Либеральное лобби в российской "вертикали власти" демонстрирует свою сплоченность и силу. Скандальное "дело Сердюкова" явно спускается "на тормозах". То ли из-за того, что одна из ближайших его подчиненных, "тринадцатикомнатная москвичка" Евгения Васильева, изъявившая желание проживать под домашним арестом вместе со своим бывшим начальником, не только по слухам, но и на деле является близкой родственницей супруги действующего премьер-министра? То ли из-за того, что сомнительные схемы приватизации имущества Минобороны РФ имеют и более высокие этажи? То ли из-за того, что либералам вообще приказано наступать, всячески "мутить воду" и проявлять "больше наглости"?
Ситуация с Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ), который — без всяких на то законных оснований — признан "неэффективным" вузом, подлежащим реорганизации в форме присоединения к "идеологически правильной" Высшей школе экономики (ВШЭ), дошла до бессрочной забастовки студентов и преподавателей, желающих защитить свою alma mater от рейдерского захвата и несогласных с приказом об отставке ректора С.Н.Бабурина. Сам Бабурин, не только известный учёный, но и знаковая политическая фигура 90-х годов, в этой связи обратился к президенту Путину с просьбой разобраться в ситуации. Путин переадресовал его письмо вице-премьеру Ольге Голодец, после чего деятели из Минобрнауки, задумавшие вместе с "подельниками" из Высшей школы экономики (ВШЭ) захватить РГТЭУ, решили — видимо, пока Путин находится за рубежом с рядом официальных визитов — форсировать события. Бабурина уволили, исполняющим обязанности ректора до выборов назначили бывшего проректора Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Андрея Шкляева, перед этим объявив о присоединении РГТЭУ к "Плешке" — видимо, чтобы использовать этот вуз в качестве "промежуточного хозяина", необходимого передаточного звена в этой комбинации.
Сегодня студенты и преподаватели только бастуют против чиновничьего произвола — завтра они могут вынести свой протест на улицы, как это было "парижской весной" 1968 года. Что это: недомыслие и корыстолюбие или чей-то тонкий политический заказ? Развитие ситуации просто заставляет предполагать второе.
Для "расфокусировки" общественного внимания от "дела Сердюкова" возбуждаются "антикоррупционные" дела против депутатов Госдумы от оппозиционных партий: коммуниста Константина Ширшова и "эсера" Олега Михеева. Первого подозревают в вымогательстве и мошенничестве, второго — в незаконном присвоении собственности. Следственный комитет РФ просит Думу лишить этих депутатов парламентской неприкосновенности. Опять же, помимо прямых последствий подобного шага, немаловажны и косвенные, а именно: ущемление интересов и прав "легальной оппозиции" с неизбежной политической радикализацией её.
На этой волне произошла и громкая отставка в самом правительстве: своего поста оказался лишен глава Госстроя РФ В.И.Коган, в прошлом — известный бизнесмен, банкир и человек, входящий в узкий круг близких друзей В.В.Путина. Медведев подписал его заявление об отставке, поданное совместно с предложением перевести Госстрой из подчинения Министерству регионального развития РФ в прямое правительственное подчинение. Тем самым конфликт Когана с новым главой Минрегионразвития Игорем Слюняевым, решившим отобрать у руководителя Госстроя ряд его традиционных полномочий, получил весьма неожиданное кадровое разрешение. Надо сказать, что пост руководителя Госстроя со времен Ельцина считается "сакральным" в кремлёвской системе власти, и что именно через систему Госстроя осуществляется реализация таких знаковых проектов, как прошедший во Владивостоке саммит АТЭС, а также предстоящая Универсиада-2013 в Казани и Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи...
Тем самым налицо не "шизофреничный раскол элит", о котором говорит, например, Михаил Прохоров, а настоящая "война в верхах", попытка прозападного лобби в своих интересах переформатировать "сферы влияния" внутри российской "властной вертикали". Насколько удачной окажется для этого лобби такая попытка, в конце концов, зависит не только и даже не столько от президента Путина, сколько от общественной реакции на очередную демонстрацию разме- ров либеральной наглости.