12 марта 1917 года стало кульминацией Февральской революции в России. Именно в этот день повсеместные забастовки, акции протеста и просто уличные беспорядки переросли в вооруженное восстание.
Первым из армейских подразделений, перешедших на сторону протестующих, стал Лейб-гвардии Волынский полк. Солдаты застрелили командира и под началом унтер-офицера Кирпичникова увлекли за собой большую часть Петроградского гарнизона.
Начинающий в ту пору литератор Владимир Маяковский так писал об этом:
…В промозглой казарме
суровый
трезвый
молился Волынский полк.
…()…
Первому же,
приказавшему —
«Стрелять за голод!» —
заткнули пулей орущий рот.
К слову, за неделю до Кирпичникова, сам Маяковский возглавил взвод сослуживцев, который арестовал своего командира. Убивать на месте его не стали. Русский генерал Петр Секретев отсидел в Петропавловской крепости, эмигрировал, и умер своей смертью в Париже в 1935-ом.
А вот американский репортер Джон Рид умер своей смертью в 1920-ом в Москве.
Очень не равнодушен был человек к революционным событиям в России. И к войнам вообще. До того как приехать в Россию, Джон Рид колесил по фронтам Первой мировой. В его статье «Долина трупов» (1916 год, Сербская кампания) встречаем такие строки:
«Симпатичный молодой капитан, сопровождавший нас, был некогда офицером комитаджиев, которого правительство послало подготовить мятеж сначала в Македонию, а затем в Австрийскую Боснию и Герцеговину.
— Прежде чем мы завербовались добровольцами в отряды комитаджиев, — сказал он, — правительство направило нас в берлинский и венский университеты изучать вопросы подготовки революций, и в частности итальянского Рисорджименто».
«Комитаджии» - это болгарские, а позже и сербские партизаны националистического толка. У сербов сейчас таких называют четниками.
«Рисорджименто» - национально-освободительное движение за объединение Италии в 19 веке. Воссоединение, с элементами революционного насилия и просто войн, продолжалось около 30 лет.
Судя по свидетельству Джона Рида, европейские университеты более сотни лет назад изучили этот опыт, создали методологию, ввели дисциплину, и распространили её на весь свет. В том числе и на Россию.
Впрочем, нет никаких свидетельств, что унтер-офицер Кирпичников перед убийством своего командира встречался с симпатичным молодым капитаном, изучавшим вопросы подготовки революций в университетах Берлина и Вены.
Есть свидетельство, что Кирпичников был расстрелян в канаве и там оставлен. Маяковский покончил жизнь самоубийством и похоронен на Новодевичьем погосте. Секретев лежит на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Ну а Джон Рид покоится у Кремлевской стены на Красной площади.
двойной клик - редактировать изображение