Сообщество «Форум» 08:31 3 сентября 2020

Осеннее эссе об истинно русском слове.

К 125-летию И.А. Бунина
6

Осеннее эссе об истинно русском слове.

(к 125-летию И.А. Бунина)

Нынешняя осень накрывает наши русские просторы удивительно по-бунински: тихо, тепло и с тем ароматом антоновских яблок, которые гулко падают в заросли трав в пустынных, заброшенных садах.

Вот поэтому нет никакого желания уезжать из деревни в суетливый город, в тот не только атмосферный смрад, но и в словесное непотребство, которое звучит со всех каменных углов и технических приспособлений. У каждого индивида перед глазами только «ГАДжеты», эти ГАДские устройства для того, чтобы люди совсем забыли о существовании друг друга, забыли о книгах, которые были в руках их недавних предков. Современные индивиды, не замечая друг друга, пешком, за рулем автомобиля, в городском сквере, на пляже – везде-везде - отдают свою душу осовремененному дьяволу, подписывают негласный договор с сатаною на потребление всего словесного сора и трескучих ритмов, которые льются из их любимых технических устройств в жутком изобилии. Безвозвратно урбанизированные, сосредоточенные только в городах, оторванные от жизни природы, от почвы, где и должна подпитываться их нравственно-духовная сила, они не способны уже воспринять описательную мощь и красоту русского слова, которыми владели лучшие русские писатели 19-20 веков.

Современная же книга, оцифрованная, перенесенная в Сеть, довольно скупо изображает мир природы, а через него и нравственную суть героев и персонажей. Писатели и поэты начала 21-го века не стремятся поднять читателя на спасительные нравственные высоты, а следуют вниз за нынешней потребностью расчеловеченного читателя видеть только низменное в изображении действительности.

Авторы с непостижимой состязательной охотой спешат отречься от традиционного русского письма, письма еще молодого, которому со времен Пушкина всего лишь двести с лишним лет. Оно, это письмо, еще не полностью как форма освоено, хотя есть его вершины, к которым надо бы приблизиться современным авторам, да не дано Богом.

Чуя свою ущербность в следовании традициям русского художественного письма, нынешние авторы ищут лживые, но шумливые способы самовыражения. Для этого идет в оборот сорное, непотребное авторское слово, нарочито составленная заумная или блатная фраза, а объектом изображения – всё, что ниже пояса.

Как же трудно, невыносимо истинным читателям ощущать себя в этом океане письменной грязи! Читателям, воспитанным на русской классической прозе и поэзии, на органичном для них эстетическом русском ощущении мира, не просто найти среди океана современного словесного непотребства одухотворенную во всех приметах поэтическую, лирическую живопись.

Поэтому такой читатель, чтобы не потерять истинного эстетического вкуса, прочитывает снова то, что является вечным, нетленным. Он, чтобы не погубить вкус, время от времени обращается к великим творцам изящного слова.

Мне по душе такой читатель. Поэтому и я ищу и нахожу для себя повод, чтобы лишний раз обратиться к русской классике. В октябре нынешнего года исполняется 125 лет великому русскому писателю и поэту Ивану Алексеевичу Бунину. В осеннем деревенском затишье читаю его стихи. Бунин любил осень. Но не только осеннее убранство и краски его влекут. Освежающую, оживляющую душу грусть чувствуешь в его чарующих, совершенно левитановских образах, данных через простое, но пронзительное слово.

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука…

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

………………………………………………..

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Обманувшего счастья…

И уже сам по-бунински проникаешься любовью к родному деревенскому краю и тянешься к слову поэта, чтобы запечатлеть, оставить на память, хотя бы самому себе, его русскую грусть, его светлую печаль о волшебном увядании, которое волнует неразгаданной тайной воздействия на душу русского человека: «В пустом, сквозном чертоге сада Иду, шумя сухой листвой Какая странная отрада Былое попирать ногой! Какая сладость все, что прежде Ценил так мало, вспоминать! Какая боль и грусть - в надежде Еще одну весну узнать!»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
3 сентября 2020 в 09:19

Бунин типичный, совершенно наш нынешний писатель, творивши й на потребу невзыскательной публики. Живя в России, до революции писал модные грустные рассказики про русскую природу и деревенскую печаль. Перебравшись за границу, лихо написал "Солнечныйудар", в котором грусть сменилась на то, что автором статьи названо "всё, что ниже пояса". Да и кому он был нужен за границей со своими описаниями русской природы? А сколько этаких писателей, переобувшихся на ходу, видим мы сейчас в нашей - современной - России! Вот такая она - наша совесть!

3 сентября 2020 в 09:51

Я не хочу оценивать мировоззренческую позицию Ивана Бунина. Она мне глубоко враждебна.
Что же касается его СЛОВА, то есть владение им, то оно безупречно по изяществу и художественной насыщенности. Бунин, взыскательный к себе художник, не мог писать для моды. Это бессовестный наговор на Мастера слова. Отрицать его мастерство - это вступить в позорный союз с невежами и невеждами. поэтому мне удивительно, что Александр примкнул к таковым.
И еще: нельзя смешивать идеологическую позицию писателя с объективным содержанием его произведений. Они зачастую в противоречии. Возьмите Тургенева хотя бы. В "Отцах и детях" он хотел отхлестать нигилиста Базарова, но "выпорол отцов". Или роялиста, истинного монархиста Оноре де Бальзака. В "Человеческой комедии" он подверг жесточайшему разоблачению разложившийся аристократический класс и зародившуюся буржуазию с её звериной алчностью. Или, например, преданнейшего коммунистическим идеалам Шолохова, какого историческая правда заставила точнейшим образом открыть миру трагические метания казачества. Причем с такой симпатией к ним, что сердце разрывается... Да и сам Бунин, искренне ненавидевший разговоры о социальной справедливости, из рода столбовых дворян, ценивший свой аристократизм и клан, так обрисовал в "Деревне" выпуклую неправоту своего класса, что хоть в революционеры записывай. Так что читайте. читайте вдумчиво и глубоко русскую и зарубежную классику. Еще не поздно...

3 сентября 2020 в 12:17

Очень верно про гаджеты сказано. У писателей и сценаристов сейчас столь обширный казалось бы материал для написания чего либо увлекательного раскрывающего суть сегодняшних событий , но нет ничего интересного Театр жутко отстал от жизни Бунина в школеине проходили поэтому я его плохо знаю Читал Темные аллеи Стихи предпочитаю Есенина

3 сентября 2020 в 12:57

Бунин конечно русский классик.И всё же его проза намного сильнее его стихов. Он - поэт любовной, романтической прозы, мастер такого повествования. Но и тут первозначно дело вкуса. Его стихи об осени однозначно печальны, грустны, а это слишком простовато для поэта. Высокий поэт, понимая осень - как только звено в цикле цельного года, восторгается, восхищается этим волшебством сути времени, прекрасным смыслом преходящести, являющим тайну вечности. Пушкин в унылой поре видел "очей очарованье", ему приятна её "печальная краса", он любит "пышное природы увяданье". Очарованный Есенин видит , как "тихо с клёнов льётся листьев медь". Тютчев, подобно японскому дзенскому поэту восторгается дивной порой первоначальной осени с её хрустальным днём и лучезарными вечерами. И заканчивает стих не мрачной тоскливой безысходностью, а соучастием в празднестве перемен:
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

3 сентября 2020 в 20:34

И Пушкин, и Есенин, и Тютчев были, в первую очередь ПОРЯДОЧНЫМИ людьми. Впрочем, для таланта это, видимо, не обязательно. Одна только демонстрация Буниным его отношения к Мировой войне обнуляет весь его соупер-русский патриотизм. Единственное, что можно поставить в плюс - его оценка Февраля 1917 как никчёмной затеи. А стихи, что ж, сейчас, как и в его время, ими удивить трудно!

3 сентября 2020 в 13:31

Уважаемый Михаил! Я часто слушаю ралио "Вера". Не всё там мне по душе (особенно мстительное,не православное неприятие большевизма),но в стихотворно-песенной части там столько нравственного чистого,в том числе и советского. Приведу по памяти стихотворение-песню "Птицелов". Какая гармония природного и социального. Найди и послушай,не пожалеешь.

Птицелов,птицелов,покажи мне свой улов,
От одежды твоей пахнет хлебом.
Божий дар,твой товар,не носить бы на базар,
Отпустить бы соловья прямо в небо.

В тесной клетке твоей петь не будет соловей,
Будут сниться ему лес и поле,
Словно снег для зимы и как странник для сумы,
Он рождён соловьём петь на воле.

Хорошо бы ему,позабыв свою тюрьму,
Воздух трелью пронзить на просторе,
Мир замрёт не дыша,вздрогнут листья как душа,
И ЗАПЛАЧЕТ ЗЕЛЁНОЕ МОРЕ. (курсив мой)

Птицелов,птицелов,разве это ремесло -
Отбирать голоса у природы?
Божий дар - твой товар,не носить бы на базар,
Отпустить бы соловья на свободу.

1.0x