Историю одного из древнейших казачьих поселений Каменный Брод (впоследствии пеобразованного в нынешний Луганск) мы знаем лишь благодаря тому, что она отражена в церковном труде епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия Макаревского (1822? – 1885) «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XXVIII столетия : Вып. 1-2. - Екатеринослав : Тип. Я. М. Чаусского, 1880. - 2 т.». Краеведа цитировали столетиями все справочные издания. Вспомним: «Каменный Бродъ, — древнѣйшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность. Въ 1740—1750 годахъ здѣсь зимовниками и хуторами, въ землянкахъ и шалашахъ, сидело нѣсколько семействъ людей малороссійской націи»…
В целом, Каменному Броду и его храму епископ посвятил в своём двухтомном труде всего несколько абзацев, но, как и в случае с «Москвой» в «Бородино» М.Лермонтова: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось».
Уже одно лишь использование автором термина «древнейшее запорожское займище» подсказывает, что начало Каменного Брода следует относить к XV веку – в «переходный» период от эпохи Бродников к эпохе Запорожского казачества и Всевеликого Войска Донского. О казачьих объединениях, проявивших себя в то время в Приазовье, свидетельствовал польский историк Мартин Бельский (1495–1575). И, согласитесь, очень логично, что именно в Приазовье и Нижнем Дону, где "заканчивается" история казаков-бродников, начинается эпоха казаков Каменного Брода и казаков Малого и Большого Перевоза. Напомним, БРОДНИКИ — это та самая часть коренного народа Руси Изначальной, которая обеспечивала товарооборот (рух=русь) в славянском мире и, по сути, этнокультурную коммуникацию в государстве без дорог (единственными транспортными артериями были «божьи дороги» — реки, БРОДНИКИ же были лоцманами и перевозчиками, они же строили и обслуживали переправы на реках в лесостепной части Руси). Посредством БРОДНИКОВ язык Всея Руси «двигался», обогащался и развивался вместе и сообща, и был общим для всей Руси с её окраинами. Собственно, язык бродников, обеспечивающих русь-движение (равно развитие) в славянском мире, язык с древними корнями и постоянно обогащающийся, благодаря общению, формировал язык Руси и дал логичное название нашему нынешнему языку, объединяющему славянский мир.«Русский», буквально, и обозначает «подвижный», «живой», «развивающийся». Это значение отражено, например, в названии «Толкового словаря живого великорусского языка», составленного Владимиром Ивановичем Далем (1801-1872).
Логично, что бесследно БРОДНИКИ, три века успешно отстаивавшие честь Руси, исчезнуть не могли. Понятно и то, что с философской (т.е. научной) точки зрения, абсолютно невозможно огульно отрицать то, что поселение Каменный Брод на реке Лугани в Донбассе связано с эпохой героев Руси, которые, находясь в полном окружении Золотой Орды отстаивали субъектность Руси Изначальной, территориальную неприкосновенность Сердца Руси, тем самым сохранили от разграбления святыню Древней Руси — курганную усыпальницу, которая только на Луганщине, только официально, насчитывает около 15000 памятников! Да, исторический факт: БРОДНИКИ Донбасса дань Золотой Орде не платили…
Стоит повториться, что полностью исчезнуть в последующие времена стражи Донбасса никуда не могли. Подробнее об этом — в моей книге «Доля Луганска быть Святоградом». Например, «Достоверная ландкарта 1750 года», отражающая древние реалии до 1714 года, свидетельствует о множестве поселений в бассейне Лугани задолго до образования Славяносербии. О древности потомков БРОДНИКОВ свидетельствовали и сами сербы. Генерал Симеон Пишчевич (1731–1798) в своих «Записках» писал, что «тамошний народ вырос і состарился все на одном месте». То есть, коренной народ на Лугани был ко времени слияния в славяносербское единство «древнейшей казачьей маетностью». И он может быть такой же древности, как упоминаемая, например, венгерским королём Белой IV (1206-1270) «республика Бродния». Как бы то ни было, её наследники – жители Брода – упомянуты в Универсале Богдана Хмельницкого, обращавшегося к своим соратникам накануне воссоединения русского народа в середине XVII века.
Почему они были «не заметны» до момента, когда Каменный Брод засвидетельствован на территории, курируемой Запорожской Сичью? Ответом может служить свидетельство того же Симеона Пишчевича, который писал, что первый год местные жители не шли на контакт ни за какие деньги и скрывались!
И, как вы думаете, где? Нет, не в ярах и дубравах. Потомки легендарных бродников «скрывались» в упомянутых выше «землянках», которые в Донбассе (бассейне реки Дон) с давних времён были традиционным жильём христианских отшельников. Ведь в землянках в мергельных горах зимой не холодно, а летом не жарко и не сыро. Таковыми, как свидетельствовал краевед Каменного Брода Вениамин Антонович Карпенко, являются жилища в горе, о которых можно получить представление, глядя на Святогорский или Дивногорский монастыри: такие же сводчатые коридоры, высотой от 2 метров и выше, такие же «лежанки», вырубленные в стенах. Во время строительства дамбы у Лугани был обнаружен вход в церковь в Каменнобродской мергельной горе… Словами Велико-Новгородского писателя Валентина Иванова (1902-1975), мы никуда не исчезали, сама земля наросла на нас.
Согласно международным нормам, возраст населенного пункта определяется по наиболее раннему его письменному упоминанию. Таковым для нашей общины Святограда Луганского является сохранённое в христианских архивах упоминание возраста церкви Петра и Павла. И инициатором воздвижения её в пределах Святогорского монастыря — в селении Каменный Брод в 1679 году — по авторской, никем не опровергнутой версии был настоятель Святогорского монастыря святой Иоиль (Озерянский).
На фото: Петропавловский собор в Луганске, современный вид