Сообщество «На русском направлении» 00:00 17 апреля 2014

Отстоим культуру Севастополя!

Последними словами великого сына России вице-адмирала В. А. Корнилова были: "Отстаивайте же Севастополь!" Произнесенные ровно 160 лет назад они стали девизом беспримерного вдохновенного порыва всех севастопольцев в марте этого года, в результате которого город-герой вернулся в родной Русский Дом. Предлагая Вашему вниманию проект "Культурное достояние Севастополя", призываю Вас: "Отстаивайте же культуру Севастополя!"

Президенту Российской Федерации

Путину В. В.

Глубокочтимый Владимир Владимирович!

Право на это письмо, адресованное лично Вам, Президенту великой державы, дало мне, гражданке России, двенадцатилетнее отстаивание интересов русской культуры в Севастополе, по недоразумению с 1991 года оказавшемся на территории Украины.

Зная этот город с детства, любя его до самозабвения, гордясь его историей, я не могла смириться с насильственной украинизацией священного для русского сознания культурологического пространства Херсонеса — Корсуни — Севастополя. Ибо здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, здесь был крещен великий князь Владимир, здесь был воздвигнут первый в канонических пределах Русской православной церкви храм, здесь прославился подвигами во имя Христа Спасителя священномученик Климент Римский — первый святой, в земле Русской просиявший, здесь трудились просветители славянского мира равноапостольные Кирилл и Мефодий. Словом, почти все основополагающее и "первое" в русской истории созидалось на севастопольской земле. Как писал в 1923 году выдающийся философ и теолог Сергий Булгаков, "таинственная воронка, которая ведет в центр земли, для России находится здесь, и только отсюда можно уразуметь происходящее".

В результате великих "таврических" трудов императрицы Екатерины II и князя Потемкина в Севастополе был явлен всему миру мощный российский флот. Здесь ратными и патриотическими делами увековечили свои имена великие сыны Отечества — адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин, здесь во время Крымской кампании 1953–1856 годов и Великой Отечественной войны героизм русского, советского солдата и матроса явил беспримерный образец.

Хочется перевести дух, собраться с мыслями, чтобы добавить в почетный список севастопольских бессмертных героев имена Петра Кошки, Екатерины Бакуниной, Даши Севастопольской, Николая Пирогова, святителя Иннокентия (Борисова), Павла Горпищенко, Николая Острякова, Людмилы Павличенко и многих, многих других ратных тружеников. А если вспомнить деятелей русской культуры, бывших в Севастополе, писавших об этом уникальном городе, любивших его, то, боюсь, мое письмо превратится в летописный свод. Ограничусь только упоминанием Льва Толстого, Антона Чехова, Леонида Собинова, Веры Комиссаржевской, Ивана Бунина, Александра Куприна, Ивана Айвазовского, Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко…

Вот она — слава Государства Российского. Вот он — непобедимый дух и неопровержимая буква любви к Родине.

Севастополь — душа России. Об этом пророчествовали святитель Вениамин (Федченков), бывший после Октябрьской революции епископом Севастопольским, преподобный Серафим Саровский и тот, пока еще безымянный, святой, который в середине XVII столетия обретшим его мощи в древних инкерманских пещерах московитам велел не переносить его мощи в Первопрестольную столицу, ибо хотел "по-прежнему здесь учинить Русь". Об этом я неустанно писала и говорила. И, как результат, итог всего передуманного и пережитого за севастопольский период моей жизни, явилась изданная Севастопольским благочинием книга "Храм во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших, в контексте истории Свято-Владимирского монастыря". Во время Вашего, Владимир Владимирович, последнего посещения Херсонеса настоятель Свято-Владимирского собора протоиерей Сергий Халюта преподнес Вам этот мой скромный труд, который я закончила напоминанием, что именно здесь, на Херсонесе, "сопряжено все, данное от Бога Отечеству".

И вот теперь произошло боговдохновенное событие в истории России: Севастополь вернулся домой, в родные приделы. Еще долго город будет жить, словно опьяненный радостью, праздником, весенним настроением. Да, период 16–22 марта оказался "севастопольским временем": память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Семи священномучеников Херсонесских, начало операции по освобождению крымской земли от фашистских захватчиков, подписание Парижского мирного договора 1856 года об окончании Крымской войны. Все эти главнейшие для города даты пришлись на эти дни. И венчает парад праздников подписанный Вами, господин Президент, конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Только теперь вся выстраданная и наработанная мною за двенадцать лет программа представляется актуальной и достойной реализации, ибо она сможет комплексно и целенаправленно продемонстрировать культурологическую мощь и потенциал русского Севастополя. А культурные пласты Севастопольского региона, включающего Инкерман и Балаклаву, действительно уникальны и до сих пор должным образом не разработаны. Более того, при грамотном использовании они еще и рентабельны.

Насколько мне известно, Правительство РФ приступило к разработке специальной Государственной Президентской программы комплексного развития Крыма и Севастополя, благодаря которой удастся успешно реализовать планы ускоренного интегрирования этих регионов в экономику и бюджетно-кредитную систему РФ. В результате планируется создать особую экономическую зону в Крыму и Федеральную целевую программу развития полуострова.

Однако никакая, даже самая успешная, экономика не приносит добротных плодов, если не вдохновлена, не заряжена положительными завоеваниями в сфере культуры и искусства. Поэтому считаю своим долгом вынести на Ваше, Владимир Владимирович, рассмотрение программу освоения Севастопольского художественного пространства с рабочим названием "Культурное достояние Севастополя".

Важнейшими считаю следующие проекты:

I. Строительство и формирование в системе Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя (Панорамы) Экспозиционно-выставочного центра под названием "Корпус Рубо — Тотлебена".

Богатые коллекции Севастопольской Панорамы буквально вопиют о создании для них дополнительных экспозиционных площадей. Для полноценного их размещения я, при полной поддержке руководства Музея, считаю целесообразным возведение на Историческом бульваре нового Экспозиционно-выставочного центра, который займет видное место в системе европейских памятных мест.

В "Корпусе Рубо — Тотлебена" могут разместиться пять залов и все необходимые помещения для обеспечения полнокровного функционирования объекта, столь важного для жизнедеятельности не только Панорамы, но и всего культурного бытования города Севастополя.

Экспозиционно-выставочный центр позволит создать две уникальные постоянные экспозиции:

1. Два зала Франца Рубо. Первый предназначен для демонстрации спасенных Советской Армией в 1942 году фрагментов живописного полотна панорамы "Штурм 6 июня 1855 года", около 60-ти лет хранящихся в фондах Музея и нуждающихся в реставрации. Во втором — работы и мемориальные вещи, которые, в случае возведения Корпуса, имеет намерение безвозмездно передать Панораме его внучка — немецкая художница Сильвия Рубо.

2. Зал Эдуарда Тотлебена, где, наконец, появится возможность выставить беспрецедентный по технике исполнения и размерам план оборонительных укреплений Севастополя, созданный в единственном экземпляре в Царском Селе во второй половине 1850-х годов, и другие уникальные материалы, связанные с деятельностью великого русского военного инженера.

Помимо постоянных экспозиционных залов в "Корпусе Рубо — Тотлебена" целесообразно создать большой и камерный выставочные залы, в которых смогут проходить самые разнообразные выставки, включая современных художников.

II. Издательско-выставочный проект "Крымская кампания 1953–1856 годов в изобразительном искусстве. К 160-летию подписания Парижского мирного договора".

Издательская часть проекта включает изобразительный материал (живопись, графика, карты и планы — всего более 300 иллюстраций), расположенный в хронологическом порядке и с подробными комментариями.

Предполагаемые к публикации изобразительные материалы хранятся в фондах более чем пятнадцати российских музеев, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Центральный военно-исторический музей, Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Российский государственный исторический архив, Самарский областной историко-краеведческий музей, Военно-исторический музей Черноморского флота, Музей истории Морского корпуса Военно-морского института, Феодосийскую картинную галерею имени И. К. Айвазовского.

Таким образом, впервые будет воспроизведен практически весь изобразительный материал из музеев России, посвященный Крымской кампании, аннотированный севастопольскими, московскими и петербургскими специалистами. В результате историческая и искусствоведческая наука обогатится значительным пластом ранее не доступных художественных произведений.

Альбом "Крымская кампания в изобразительном искусстве", рассчитанный на любителей истории, поклонников живописного искусства, коллекционеров раритетов Крымской войны, может стать еще и каталогом выставки, которую целесообразно открыть в Центральном выставочном зале "Манеж" в марте 2016 года, приурочив к 160-летию подписания Парижского мирного договора.

III. Выставка "Севастополь — Москва: сердце и душа России".

Экспозицию уместно разместить в Центральном выставочном зале "Манеж" или в выставочных залах Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Выставка призвана визуально продемонстрировать главную идею: только после Манифеста от 8 апреля 1783 года о принятии Крыма под Российскую державу начался процесс культурного освоения полуострова, а основание Севастополя стало важнейшей составляющей укрепления позиций Российской империи на международной арене.

Историю Севастополя предполагается донести через конкретные судьбы россиян, которые, только поселившись в этом, почти диком, опустошенном войнами и чумой, месте Крыма, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, проявили изумительную любовь к имевшимся здесь древностям и святыням. Благодаря энтузиазму русских людей Севастополь превратился в процветающий город. И благодаря их духовным и ратным подвигам эта земля обрела именование "священная".

Основой композиционного замысла выставки является отражение многообразия исторических эпох Севастополя, начиная с античного периода и заканчивая возвращением в Российскую Федерацию.

Все участники выставки — московские музеи и архивы.

IV. Издательско-выставочная программа "Креститель Руси великий князь Владимир и его небесный покровитель святой Климент Римский. К 1000-летию кончины святого князя Владимира".

Выставка, которую уместно провести в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, призвана показать выдающееся значение для истории Русской православной церкви святого Климента Римского — ученика первоверховного апостола Петра.

Почитание Климента уже в первые века христианства получило широкое распространение на окраинах греко-римского мира, где проходила миссия равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а мощи римского епископа, над которыми папа Адриан в 865 году единожды служил в Риме божественную литургию на славянском языке, приобрели значение святыни, наделенной общехристианским авторитетом.

На Руси культ святого Климента стал одним из обоснований для причисления Русской церкви к ряду апостольских кафедр и осознания ее как равноправного члена Вселенской церкви. Сам же римский епископ, после того, как его мощи были принесены великим князем Владимиром в Киев из Херсонеса, стал восприниматься в русской традиции как первый просветитель и небесный покровитель Руси. Связанные с его именем церковные праздники явились одними из первых проявлений самоидентификации Киевской Руси как равноправного государства в содружестве христианских народов.

В настоящее время деяния священномученика Климента, папы Римского, вызывают значительный интерес. Это связано с активным и плодотворным диалогом русского и западноевропейского искусства, а также с постепенно развивающимся общением между Православной и Католической церквями.

На примере представленных в предполагаемой экспозиции памятников Латинской Европы, Византии и России возможно будет убедиться, что образ святого Климента Римского имел необычную и во многом политизированную судьбу, поскольку его выдающийся статус оказался на стыке Восточной и Западной церквей.

Несомненно, выставка приобретет актуальные черты и в связи с 1000-летием кончины святого великого князя Владимира.

Этой же выдающейся памятной дате хотелось бы посвятить идейно связанный с выставкой альбом-альманах "Священномученик Климент, папа Римский, в истории христианства", подготовка которого к изданию практически завершена. Авторами иллюстрированного сборника являются авторитетнейшие российские и зарубежные ученые и исследователи.

V. Издательский проект "И с вами снова я. История России в портретах" и выставка, организованная на его основе для показа в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого.

Альбомное издание предполагается осуществить в пяти томах:

— Портреты XVII — начала XIX в.

— Портреты первой половины XIX в.

— Портреты второй половины XIX — начала XX в.

— Портреты деятелей искусства.

— Миниатюрные портреты из собрания купца Синебрюхова.

Разработана уникальная концепция издания, не имеющая аналогов в мировой практике. Каждый портрет рассматривается в единстве его исторической, искусствоведческой и мемориальной значимости. В ряд произведений этого жанра, хранящихся в фондах российских музеев, впервые включены работы из собраний крымских музеев.

Так, в первом томе "Портреты XVII — начала XIХ в." предполагается опубликовать 351 портрет из следующих музеев: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Останкинский дворец-музей, Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Краснодарский краевой художественный музей, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого, Алупкинский дворец-музей, Тюменская картинная галерея, Дом-музей Герцена, Симферопольский художественный музей, Бахчисарайский дворец-музей, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева и других.

Часть из портретов будет воспроизведена впервые.

К сожалению, в настоящее время на российском художественном рынке отсутствуют издания, сочетающие в себе высококачественный изобразительный ряд с увлекательным справочным аппаратом. Повышенный спрос к переизданиям пятитомного "Собрания портретов великого князя Николая Михайловича" позволяет надеяться на успех альбома "И с вами снова я. История России в портретах".

Содержание альбома:

Вступление.

Альбомная часть, где каждый портрет занимает отдельную полосу.

Справочный аппарат, включающий обзорную статью научного редактора, биографические сведения о художниках и портретируемых, аннотации к портретам, перечень имен, организаций, географических названий и наград.

VI. Ежегодный международный музыкальный фестиваль "Севастопольская тема".

Наиболее целесообразно фестиваль проводить в течение пяти дней в сентябре месяце.

Первой темой может стать всемирно известный сюжет "Ифигения в Тавриде", действие которого, по легенде, разворачивалось в Балаклаве.

К сожалению, в Севастополе до сих пор нет современного концертного зала, способного принять выдающихся российских и зарубежных артистов. В городе нет даже приличного рояля. Поэтому подготовку фестиваля необходимо вести по двум направлениям: возведение Севастопольского концертного зала и непосредственная подготовка музыкальной программы.

Для организации подобного уровня фестиваля не обойдется без создания авторитетного организационного и художественного комитетов.

При благоприятном стечении обстоятельств первый фестиваль можно будет провести уже в 2018 или 2019 году.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, я горжусь тем, что родилась в России, работаю — для России. Не для себя живу, а для Отчизны. Сейчас же меня переполняет особенное, ни с чем несравнимое счастье второго (и последнего — навеки) обретения Россией Крыма. Вскоре Керченский мост пространственно, духовно, символически соединит воедино два русских черноморских берега. Однако мне хочется, чтобы и вышеизложенная культурная программа навсегда связала крепким морским узлом Севастополь и Россию. Поэтому прошу Вас включить предложенный мною проект "Культурное достояние Севастополя" в качестве отдельного пункта в ту Государственную Президентскую программу, которая ныне по Вашему поручению формируется и разрабатывается Правительством РФ.

Последними словами великого сына России вице-адмирала В. А. Корнилова были: "Отстаивайте же Севастополь!" Произнесенные ровно 160 лет назад они стали девизом беспримерного вдохновенного порыва всех севастопольцев в марте этого года, в результате которого город-герой вернулся в родной Русский Дом. Предлагая Вашему вниманию проект "Культурное достояние Севастополя", призываю Вас: "Отстаивайте же культуру Севастополя!"

С глубоким и искренним почтением,

Ольга Ковалик,

писатель, член Союза писателей России,

кавалер орденов "Святой праведной Анны"

и "Святого Ярослава Мудрого" РПЦ

Севастополь — Москва

1.0x