Авторский блог Журнал Родная Кубань 14:19 8 ноября 2024

От студенческой идеи до литературного гиганта: эволюция «Молока»

статья Екатерины Татулян

«Вы — оплот русской культуры и живительная субстанция для её развития; Вы — зоркий выверенный взгляд на значительные явления прошлого и современности, расширяющий наши горизонты и задающий направления; Вы — Млечный Путь на небесном бархате русской словесности, галактика литературных созвездий и отдельных звёздных величин, формирующих космос отечественного читателя» [6]. Так отзывается о журнале «Молодое око», в сокращении «Молоко», Ирина Калус и команда, так называемого «младшего брата» «Молока» – журнала любителей русской словесности «Парус».

«Молоко» – русский литературный журнал, имеющий консервативную направленность, и стремящийся сохранить на своих страницах «красоту, честность и национальную полезность» [7]. Журнал был создан в 1998 году студентами Литературного института, «полуголодными, скромно одетыми молодыми людьми, на которых общественное мнение смотрело тогда, как на блаженных» [14], но вот, уже на протяжении 26 лет издание предоставляет читателям возможность знакомиться с русской, традиционно-православной культурой. Из творческих семинаров Р. Киреева, Н. Евдокимова, Н. Старшинова и др. формируется идея создания «Молодого ока» – консерватизм которого, позже, будет «заметен во вкусах, средствах выражения и подборе авторов» [10]. Главным редактором становится – Лидия Сычёва. «Ей удивительным образом удается совмещать в себе лирического прозаика и яркого, порой хлесткого публициста» пишет о ней издательство ИТРК, которое выпустило несколько ее книг [15]. Лидия Андреевна, в интервью для газеты «Саровская пустынь» в 2013 году рассказывает более подробно о возникновении идеи создания журнала «Молоко»: «Мы сидели на лекции по истории русской критики, переписывались в тетрадке, чтобы не мешать разговорами преподавателю. У меня сохранились эти записи: "А давайте будем свой журнал издавать!" "А как назовём?" "Молодое око"! "Как-то "одноглазо" получается. Лучше сократим - "МОЛОКО"». Таким неожиданным образом появляется «самый старый интернет-журнал русской традиции» [16]. «Честно говоря, тогда я несерьёзно отнеслась к идее журнала, хотя однокурсники и выбрали меня главным редактором. Думала, что мы выпустим пару номеров, и энтузиазм заглохнет. Всё-таки журнал - дело затратное, деньги нужны», - сообщает Лидия Андреевна [14]. Несмотря на то, что всего шесть печатных номеров вышло в свет, впоследствии журнал был переведён в электронную версию с еженедельным обновлением, а в эпоху цифровизации это не чуть не мешает развитию журнала, а наоборот. «Молоко» активно ведет свою страницу в Яндекс Дзене под названием «Стакан молока», где публикуются лучшие его материалы. Имеет более 164 тысяч подписчиков на платформе, сегодня не каждое издание может похвастаться таким количеством читателей. Также редакция стала первой, кто открыл свой видеоканал на ютубе и запустил проект «Русское поле» - содружество литературных журналов в сети, где представлены, в основном, провинциальные издания.

У журнала были веские причины для появления, так как в 90-е годы умы общества заполонила философия постмодернизма, русские традиции разрушались, мало кто вставал на сторону защиты Православия, высмеивались ценности. «В душе своей новые преобразователи – стопроцентные протестанты» [12]. А протестантизм, как писал Достоевский, «вера эта есть протестующая и лишь отрицательная», и если вдруг случится, что не будет больше противника ей, то и она не выживет, потому что «не против чего будет протестовать» [4]. Такой период Виктор Пелевин сравнивал с поеданием «мяса погибшей культуры». Поэтому общество нуждалось в спасении от гнили, «чернушного мусора», финансово поддерживаемого западом, и тогда, противником всего вышеперечисленного становится журнал «Молоко», сразу же принявший миссию сопротивления разрушению и развалу.

Просветленные личности, бескорыстные герои, защитники Слова и Православия – такими терминами можно охарактеризовать авторов «Молодого ока», ведь журнал не имеет гонораров, что делает интернет-издание чистым и непорочным. «Сколько за это время скончалось "бюджетных проектов" в области культуры и СМИ - не перечесть!.. А вот мы – живём» – отмечает Лидия Сычева. Авторы, а их количество около пятисот человек, трудятся «во славу русской словесности» [14]. «У нас нет возможности помогать сиротам или строить храмы, но зато есть время, которое мы можем пожертвовать на просвещение читателей» – подытоживает главный редактор. Также важно перечислить фамилии тех, кто помогает Сычевой вести издание «серьезно и для жизни», сохраняя честь «русского литературного журнала». Это заместитель главного редактора и заведующий отделов прозы, литературоведения и публицистики – Виктор Боченков, веб-редактор Вячеслав Румянцев, Наталья Алексютина и Юрий Горюхин – руководители отдела прозы, Михаил Бондарев – поэзии, Елена Пустовойтова – критики, Артем Попов – публицистики, Сергей Косыгин – орготдела. В журнале публиковались современные классики: Виктор Лихоносов, Валентин Сорокин, Юрий Бондарев. Также редакция предоставляет возможность публиковаться молодым авторам. Издание не перепечатывает материалы с других источников, все они абсолютно уникальны и оригинальны.

Журнал за все время своего существовать не получил ни копейки финансовой поддержки от государства. Главный редактор отмечает, что «Минкультуры могло бы, например, ну хотя бы "спасибо" сказать русским писателям» [14], но этого не происходит. Но главное, что Лидия Андреевна сама благодарна каждому человеку, трудящемуся над журналом. Опять же в интервью для «Саровской пустыни», когда разговор заходит за авторов, «сделавших имя журналу», редактор начинает перечислять фамилии современных классиков, молодых «перспективных прозаиков», уникальных авторов с разных частей России и мира в целом, и в конце Сычева говорит: «Я прошу прощения перед читателями за этот длинный список, но, поверьте, все они - прекрасные литераторы! И я извиняюсь перед остальными авторами "МОЛОКА", что я их не назвала - ну, это действительно очень, очень большая команда... Спасибо вам! Именно писатели создают наш журнал» [14]. Такая искренняя речь пусть и не греет карман, но она греет более значимое человеческое сокровище, «бессмертную субстанцию» – душу. Журнал «Молоко» – издание с безупречной репутацией и ответственной миссией сохранения русскости. Можно даже назвать его «благотворительный» и «скромный», и как отмечает переводчик Александр Андрюшкин: «С самого начала журнал „Молоко“ повёл себя не совсем обычно, так как почему-то избегал шумной саморекламы» [2].

Каждая публикация интернет-издания имеет особую смысловую нагрузку, возможность подумать над проблематикой, поставленной автором. Множество патриотических рассказов, имеющих связь с духовными ценностями, любви к родине, семье и человеку позволяют отнести журнал к «правому» (исконно русскому) направлению. На портале размещаются проза (в большинстве случаев – короткие рассказы), поэзия (русских классиков и современных авторов), публицистические материалы в разделах: «Критика», «Полемика», «Дневник писателя», «Эссе», «Беседы», «Будущее России», «Литературные конкурсы и премии» и так далее.

В интернете первые публикации представлены с 2001 года. Анализируя материалы за этот год, можно сказать, что в них читатели могли найти информацию о новых культурных феноменах, переворотах в обществе, влияющих на национальную самоидентификацию. Так в статье Валентина Сорокина под названием «Пошире надо глаза раскрыть!» критикуются современные культурные деятели, которые пытаются определить и классифицировать писателей по политическим и идеологическим направлениям. Сорокин указывает, что современные критики не хотят видеть истинные таланты, они занимаются поверхностной работой, а такие авторы, как Вячеслав Орлов, написавший трагедию «Сталин», которая, по мнению автора статьи, затрагивает острые народные тревоги, Михаил Крупин и его повесть «Самозванец», которая удивила «красотою слога, знанием и чувством природы» остаются незамеченными. Ведь в итоге «раскручивают» тех, кто «при счастливой минуте» сбежит в Израиль. Писатель заканчивает иронией о том, как «виртуальные кикиморы», «ликующие мокроносые грифы», «газетно-экранные циники издеваются над русским словом и над русскою душою» [13].

В этом же году в архиве можно найти несколько материалов на тему веры и Православия, например Артём Ермаков и его статья «Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения». Имя преподобного Сергия Радонежского символизирует высоту, до которой может подняться земля, просвещенная христианским учением. Его жизнь тесно переплетается с событиями XIV века, когда Русь, находившаяся под монголо-татарским игом, нуждалась в вере и духовной опоре. В это время личная свобода людей была ограничена и Церковь сохраняла надежду на спасение и нравственные ценности [5]. Так вот и этот материал не зря публикуется в начале новой эпохи, в 2001 году, когда нужно вновь вернуться к своим истокам и продолжать духовно-нравственное развитие русского народа во всех сферах жизни.

Но эта проблема остается нерешенной и по сей день, ибо материалы за 2024 год также призывают к единению, любви к родине, народу и семье, осмыслению высших ценностей. Наталья Алексютина в 2001 году в статье «Любовь зла - полюбишь и собаку» пишет: «…время - категория вечная и поэтому гораздо важнее сохранять и передавать на этой земле такие же вечные истины. Любовь, веру, добро» [1], а в 2024 году Людмила Владимирова в своем материале, приуроченном к 215-летию Н.В. Гоголя «Обнять обе половины русского народа», приводит цитату из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам» [3].

Таким образом, вечная проблема любви сохраняется в обществе, а значит и сохраняется в материалах журнала «Молоко». Ибо даже Лидия Андреевна, постоянно поднимающая тему любви, признается: «Что такое любовь, я, конечно, знаю, но в словах это чувство передать невозможно. Да и не нужно» [11]. Но, так или иначе, Сычева сообщает, что «самый большой грех – это жизнь без любви», а в Россию так и просачивается «главная болезнь западного мира – депрессия, т.е. нелюбовь, отвращение к жизни. «Потому что везде сегодня проповедуется не культ любви и жизни, а культ нежити и распада» [11], следовательно с такими настроениями и взглядами не только не будет любви к Отечеству и народу, но и к жизни в целом.

Рассказы, представленные в журнале «Молоко», показывают уникальные судьбы людей, чья жизнь является примером истинного патриотизма и любви. Самая интересная часть всегда остается в конце, точнее даже в последней строке, которая самая трогательная или наиболее смысловая во всем тексте. Например, рассказ Нины Левиной «Звезды – глаза ангелов» сразу же привлекает уникальным названием, связанным с духовными связями человека и божественных сил. Повествование о Зое Сергеевне, тяжело опечаленной тем, что сын, находящийся на фронте, давно не выходил с ней на связь. Прогуливаясь по парку, смотря на звезды, которые были «глазами ангелов», она молилась им, чтобы те оберегли ее сына от бед. Действительно, яркая звезда, которую увидел ее сын – Антон, уберегла его от опасности. Рассказ заканчивается тем, что Зоя Сергеевна получает долгожданное сообщение от сына: ««Мама, я жив. Всё в порядке. С Новым годом!» [9]. Эти строки, не оставляют равнодушным читателя, после их прочтения приходит чувство гордости за бойцов, защищающих народ на передовой, осознание силы материнской любви и молитвы. Эта строка и является самой важной и душевной во всем рассказе.

Журнал не забывает о памятных датах и важных событиях для литературы, истории и страны в целом. В 2024 году к 225-летию А.С. Пушкина опубликованы следующие материалы: Лидия Сычева «Аплодисменты Пушкину» (о наследии поэта и неизменной значимости его творчества для культуры страны), Людмила Владимирова «А.С. Пушкину граждане Одессы» (материал представлен в двух частях) и «В дни памяти А.С. Пушкина (поэзия великого творца). К 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова выходит материал Валерия Сухова «Лермонтов – позывной» с лирикой великого автора, к 215-летию Н.В. Гоголя появляется материал Людмилы Владимировой «Обнять обе половины русского народа…», Валерий Рокотов к 100-летию Франца Кафки выпускает статью по названием «Во всем виноват Кафка», Борис Лукин пишет о поэте и военном журналистке Юрии Беличенко к его 85-летию «Сын удивительной эпохи». Не хватает еще материала к 100-летию Юрия Бондарева, Валентин Сорокин в 2019 году написал эссе к 95-летию автора под названием «Мы непобедимы», может быть, в этом году о Юрии Васильевиче напишет Лидия Сычева, как ученица Сорокина и в некотором смысле его последовательница.

Еще одной особенностью журнала становится то, что материалы в нем чаще всего сопровождаются не просто изображениями с интернета, а картинами известных художников, тем самым увеличивается уровень культурного обогащения читателей.

Таким образом, интернет-журнал «Молоко» становится в один ряд с такими изданиями, как «Родная Кубань», «Наш современник» при Станиславе Куняеве и другими «толстыми журналами» духовно-патриотической направленности, имеющими печатную версию. «Молоко» не нуждается в «саморекламе», они пишут для тех, кому это интересно, как подчеркивает Лидия Андреевна «Молоко» стал «журналом для писателей, нежели для читателей», а потому материалы в нём глубокие и нуждающиеся в осмыслении и анализе [8].

Список использованных источников:

1. Алексютина Н. «Любовь зла - полюбишь и собаку» // «Молоко». – 2001.

2. Андрюшкин А. «Лидия Сычева и «Молоко»: мы говорим первое – подразумеваем второе?» // Санкт-Петербургский дом писателя.

3. Владимирова Л. «Обнять обе половины русского народа…» // «Молоко». – 2024. – № 4.

4. Достоевский Ф.М. «Дневник писателя (1877) / Федор Михайлович Достоевский. – Москва : Издательство АСТ, 2024. – 576с. (Эксклюзив: Русская классика).

5. Ермаков А. «Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения» // «Молоко». – 2001.

6. Калус И. и команда «Паруса» «Поздравляем журнал «Молоко» с 20-летием!» // ЛитБук – 2019.

7. Кокшенева К. «Всё та же любовь... Мифы молодых: проза и реальность» // «Наш современник» – 2002. – № 7.

8. Кузьминский Г. «Мы пишем для народа»: как литературный журнал «Молоко» обрел в Дзене новую жизнь» // Дзен – 2019.

9. Левина Н. «Звезды – глаза ангелов» // «Молоко» – 2023. – № 12.

10. «Молоко, литературный журнал» // профессионально о книгах «Probooks.ru»

11. Павлов Ю., Сычева Л. «Одухотворённая» // «Литературная Россия» – 2009. – № 39.

12. Семенова В. «Слово правды и отваги» // «Родная Кубань» – 2021.

13. Сорокин В. «Пошире надо глаза раскрыть!..» // «Молоко». – 2001.

14. Сычева Л. «Сопротивляться сатанизму!..» // «Саровская пустынь» – 2013. – № 12.

15. «Сычёва Лидия Андреевна» // «Издательство ИТРК» – 2022.

16. Сычева Л. «Во имя любви и красоты» // «Молоко» – 2019. – № 6.

Источник

1.0x