрасно понимает, что происходит с экономикой... друго дело, что он прекрасный актёр и нигде не нарушил законов жанра... он понимает, что ему надо высказываться в духе либералов"
Ведущий:
"Не верю я в хитрые планы".
Катасонов:
"Это роль, а не план".
https://www.youtube.com/watch?v=xt5NhULEzjg

2. Катасонов считает, что Путин не стопроцентный либерал, что он вынужден играть роль убеждённого либерала (в экономике - будучи зависимым от кремлёвских либералов и Запада. Хитрый это план или вынужденная роль - стоит рассмотреть в свете последствий данных вариантов:
а) Если считать такое поведение Путина хитрым планом - то патриотам можно и дальше сидеть на диванах и уповать на Путина-Штирлица (к этому призывает Е. Фёдоров). Напомню - так проспали Януковича и Украину.
б) Если считать такое поведение вынужденной ролью - то это открывает для патриотов окно возможностей для игры на противоречиях во власти. Ведь если Путин понимает, что либеральный курс ведёт экономику к пропасти, а значит, и к социальной дестабилизации, чреватой падением путинского режима - то можно сыграть на его страхе перед Гаагой.

3. Вариант хитрого плана - это убаюкивание патриотов, а вариант вынужденной роли - это мобилизация патриотов на борьбу за смену курса. Катасонов (видимо, сам этого не зная) работает на идею Эволюционного Марша "Смена курса без смены власти посредством массовой улицы и игры на расколе во власти". Да, пока что он не призывает к массовой улице и игре на расколе во власти, но уже готовит почву для этого.
Кстати, недавно и Болдырев тоже поработал на Эволюционный Марш - призвав к эволюционной смене курса вопреки призыву Калашникова перехватить власть потом:
http://evolution-march.livejournal.com/1602484.html

4. Увы, большинство патриотов продолжает дезертировать с фронта борьбы за смену курса. Многие из них просто неспособны вникнуть в тонкости политических раскладов. Они привыкли делить политику на чёрное и белое (хотя в случае Путина явно что-то третье). Поэтому одни холуйствуют перед Путиным ("Путин - Штирлиц"), а другие красуются в категоричном скептицизме ("Не верим в хитрые планы").
Мнение о вынужденной роли Путина противно и тем, и другим.

5. Рассмотрим два тезиса, которые акцентированы по-разному - в зависимости от подхода к ним:
а) "Путин - либерал в экономике, но жить-то он хочет!" - это мобилизует патриотов на использование страха Путина перед Гаагой. Одного этого страха мало для смены курса, нужно ещё и давление снизу, а сильным оно может стать только в рамках Эволюционного Марша:
http://evolution-march.livejournal.com/1463613.html
"Путин - либерал в экономике, хотя и хочет жить..." - это демобилизует даже тех патриотов, кто видят раскол во власти. Видят страх Путина перед Гаагой, но не хотят играть на нём.
б) "Путин - меньшее, но зло" - это обращено к тем, кто признают Путина меньшим злом, абсолютизируя слово "меньшее", и поэтому отказываются принуждать его к смене курса. Мол, если меньшее, то и хватит. От добра добра не ищут.
"Путин - зло, но меньшее" - это обращено к радикалам, не видящим раскола во власти и поэтому отказывающимся играть на нём. Мол, если зло, то о чём говорить? В сортах деьма не разбираемся!

6. Такое мышление подпадает под диагноз академика Павлов - утверждавшего, что русское мышление поверхностно:
http://evolution-march.livejournal.com/1588403.html
Очень немногие пытаются вырваться из плена "чёрно-белого" мышления - Болдырев, Катасонов и т.д. Да и то эпизодически, несистемно - методом тыка, как слепые щенки. Один лишь я серьёзно работаю над этим - выстраивая на поиске третьего "цвета" концепцию настоящей Третьей силы (глубинное понимание политических сил - как тактик, а не тусовок):
http://evolution-march.livejournal.com/1527354.html
Если Путин является третьим "цветом" между "чёрным" и "белым" - то и патриоты должны следовать третьей политической тактике "Смена курса без смены власти".
Против путинского "дзюдо" необходимо патриотическое "айкидо", а не тупой "бокс":
http://evolution-march.livejournal.com/1602135.html

5 декабря 2016 в 08:44

Очень неприятные эти фильмы хотя если подумать все закономерно При советской власти бичевался царизм Сейчас тоже предыдущий строй коим привелось быть социализму Другое дело что во втором случае то есть при обличении социализма приходится врать и выдавать белое за черное Все эти пижоны и фарцрвщики получается что были правы И рожи у этих антигероев наглые мерзкие и вообще видишь как дурят народ по выражению Райкина Мне все это видеть противно но кто то принимает все это за чистую монету Тогда цель антисоветчиков достигнута Буржуины могут продолжать почивать на мешках с деньгами ничто их капиталам неугрожает