90-е годы в России стали временем риска, интуиции и предпринимательской смелости. Для Николая Фартушняка этот период стал стартовой площадкой для основания бизнеса. Да еще и не одного. Вспоминаем, как появился «Спортмастер» — бренд, который сегодня знаком каждому, кто хоть раз покупал кроссовки, лыжи или гантели, — и что стояло за успешным ростом компании.
Первый бизнес Николая Фартушняка: как развивалась карьера предпринимателя до создания Спортмастера
Детство будущего известного в России бизнесмена Николя Фартушняка пришлось на 60-е и 70-е годы прошлого столетия. После школы юноша поступил в Московский Физико-технический Институт на кафедру «Аэромеханики и летательной техники». Однако после окончания вуза он не стал связывать свою жизнь с самолетостроением.
Николай Фартушняк чувствовал, что в стране настало благоприятное время для бизнеса и предложил своему брату открыть совместное предприятие. Так, в начале 90-х была зарегистрирована компания «Илион». Через нее Николай и Владимир Фартушняки ввозили в Россию различные товары из-за границы и успешно реализовывали их на внутреннем рынке.
К какой-то одной конкретной нише братья-бизнесмены в то время не привязывались. Они продавали товары абсолютно разных категорий от обуви до конфет. Пока однажды «Его Величество Случай» не привел их в тренажерный зал.
Прародитель Спортмастера: с чего Николай Фартушняк начинал строить свою спортивную империю
В 1993 году начинающий бизнесмен Николай Фартушняк вместе с братом Владимиром отправился в спортзал и был более чем удивлен: в фитнес-центре отсутствовало современное тренажерное оборудование, которое позволяло бы качественно проработать разные группы мышц. Оказалось, что это массовая проблема, и на российском рынке существует острый дефицит как производителей, так и продавцов современного спортивного оборудования. А меж тем спрос на тренажеры неуемно рос, ведь их через раз показывали в голливудских фильмах, популяризируя любовь к тренировкам и заботу о своем теле на большом экране.
Николай Фартушняк осознал, что ему предоставился шанс первому освоить пустующую нишу и не стал медлить. В короткие сроки предприниматель организовал новый бизнес. Николай Фартушняк проанализировал зарубежный рынок производителей тренажеров и заключил договор с компанией Kettler. Так, он начал привозить спортивное оборудование из Германии в Россию для перепродажи.
Изначально все поставки были организованы по 100% предоплате. Но бизнесмен Николай Фартушняк быстро наладил сбыт тренажеров в столице и регионах через газетные объявления по предзаказу. Предприниматель показал настолько впечатляющие результаты, что уже через год сотрудничества руководство Kettler предоставило ему индивидуальные условия закупки.
В 1995 году вместе с братом Николай Фартушняк открыл в Москве магазин «Кеттлер-спорт». Сначала там продавались только тренажеры, но братья-бизнесмены понимали, что рано или поздно спрос на спортивный инвентарь снизится за счет насыщения рынка, и их прибыль существенно упадет. Николай и и Владимир не стали дожидаться этого момента и начали искать новые решения заранее.
Гениальное решение Николая Фартушняка, которое привело к успеху Спортмастера
По инициативе Николая Фартушняка в магазине «Кеттлер-спорт» помимо тренажеров появились сопутствующие спортивные товары — аксессуары для тренировок. Покупатели магазина пришли в полный восторг от фитнес-бутылок для воды, напульсников и повязок, спортивных носков и полотенец. Выручка магазина увеличилась мгновенно. Николай Фартушняк понял, что нашел точку роста для своего бизнеса.
В этот момент в его голове родилась идея расширить ассортимент и создать спортивный магазин абсолютно нового формата. Придуманная Николаем Фартушняком концепция включала в себя:
Формирование категорий товаров по направлениям: для футбола, фигурного катания, йоги, тенниса;
Добавление в ассортимент не только товаров для спорта, но и для активного отдыха: палатки, мангалы, спреи от комаров и клещей;
Сотрудничество с разными производителями в одной и той же нише для комфорта покупателей. Теперь клиенты могли выбирать бренды, исходя из своих потребностей и предпочтений — цены, качества, дизайна;
Запуск программы лояльности для клиентов в виде закрытого клуба, карточка которого обеспечивает скидку на товары магазина.
По задумке Николая Фартушняка, должен был получиться своеобразный универсам, где есть все, что нужно для любого вида спорта и отдыха на природе. На реализацию концепции ушло два года, и в 1997 году был открыт первый магазин торговой сети «Спортмастер», которая пережила ряд экономических кризисов и успешно ведет свою деятельность до сих пор.