Сообщество «На русском направлении» 00:08 3 сентября 2023

Осипов

Православный монархист

Если сегодня, более чем через полвека, перечитывать первые работы Владимира Николаевича Осипова (9 августа 1938 — 20 октября 2020) из его "самиздатовского" журнала "Вече", включённые в "посевовский" сборник 1978 года "Три отношения к Родине", то самым первым и главным впечатлением от прочитанного, безотносительно к неизбежным поправкам на место, время и прочие обстоятельства написания этих текстов, будет предельная искренность автора как основа всякого сказанного им слова и всякой личной оценки. И, как бы ни относиться к его идеологическим и политическим убеждениям, выраженным в "осиповской триаде" "Вера, Царь, Отечество (и русский народ)", тесно увязанной с уваровским: "Православие, Самодержавие, Народность", тот факт, что детское, по сути, "желание любить и верить" ("Будьте как дети!") он пронёс через всю свою долгую жизнь, многое говорит и о самом Владимире Николаевиче, и о глубинных истоках всей русской жизни, современной в том числе. Во всяком случае, о том, откуда и какими путями эти истоки пробивались на поверхность.

"Все мы, будущие крамольники, на заре юности были фанатичными сталинцами. По зову этого человека, казавшегося нам вершиной человеческого ума, воли и совести, мы готовы были сделать всё… Доклад Хрущёва и XX съезд уничтожили нашу веру, вырвав сердцевину мировоззрения, а сердцевиной был Сталин… С ненавистью обманутых фанатиков мы набросились на нашего "оборотня". Чиновники, для которых политический строй никогда не был предметом поклонения, немедленно записали нас в разряд врагов… отшвырнули нас, единственных, кто беззаветно защищал бы систему, ту часть поколения, которая всегда двигала историю, могла бы укрепить и усилить государство…" — этот небольшой отрывок из статьи "Площадь Маяковского, статья 70-я", более чем наглядно демонстрирует, почему социалистический проект победил в "отсталой" православной России, а не в более социально и экономических "развитых" европейских странах или в США, а также почему эта победа, подкреплённая Победой 1945 года, а затем — освоением энергии атомного ядра и прорывом в космос, так и не была продолжена установлением коммунистического рая на земле. "Ибо что может быть важнее Веры?! В ней — смысл жизни, стержень бытия", — скажет Владимир Осипов в своей "лагерной" книге "Дубравлаг". И да, он всю жизнь был неуёмен в своей вере и любви. О нём писали: "Национальный тип русского характера. Сила его часто не в глубине, тонкости или логичности, она — в страстности, в отчаянности поисков Духа…"

Всё начиналось без каких-либо отклонений от общего потока послевоенной жизни: закончив среднюю школу в городе Сланцы Ленинградской области, 17-летний комсомолец Владимир Осипов успешно поступил на исторический факультет МГУ, где проучился почти до конца 4-го курса, активно участвуя в столичной общественной жизни, прежде всего — в поэтических сходках у памятника Маяковскому, ставших "клубом под открытым небом", куда попал благодаря многочисленным после своих поездок на целину университетским и вообще студенческим друзьям. Когда один из них, "бакунинец" Анатолий Иванов осенью 1957 года попал в громкое тогда "дело Краснопевцева" (секретаря комитета комсомола истфака МГУ) и был переведён на "заочку", Осипова сокурсники "отмазали", взяли его на поруки по комсомольской линии, но уже в феврале 1959-го, после ареста Иванова КГБ, Осипов публично выступил в его защиту, за что был исключён из рядов ВЛКСМ и из университета. Но всё же ему позволили доучиться в Московском заочном пединституте, получить диплом преподавателя истории и начать работу по специальности в Москве.

Но, поскольку после этого Осипов, тогда "ницшеанец" и коммуноанархист по своим убеждениям, опять взялся "мутить воду", в октябре 1961 года он был арестован и осуждён на 7 лет по "антисоветской" ст. 70 УК РСФСР. Первый свой срок отбыл от звонка до звонка, отказываясь от сотрудничества с администрациями исправительно-трудовых учреждений (ИТУ); там же, в лагере, в 1963 году совершилась духовная трансформация Владимира Николаевича в "православного монархиста и русского националиста", каким он и оставался до конца жизни. С января 1971 года начал выпуск и распространение машинописных "самиздатовских" журналов "Вече" (10 выпусков) и "Земля" (1 выпуск). Что там проповедовалось? Прежде всего — Россия: "Прекрасная, щедрая, полная любви к своим и чужим. Свободная, ни от кого не зависимая. Неподатливая экспериментам пришельцев. Милосердная и могучая. Единая и неделимая. Любимая навсегда. Встанет из пепла неистребимая птица, взлетит над красной равниной сквозь синее небо к белой звезде". В 1973 году один из выпусков осиповского "Вече" был издан в ФРГ. В 1974 году по личному распоряжению главы КГБ СССР Ю.В. Андропова Владимир Осипов вновь был арестован. Приговор суда — те же 8 лет, по той же "антисоветской" статье. Снова — "отрицаловка" от звонка до звонка, вышел на свободу почти "встык" со смертью Л.И. Брежнева. В 1987 году, уже в условиях перестройки, возобновил выпуск журнала "Земля", участвовал в создании различных общественных организаций, из которых самой известной стал возглавленный им Союз "Христианское Возрождение" (СХВ), был полностью реабилитирован в 1991 году. Настоящий "человек идеи", из тех "диссидентов", которые в СССР отправлялись не на Запад, в эмиграцию, а на восток, за колючую проволоку; после краха Советского Союза не изменил своим взглядам, стал одним из постоянных авторов газет "День" и "Завтра", последняя его заметка "Тихановская тоскует по Березовскому" была опубликована в сентябре 2020 года, за месяц до смерти Владимира Николаевича от коронавирусной инфекции.

1.0x