Новостные ленты мировых и отечественных массмедиа сообщили, что «Россия выходит из Совета Европы». Разумеется, эта сверхсенсационная информация, хотя и лежащая в русле нынешней беспрецедентной конфронтации РФ с коллективным Западом, требовала подтверждения из первоисточника. В первоисточнике — тексте «Заявления МИД России о ситуации в Совете Европы», опубликованном 10 марта 2022 года, говорилось следующее: «Недружественные России государства ЕС и НАТО, злоупотребляя своим абсолютным большинством в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ), продолжают линию на разрушение Совета Европы и общего гуманитарно-правового пространства в Европе. Ход событий становится необратимым. Россия не намерена мириться с этими подрывными действиями, осуществляемыми коллективным Западом в русле насаждения «порядка, основанного на правилах» на замену попираемого США и их сателлитами международного права. Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования. Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России».
Следует ли из данного конкретного документа, что Россия уже вышла, начала процесс выхода или приняла решение выйти из Совета Европы (СЕ), который ещё 25 февраля 2022 года приостановил все права нашей страны как члена данной организации, сохранив при этом все её обязанности в том же качестве, включая обязанность выплачивать членские взносы? Нет, не следует. И даже отказа нашей страны от исполнения своих обязанностей в рамках СЕ не следует, соответствующих официальных документов со стороны РФ пока не поступало, о чём в Страсбурге сразу и поспешили заявить. Российская сторона всего лишь сообщила, что не будет участвовать в работе СЕ, то есть присутствовать на всех мероприятиях под его эгидой в качестве «мальчика для битья» — со связанными руками и заклеенным скотчем ртом. То есть не дала показательно привязать себя к позорному столбу на главной площади еврогородка.
Такая сдержанность, на первый взгляд, несколько удивительна, особенно если учесть принятые, принимаемые и намеченные на будущее коллективным Западом, а также его институтами, одним из которых является Совет Европы, дискриминационные меры по отношению к России. Впрочем, и Газпром пока выполняет все свои обязательства относительно поставок «голубого золота» европотребителям, в том числе — через территорию Украины, и переговоры с киевскими властями наше политическое руководство продолжает вести, хотя прекрасно понимает, что с «шайкой наркоманов и неонацистов» договариваться не о чем. То есть Россия хочет быть Европой больше, чем сама Европа, и стремится максимально соответствовать пресловутым «общечеловеческим ценностям» — даже несмотря на то, что наши западные «партнёры» от этих ценностей не просто отказались, но откровенно попирают и топчут их на каждом своём шагу.
Чем обусловлена такая, казалось бы, нерациональная и абсолютно невыгодная позиция, которую сейчас занимает наша страна? Почему бы не воздавать врагам око за око и зуб за зуб, или даже вдвое того — ведь все военно-технические и прочие возможности для этого у нашей страны есть? Возможно, предлагаемый ниже ответ на эти вопросы покажется странным, но иного дать не получится. Россия следует не ветхозаветной, а евангельской этике — даже не столько в смысле: «Если кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и другую» (Мф. 5: 39) (после удара по второй щеке запрета бить в ответ больше нет), — сколько в смысле отношения к лицемерам-фарисеям: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают». Не самая, мягко говоря, распространённая линия поведения в мировой политике, которая со стороны неизбежно воспринимается как слабость и неуверенность.
Здесь западные оппоненты России лгут дважды. Первый раз — сознательно и другим, когда публично выставляют нашу страну сосредоточием мирового зла и агрессии. А второй раз — неосознанно и себе, когда считают, что на деле наша страна слаба и не уверенна в собственных действиях, а потому, оказавшись перед угрозой доступа к благам западной цивилизации, не решится идти до конца и воевать до победы, что российские элиты полностью управляемы, поскольку зависимы от своих активов, размещённых за рубежом: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 32). А значит, в этой логике, чем сильнее будут санкции, тем быстрее капитулирует и сдастся на милость извечных «виннеров» очередной «лузер» в лице взбрыкнувшей было против «порядка, основанного на правилах» России. И можно не сомневаться: некая доля истины в такого рода рассуждениях присутствует, причём немалая доля. Но не вся истина. Далеко не вся. Особенно — с учётом того, что главным и, по сути, единственным гарантом всех активов постсоветского происхождения за пределами РФ являются только российские Вооружённые силы, и никто кроме них. Гарантом ракетно-ядерным, а с недавних пор — гиперзвуковым по скорости и сверхточным по месту действия.
Возвращаясь к теме выхода России из Совета Европы, необходимо отметить прежде всего то, что данная тема озвучена МИДом РФ не просто как абстрактная возможность, но и как реальная перспектива на ближайшее будущее. Для этого необходимо начать и пройти соответствующую юридическую процедуру, которая не может быть завершена ранее 1 января 2023 года, а до той поры все обязательства России перед СЕ автоматически сохраняются — всё как положено: «вход рубль, выход десять». Стоит напомнить, что в СЕ сегодня состоят 47 государств — практически все, чьи территории полностью или частично географически расположены на этом континенте. Исключениями являются Ватикан, Белоруссия (кандидат на вступление в СЕ) и Казахстан (наблюдатель). Остальные государства Европы, безотносительно к тому, являются они или нет членами НАТО, Евросоюза, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и т. д., — находятся в этом объединении, идея создания которого была озвучена Уинстоном Черчиллем ещё в 1943 году, а создание оформлено через месяц после учреждения НАТО — фактически для гуманитарно-правового сопровождения деятельности этого военно-политического блока. Структуры Совета Европы: Комитет министров в составе министров иностранных дел стран — членов СЕ, Парламентская ассамблея (та самая ПАСЕ), Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также Венецианская комиссия и Конгресс местных и региональных властей Европы. Россию приняли в СЕ в феврале 1996 года.
Выход или исключение нашей страны из этой структуры будет означать прекращение автоматического сотрудничества с государствами — членами СЕ в конституционно-правовой сфере, то есть взаимное признание легитимности соответствующих органов государственной власти и их решений: судебных, следственных и т. д. — всё это придётся урегулировать в двустороннем порядке с каждой страной, входящей в СЕ. То есть по факту поставит в Европе нашу страну, её компании и граждан «вне закона» не на уровне "Фейсбука" и "Инстаграма", где уже разрешили призывы «убивать русских» и лишать их собственности без суда и следствия, а на межгосударственном уровне. Соответственно, все, кто совершает соответствующие преступления по всему миру, смогут рассчитывать на предоставление защиты и убежища в странах — членах СЕ, по каким-либо причинам отказавшихся от сотрудничества с Россией.
Впрочем, террористов, как военно-политических, так и финансово-экономических, явных и скрытых, наносивших ущерб национальным интересам и безопасности нашей страны, в Европе привечали и так, но до недавнего времени — всё-таки с оглядкой. То же самое касается и взаимодействия региональных и местных властей: сепаратизм и национализм в РФ по этой линии поощрялся преимущественно в латентных, скрытых формах. Конечно, в случае выхода из СЕ все эти «спящие» проснутся и активизируются, поэтому реальные риски такого выхода не сводятся к «восстановлению смертной казни» и «отказу от исполнения решений ЕСПЧ» — всё гораздо сложнее. Неслучайно ряд российских официальных лиц заявил, что «чёткое коллегиальное мнение» по данной проблеме только дорабатывается, а точный срок начала процедуры ещё не назван.
Но выход из Совета Европы повлечёт за собой и несколько менее очевидных, но не менее важных аспектов, которые, несомненно, будут на пользу нашей стране. Первый из них — это свидетельство о смерти, выписанное проектам «Европы от Лиссабона до Владивостока» и «Европы от Атлантики до Урала». Россия отказалась от поддержки этих проектов и на словах, и на деле. Никаких «общеевропейских» симулякров за счёт нашей страны создаваться больше не будет. Причём по факту это касается не только собственно России или даже «постсоветского пространства», но и всего, что до 1989 года находилось по эту сторону знаменитой «Берлинской стены» и «железного занавеса». Речь теперь идёт только о России (может быть, Евразии, но российской Евразии) «от Владивостока до…» — нужное вставить и подчеркнуть, с учётом известных путинских слов о том, что «границы России нигде не заканчиваются». Причём вышесказанное даже не означает захвата и присоединения территорий иных ныне существующих государств, но всего лишь их достаточно жёсткую переориентацию с Запада на Восток, в сторону Москвы, согласно логике энергетических и прочих обстоятельств, которая, как известно, всегда сильнее логики намерений.
Второй из них, тесно связанный с первым, — выход России из связки евроклиентов США, которой, по сути, и являются весь Евросоюз, а также Совет Европы, в их нынешнем виде. Реальный статус и реальные интересы нашей страны не требуют находиться на одном поводке не только с Польшей, Украиной, республиками Прибалтики и т. п., но даже с Германией, Великобританией и Францией. Мы — не в числе вассалов американского глобализма, которые собраны в Совете Европы. У нас — принципиально иная субъектность и правоспособность: дееспособность, договороспособность и т. д. По большому счёту, выход из Совета Европы будет гораздо более значимым и необратимым шагом, чем проведение специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Это будут «анти-Хельсинки» — имеется в виду Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в столице Финляндии 30 июля — 1 августа 1975 года, который включил «зелёный свет» процессам разрушения Советского Союза и Ялтинско-Потсдамского послевоенного мира. Это уже не тактическое, а стратегическое решение, относительно безболезненно «отыграть» которое не получится не только у России, но и у наших западных «партнёров». Время для такого решения ещё не пришло, но надо признать, что неадекватные действия коллективного Запада его стремительно приближают.
Илл. Карикатурная карта Европы начала ХХ века.